Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
МАЙЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 1 из 12

    
Происхождение. История

Физический тип майя хорошо демонстрируется на этом скульптурном изображении из гипса, найденном в Паленке (Чиапас). Классический период.
Физический тип майя хорошо демонстрируется на этом скульптурном изображении из гипса, найденном в Паленке (Чиапас). Классический период.

В доколумбовскую эпоху майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами, большая протяженность береговой линии. Зона майя занимала площадь современных штатов Кинтана Роо, Кампече, Юкатан, Табаско и восток Чиапас в Мексике; Гватемалу, Белиз, западную часть Гондураса и Сальвадор.

Эта территория делится на три большие зоны. Первая, Южная, расположена на тихоокеанском побережье, гватемальских возвышенностях, занимает часть Чиапас и Сальвадора. На высоком плоскогорье находятся озера вулканического происхождения.

Вся эта местность характеризуется изобилием фруктовых деревьев и богатой фауной. Среди пернатых особый интерес представляет птица кетцаль, которая для майя была священной, т.к. они считали ее посланником богов. Вторая, или Центральная, зона более обширна. Она захватывает департамент Петен в Гватемале, часть Гондураса, Чиапас, Табаско и юг полуострова Юкатан в Мексике. Это тропическая сельва с жарким влажным климатом. По этой территории протекают различные реки. Река Грихальва впадает в Мексиканский залив, а Ольмуль, Ондо, Сарстун и Мопан — в Карибское море.

Эта зона сельвы и пастбищ богата деревьями ценных пород, такими, как кедр. Животный мир этого района считается самым разнообразным на территории майя. Третья, или Северная, зона занимает северную половину полуострова Юкатан, с его каменистыми равнинами. Эта зона отличается крайней засушливостью, растительность представлена низкими кустарниками и большим разнообразием лекарственных трав. Есть в зоне три небольшие реки: Лагартос, Ондо и Чампотон и озеро Бакалар. В этой каменистой почве, где фильтруется дождевая вода, формируются карстовые пещеры с подземными озерами. Они открываются, когда обрушивается верхняя часть пещеры. В древности эти озера имели очень важное значение, т. к. обеспечивали население водой, необходимой для существования. Рядом с ними древние майя основали некоторые свои города. Наиболее выдающимся был город Чичен-Ица, в чье Священное озеро сбрасывались люди, каучук, жад, сосуды, четки и предметы из золота.

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви.

В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500 г. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура.

Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Это породило ряд различных теорий в отношении того, какое место можно назвать колыбелью культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. Вторая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на себе влияние культуры ольмеков.

Культура ольмеков считается пракультурой, т. к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики. К наиболее значимым элементам культуры, заимствованным майя у тольтеков, относятся: архитектурные детали, система исчисления и простейшие календари на базе двадцатеричной последовательности, которая позже преобразовалась в точный календарь майя.

Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Основываясь на этом, исследователь X. Эрик С. Томпсон выделяет следующие периоды:

Формативный период, или Доклассический: с 500 г. н. э. по 325 г. н. э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя.

Классический период: с 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325—625 г. н. э.), когда прекратилось влияние извне и появились собственные черты, как, например, конусная арка в строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период расцвета (625—800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800—925 г. н. э.) — время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.

Переходный, или Interregnum: с 925 по 975 г. н. э. Отмечается упадок культуры почти до уровня периода формирования.

Майя-Тольтекский: с 975 по 1200 г. н. э. В эту эпоху заметны влияния групп, говоривших на языке науатль и культуры тольтеков. Рождается культ Кетцалькоатля (Пернатого змея), которого майя называли Кукулькан. Возникают межплеменные союзы майя и науа.

Период Захвата мешиками: с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке. Первая встреча произошла в 1511 г., когда затонуло судно экспедиции Вальдивии, совершавшей рейс из Панамы в Санто Доминго. Двое спасшихся, — Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар, — были взяты в плен. Герреро принял обычаи майя, женился, имел потомство и даже участвовал на стороне майя в борьбе против испанцев. Агилар же пробыл рабом, а в 1519 г. присоединился к Кортесу и был одним из его переводчиков в период захвата Мексики.

Юкатан открыл в 1517 г. Франциско Эрнандес де Кордоба, а между 1523 и 1525 г. Педро де Альварадо захватил гватемальскую территорию. В 1526 г. Франциско де Монтехо (отец) начал захват полуострова, который завершил Франциско де Монтехо (сын), основав города Мерида (1542г.) и Ваядолид (1543 г.). Последний редут майя, — город Таясал, не был захвачен испанцами до 1697 года.

Источник: "МАЙЯ: История, искусство и археология" Mexico, D.F., Mayo
   

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 1 из 12

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга