Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ХЕТТСКОЕ   ГОСУДАРСТВО

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 13 из 15


Хеттская держава в XV—XIII вв. до и. э.
Хеттская культура

Хетты так и не создали своей письменности. Они переняли из Северной Сирии или Северной Месопотамии вавилонскую клинопись. Родственное хеттам- несийцам земледельческое население, жившее по соседству с ними, южнее и юго-восточное (среди них были, возможно, и лувийцы), создало—может быть, под некоторым влиянием египетского иероглифического письма —собственное иероглифическое письмо. Последнее было воспринято и хеттами, но оно использовалось ими почти исключительно как монументальное и декоративное письмо, для написания же документов и литературных текстов применялась одна лишь клинопись. Вместе с тем хетты восприняли также богатую религиозную литературу Вавилонии, начиная с мифов и кончая текстами магического содержания, предсказаниями и заклинаниями. Восприятие элементов вавилонской религии привело к увеличению и без того многочисленного хеттскою пантеона богов и к чрезвычайному многообразию верований, бывшему следствием сложности и пестроты этнического состава населения Хеттской державы и зависимых от неё стран.

Многообразие напластований в религиозном мировоззрении хеттов нашло своё отражение в мифах о боге бури и о драконе Иллуянке, в образе которого причудливо переплелись религиозные представления древнейшего населения Малой Азии, племен, говоривших на языках, принадлежавших индоевропейской семье, и, наконец, хурритов и вавилонян.

Хеттские писцы нередко упоминают имена авторов произведений. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных и магических текстов стало известным и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми и о применении их (Киккули). Своим включением в царский архив этот учебник, заимствованный у митаннийцев, был обязан, очевидно, той громадной роли, которую играли колесницы в хеттском войске.

В богазкёйском архиве оказались фрагменты эпоса о герое, имя которого Гисгиммас. Изучение фрагментов показало, что этот эпос являлся по существу пересказом мотивов и сюжетов великого памятника народного творчества Шумера и Аккада— эпоса о Гильгамеше. Даже имя шумерского героя сохранилось, хотя оно было изменено на хеттский лад.

Астрономические, исторические и словарные тексты, дошедшие из богазкёйского архива, свидетельствуют о зависимости их от соответствующих вавилонских текстов.

Что касается хеттского изобразительного искусства, его оригинальной чертой была самобытная монументальность. Она нашла своё выражение в знаменитых рельефах, изваянных вблизи Богазкёя на группе скал, названных нынешним местным турецким населением Язылы-Кая, т. е. “надписанной скалой”, “скалой с изображениями”. На них изображены десятки божеств, принимающих участие в священных процессиях. На хеттское искусство оказало влияние хурритское, а через него и вавилонское искусство.

Заслуживает внимания архитектура столицы Хеттской державы — Хаттусы, раскопанной на месте Богазкёя. Город был окружён каменными стенами циклопической кладки, которые вместе с монументальными башнями превращали его в мощную крепость. Для устрашения наступавшего врага в воротах города стояли по две колоссальные статуи львов. Стены дворцов украшались изнутри каменными плитами.

Хеттская культура имела большое историческое значение, поскольку хетты и воспринявшие их наследие народы Малой Азии более позднего времени являлись важнейшими посредниками, передававшими достижения вавилонской культуры народам тогдашней Европы.

Источник:  Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
       

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 13 из 15

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга