Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
МАЙЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Майя

 
Каменные фантазии майя

Еще в XVI в. испанские завоеватели были поражены развалинами неизвестных городов, которые встречались на пути. Размеры и красота этих памятников неизвестной цивилизации удивляют и восхищают и в наше время.

Сейчас известно более 500 городов майя. Копан, Тикаль, Паленке, Пьед-рас-Неграс, Ушмаль, Чичен-Ица, Бонампак, Сайпль, Коба - самые главные из них.

Мастера майя умели прекрасно обрабатывать многие горные породы, камень широко применялся в монументальной архитектуре ; прикладном искусстве, при строительстве дорог, в скульптуре, в ритуальных целях. Сохранились описания работ в древних каменоломнях. Поверхность скалы выравнивалась и размечалась на части канавами. В них выдалбливались глубокие отверстия, в которые загоняли деревянные клинья. Канавы заливали горячей водой, клинья разбухали и раскалывали скалу на части. Блоки обрабатывали молотками из кремня и диоритовыми резцами. Монументальные сооружения - дворцы и храмы были в основном двух типов. Для первого характерна форма четырехгранной ступенчатой пирамиды с большим числом уступов. Наверху пирамиды находился храм. По склону пирамиды шла очень крутая и широкая лестница. Площади и дворы окружали строения узкой и вытянутой формы, состоящие из нескольких помещений. Для культовой игры в мяч майя строили стадионы.

Монументальные здания воздвигались на огромных насыпях из земли и щебня, покрытых каменными плитами или штуком (смесь извести с песком и распавшимся в щебенку известняком). Иногда для пьедесталов зданий использовались скальные выступы. В этом случае каменотесы сглаживали их, придавая заданную форму, и облицовывали прямоугольными камнями в определенном порядке. Пирамиды украшали карнизы, платформы и террасы. По верху фасада шли каменные барельефы.

Необычна планировка храма в Кочане. Он сооружен из прекрасно обработанных глыб зеленоватого туфа. Ко входу в храм ведет массивная лестница с очень крутыми ступенями. Вход в святилище - это огромная раскрытая пасть змеи. Орнаментом из кружков и шести изогнутых клыков обозначена нижняя челюсть змеи. Кружки на фасаде отмечают края рта. Широкая прямоугольная панель над входом изображает верхнюю челюсть. Роль коренных зубов играют большие круглые камни, выступающие из стен, а клыки и резцы меньшего размера. Для храмов на полуострове Юкатан также характерно подобное оформление. В VII - IX н.э. появляются сооружения в ином архитектурном стиле. Для него характерно широкое использование тесаного камня в облицовке зданий. Из тонких каменных пластин выкладывались изображения ягуаров, змей, разных чудовищ, фантастические маски. Почти все постройки украшались геометрическими орнаментами. Поражает, с какой точностью тысячи пластин, из которых составлены каменные картины, пригнаны друг к другу; некоторые элементы облицовок весили до 80 килограммов и достигали в длину 90 сантиметров. Для облицовки дворца губернатора мастера использовали 20 тысяч пластин. Колонны, стелы, алтари также характерны для зодчества майя. Удивляют каменные скульптуры из Киргуа и Копане - зооморфы. Это огромные валуны, которым придана форма ужасных существ, похожих одновременно на жабу и черепаху, и т.д.

Майя строили прекрасные дороги, соединявшие их города. Их основанием служила насыпь из щебня и гальки, облицованная плитами известняка. Покрытие состояло из толстого слоя штука, плотно утрамбованного каменными катками. В Паленке, Пусильхе, Эль-Бауле и Агуатеке до сих пор сохранились каменные мосты, сооруженные древними строителями.

Для мелких скульптурных изделий мастера использовали нефрит, оникс, жадеит, кремень глину. В Центральной Америке имелись собственные залежи нефрита, который довольно сильно отличался от азиатского. В городах Тонина и Небах изготавливали самые совершенные изделия из нефрита. Его обработка требовала много времени: кусок камня распиливали лучковой или бамбуковой пилой, подсыпая кварцевый или нефритовый песок. Отверстия делали сверлами - массивными (из хлормеланита, редкого минерала) или полыми (из бамбука, костей птиц, тростника). Затем камень покрывался резьбой, шлифовался, а если нужно, и полировался. Из нефрита получали различного вида таблички и дощечки, на которых изображались фигуры правителей, героев, богов. Любопытна так называемая лейденская табличка, найденная в 1864 году около Пуэрто-Бариоса (Гватемала). На лицевой стороне тоненькой дощечки из бледно-зеленого нефрита торжествующий победитель попирает ногами поверженного противника. На обратной стороне вырезана дата 8.14.1.3.12, соответствующая 320 г. н. э. Археологи считают, что эта табличка была, вероятно, знаком отличия тикальского правителя. Из нефрита мастера майя делали также статуэтки людей и животных, бусы, губные и ушные вставки, сложные серьги, топоры-кельты; маленькими кусочками нефрита инкрустировали зубы, изготавливали посмертные мозаичные маски. В саркофаге храма Надписей (Паленке) найдена погребальная маска размером 24х18 см, состоящая из 200 кусочков нефрита. Великолепно переданы не только внешние черты правителя, но и его возраст и суровый, беспощадный характер. Чрезвычайно красивы и разнообразны подвески из нефрита. В погребении города Тикаля была найдена голова молодого воина в шлеме из светло-зеленого нефрита (II-IX вв.). Позже (X-XV вв.) изделия из нефрита становятся грубее по форме и технике обработки камня.

Майя также добывали и обрабатывали кварц, горный хрусталь, сланец, алебастр, слюду и другие горные породы и минералы. Зеркало из целого куска колчедана было найдено в Лавадеросе.

В Лабаантуане (ныне в Белизе), в 1927 году нашли женский череп из полированного кварца массой 5 кг. Исследование под микроскопом установило, что череп высечен из огромного кристалла кварца без применения металлических орудий. Мельчайшие детали выполнены с поразительной точностью; изделие отполировано смесью кварцевого песка и кварцевой крошки, приготовленной в виде пасты. Нижняя челюсть подвижна и закреплена в полированных гнездах. Если череп подвесить в воздухе, то достаточно небольшого усилия, чтобы челюсть начала двигаться. Создавалось впечатление, что череп заговорил. Световые эффекты в этом черепе удивительны - свеча, поставленная под ним, вызывает блеск в глазницах. Если свечу заменить каким-нибудь предметом, то при определенном положении он будет виден в глубине черепа. Эти оптические эффекты вызваны сложной системой призм, линз и каналов внутри этого изделия. Археолог Митчел-Хеджес считает, что череп играл важную роль в религиозных обрядах майя.

Длина широко использовалась майя в культовой и бытовой керамике, но следует отметить что они не знали гончарного круга. Оружие и режущие орудия труда древние мастера изготавливали из кремня и обсидиана (природное вулканическое стекло). Обсидиан добывался в Эль-Чайале около Копана, Киригуа и Пачуки; кремень поставлялся из Юкатана. В захоронениях и в основаниях стел найдены фигурки из кремня, служившие, вероятно, знаками отличия при церемониях. Кинжал с рукояткой, изображающей пернатую змею из Киригуа, ажурная пластинка с человеческими головами по краям из Эль-Пальмара, фигурки жреца с ножом в руке из Копана - примеры высокохудожественных изделий. Мастера майя применяли краски минерального происхождения, а технология изготовления синей краски до сих пор не раскрыта - в краске присутствует неизвестное органическое вещество.

Глова "неизвестно", "загадочный" - очень популярны, когда читаешь о древних племенах Америки. В газетной статье невозможно рассказать об удивительно? цивилизации майя, об их достижениях в области астрономии, математики, строительства и искусства. Мы лишь надеемся пробудить интерес наших читателей и своими статьями вызвать желание почитать об этом в книгах.

Автор: Л. Горовенко
Источник: www.espana.ru
  

<<НазадОглавлениеДалее>>

Майя

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга