Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
Древнейшие государства Эгейского бассейна

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 14 из 15


Микенская Греция

Общественные отношения

Надпись линейным письмом Б, содержащая  опись бронзовых сосудов. Глиняная табличка из Пилоса. XIV век до н.э.
Надпись линейным письмом Б, содержащая опись бронзовых сосудов. Глиняная табличка из Пилоса. XIV век до н.э.
      

После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских и пилосских табличек со знаками линейного письма В, которые в течение полувека представляло собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношении микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. По-видимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов; обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле, многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно, в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой — 50 мечей, в третьей — 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи — термин, которым обозначались племенные вожди (“цари”) в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, по-видимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Источник: Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
    

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 14 из 15

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга