Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ИНДИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 37 из 38


Индия при кушанах и гуптах
Уменьшение роли буддизма

Страж (дварапала). Рельеф на внутренней стороне первого столба Восточных ворот Большой ступы № 1. Санчи
Страж (дварапала). Рельеф на внутренней стороне первого столба Восточных ворот Большой ступы № 1. Санчи
     

Ни одна из попыток создания прочных общеиндийских государственных объединений не оказалась состоятельной. Распространение буддизма в качестве господствующей религии было столь же мало успешным, хотя он и стал впоследствии одной из мировых религий.

Наибольшего распространения буддизм достиг там, где рабовладельческие отношения были более развитыми (главным образом долина Ганга), или там, где он пользовался поддержкой государственной власти (например, в Северо-Западной Индии при Кушанах).

Стоящий Будда. Султангандж, Бенгалия. Медь. Первая треть V в.
Стоящий Будда. Султангандж, Бенгалия. Медь. Первая треть V в.
     

На основной территории продолжали преобладать местные племенные религии, объединяемые обычно под общим наименованием — брахманизм. Но даже в районах своего наибольшего распространения буддизм был связан главным образом с городом; в сельских же местностях старые общинные религиозные верования и культы продолжали существовать наряду с буддизмом. Это обстоятельство, а также то, что буддизм должен был приспосабливаться к обстановке политической раздробленности (кушанское объединение охватывало далеко не всю Индию и было относительно кратковременным), наложило на него свой отпечаток. Буддийское духовенство начинало приспосабливать культ и вероучение к племенным и общинным верованиям.

Во времена Канишки (I — II вв. н. э.) в отличие от более раннего буддизма, именовавшегося хинаяна (малая колесница”, т. е. “узкий путь спасения”), оформляется новая форма буддизма махаяна (“большая колесница”, т. е. “широкий путь спасения”).

Голова Будды. Гандхара. Известняк. Ill — V вв.
Голова Будды. Гандхара. Известняк.
Ill — V вв.

Голова Будды. Сарнатх, штат Уттар-Прадеш. Чунарский песчаник. Около V в.
Голова Будды. Сарнатх, штат Уттар-Прадеш. Чунарский песчаник. Около V в.

 

Будда в позе поучения закону.
Будда в позе поучения закону.
Сарнатх, штат Уттар-Прадеш. Чунарский песчаник.
Период Гуптов, V в.

    

Сидящий Будда. Тахт-и-Бахи. Серый сланец. Гандаха, II — III вв.
Сидящий Будда. Тахт-и-Бахи.
Серый сланец. Гандаха, II — III вв.

Будда в махаяне из учителя, указавшего путь к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращается в божество. Для культа Будды, которого теперь стали считать могущественнейшим из богов, строятся огромные храмы. Создается учение об аде и рае, вводится культ бодхисаттв, т. е. святых, уже достигших ступени Будды, но на время добровольно отказавшихся войти в нирвану для того, чтобы наставлять прочих людей на путь истинный. Приобретает огромное значение обрядовая сторона культа с элементами магии, для чего используются более широко, чем прежде, произведения изобразительного искусства, пышные процессии и церемонии. В завуалированной форме в буддийский культ вводятся даже жертвоприношения — в виде приношения цветов, воскуривания благовоний и т. д.

Роль буддизма при Гуптах снижается: даже цари этой династии не были буддистами. Местные религии, включавшие в себя многочисленные элементы брахманизма, а в значительной мере и буддизма, оказались гораздо более живучими в условиях феодальной раздробленности Индии в период средневековья и начали постепенно вытеснять буддизм. Благодаря синтетичности эти местные религии послужили основой того комплекса религиозных верований, который обычно называется индуизмом.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
       

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 37 из 38

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга