Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ПЕРСИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Персия

 
Цивилизация древнего Ирана

Две с половиной тысячи лет назад иранский царь Дарий I приказал своим слугам нанести длинную надпись на высокой отвесной скале, которую по имени соседнего селения называют Бехистунской. Прочитать ее снизу невозможно - от земли ее отделяют 105 метров. Первые европейские путешественники, чтобы ознакомиться с надписью, вынуждены были пользоваться помощью ловких иранских мальчишек, добиравшихся до самых дальних уголков 22-метровой надписи и зарисовывавших древние письмена.

Ясно, что надпись на скале не предназначалась для человеческих глаз. В то же время Дарий рассказывает в ней о событиях, хорошо известных людям его страны: как он стал царем Ирана, убив самозванца Гаумату, полугодом ранее захватившего престол. Кому же Дарий хотел поведать о случившемся? Вероятно, богам и вечности. Очевидно, что новый царь придавал очень большое значение своей победе над Гауматой и хотел сохранить память о ней на вечные времена.

Верховный бог иранцев Ахурамазда изображен на каменной иллюстрации к надписи с поднятой правой рукой, благословляющей Дария; левой же он вручает Дарию кольцо - знак царской власти. Дарий полагал, что сами боги возвели его на трон, поручив ему дело спасения и укрепления державы, и он смог выполнить эту задачу. События, о которых рассказывается в Бехистунской надписи, действительно сильно повлияли на ход истории Древнего Мира. Истоки их относятся, однако, к гораздо более давним временам.

О ранней истории иранцев мы знаем немного. Их предки, родичи индоариев по культуре и языку, заселили Иранское нагорье во второй половине II тыс. до н.э., когда древнейшие государства Египта и Междуречья уже миновали время своего наивысшего

расцвета. Начиналась эпоха ассирийского господства в Передней Азии, и иранцы вместе с близкородственными им мидянами вынуждены были признать себя подвластными ассирийским царям. Мидия располагалась гораздо ближе к ассирийским владениям, поэтому ее население намного раньше иранцев оказалось втянутым в "большую политику" Древнего Востока и стало играть в ней видную роль. Иранцы все еще продолжали жить родами и племенами, когда в 7 в. до н.э. у мидян уже было сильное государство, царская власть и могущественная армия. В 614 и 612 гг. до н.э. мидийский царь Киаксар, вступив в союз с Вавилоном, принял активное участие в разгроме Ассирии. Киаксар и его преемники не смогли присоединить все владения погибшей ассирийской державы, но все же мидийское царство к 600г. до н.э. значительно усилилось, и иранцы подчинялись теперь своим соседям и родичам.

К началу 6 в. до н.э. иранцы во многом отличались от других народов Древнего Востока. В Иране нет крупных рек и обширных долин, т.е. условий для орошаемого земледелия. Поэтому там не было и чиновников, которые сгоняли бы народ на работы, не было и храмов, которые руководили бы жизнью людей в общине. Управляли иранцами не столько цари из рода Ахменидов, сколько племенные вожди; жрецы приносили жертвы богам под открытым небом. Каждый мужчина был гордым воином, свободным и полноправным человеком. Когда Иран уже стал великим царством, иранцы были освобождены от работ на строительстве царских дворцов - они считались унизительными. Иранцы не платили денежных налогов. Время от времени народ посылал своему царю продукты питания; как и древние времена, племя продолжало кормить своего вождя, как бы забывая о том, что теперь тот распоряжался самой богатой в мире казной.

Вольнолюбивый характер особенно ярко проявляли представители знати. Очень долго они считали себя равными царям: требовали, чтобы те женились на их дочерях, или, например добивались права входить в царские палаты в любое время. Знать пользовалась поддержкой племенных военных отрядов, а цари сильно зависели от иранского войска: именно воины провозглашали имя нового царя при смене правителей. Царь, не получивший одобрения войска, мог не удержаться на троне.

Можно заметить, что управлять иранцами было довольно трудно. Молодой правитель из рода Ахеменидов, Кир II, пришедший к власти в 558г. до н.э. и объявивший себя царем всех иранцев, понимал сложность стоящих перед ним задач. Сплотить подданных Кир мог, организовывая военные походы против соседних народов и пообещав иранской знати большую добычу. Но молодой царь видел, что сил одних иранцев для этого недостаточно.

И тут в его руках оказался важный козырь - иранский царь по матери приходился внуком мидийскому царю Астиагу. Кир предъявил права на мидийский престол. Мидийская власть рассчитывала на то, что от неопытного правителя-чужака легко будет добиться уступок в свою пользу. Под ее давлением Астиг вынужден был объявить Кира своим наследником. В 550г. до н.э. Кир стал царем Ирана и Мидии. С этого момента у иранской державы стало как бы две головы: одна - в Экбатанах, столице Мидии, другая - в Пасаргадах, столице Ирана.

Планы своих завоеваний Кир хитро и тонко продумал. В первую очередь он сокрушил серьезного соперника - государство Лидия, располагавшееся в Малой Азии. Потом Кир покорил родственные иранцам племена Средней Азии.

Тем самым близкие друг другу народы были объединены в единое государство. Только после этого, в 539 г. до н.э., Кир выступил в поход против Вавилона. Великий город уже со всех сторон был окружен иранскими владениями и после двухмесячного сопротивления сдался Киру. Сдались ему и многие торговые города, расположенные на побережье Средиземного моря, т.к. купцы видели в завоевателях вполне приемлемых хозяев: ведь иранцы сами не занимались торговлей и не угрожали их прибылям. Немаловажным было и то, что Кир вел себя милостиво с народами порабощенных стран, уважал местные обычаи, почитал местных богов и не отягощал население наложением большой дани.

Менее чем за двадцать лет Кир II создал огромную державу, включавшую в себя Малую Азию, Закавказье, Сирию, Палестину, Междуречье, Иранское нагорье, Среднюю Азию. При сыне Кира II Камбизе к державе был присоединен Египет, а при его преемнике Дарии – северо-западные области Индии. Надо сказать, что Кир пользовался уважением своих разноязычных подданных: иранцы называли его "отцом", другие народы империи почитали как справедливого и милостивого царя.

В 530г. до н.э. Кир погиб во время схватки с кочевым племенем массагетов на восточном берегу реки Амударьи. А еще через восемь лет держава оказалась на грани развала. И иранская, и мидийская знать были недовольны усилением власти царей из рода Ахеменидов. Обострились противоречия между иранцами и мидянами. Народ-войско чувствовал, что его права постепенно урезают, и готов был постоять за себя. В завоеванных странах от новых хозяев ждали установление твердого порядка, безопасности торговли, введения единой денежной системы во всей Передней Азии. Вместо этого иранцы все глубже утопали во внутренних распрях. Наконец на престоле появилась такая сомнительная личность, как самозванец, объявивший себя Бардией, братом Камбиза.

История с самозванцем сложна и запутана. Одни историки считают его настоящим царевичем. Другие же, наоборот, доверяют Бехистунской надписи Дария, в которой названо подлинное имя Лже-Бардии - маг Гаумата. Нового царя поддержали мидийская власть и часть войска. Знатные иранцы не признали его прав и организовали против самозванца заговор, душой которого и стал уже знакомый нам Дарий, принадлежавший к царскому роду Ахеменидов. Осенью 522г. до н.э. заговорщики проникли в крепость, где жил Бардия, убили его и посадили Дария на трон. Около года Дарий I подавлял восстания, вспыхнувшие в во всех частях государства. "...Сделавшись царем, я дал 19 сражений, по воле Ахурамазды победил я в них и пленил 9 царей", - так рассказывает в Бехистунской надписи сам Дарий. После этого царь приступил к проведению реформ, которые полностью изменили облик державы и позволили ей просуществовать еще около 200 лет.

Прежде всего Дарий низвел Мидию до положения рядовой провинции; мятежная мидийская знать больше не поднимала головы. Опасной для царя была и его сильная зависимость от иранской знати. Дарий, вероятно, делал серьезные уступки своим союзникам по заговору, которые представляли семь знатных иранских родов. Всячески ублажая этих людей, Дарий, однако, перевел всех чиновников управлявших страной от его имени, в город Сузы, расположенный в Эламе. Делить власть он ни с кем не собирался.

Дарий, подобно опытному шахматисту, задумал сложную комбинацию в политической игре. Главной задачей было оторвать знать от племен, лишить ее военной поддержки, привлечь знатных иранцев на царскую службу.

Ради этого Дарий стал раздавать знатным людям важные посты в провинциях, которые стали называться "сатрапиями". Наместник провинции назывался "сатрапом". Конечно, существовал риск, что могущественные правители захотят вести себя независимо. На этот случай предусмотрел разделение власти в сатрапиях между чиновниками и военными командирами. В распоряжении сатрапов не было войск, а военные не имели никакой власти над местным населением. К тому же сатрапы и военачальники обязаны

были доносить друг на друга царю. Замысел Дария был очень прост: во-первых, представители иранской власти отрывались от своей племенной опоры и удалялись из столицы; во-вторых, они начинали служить державе и царю; в-третьих, они были не опасны без поддержки армии. Преемникам Дария на иранском престоле не удалось сохранить разделение военной и чиновничьей власти в сатрапиях.

Независимость царя от знати и народа-войска следовало подкреплять богатой царской казной. Дарий навел строгий порядок в сборе государственных налогов, за что получил от современников прозвище "торгаш". В большинстве "сатрапий" налоги брали серебром, и каждый год в кладовые Дария поступало свыше 200 тонн благородного металла. За время существования державы иранские цари накопили огромные богатства, поражавшие воображение современников. Часть их позднее досталась грекам во время похода Александра Македонского.

Оправдал Дарий и надежды населения сатрапий на установление порядка в государстве. Он провел хорошие дороги, охранял их, наладил почтовую связь, стал чеканить ходившую во всей империи золотую монету - дарик. Дарий стал не только царем иранцев, но и других народов империи. Сириец, финикиец, вавилонянин, индиец, грек - все они чувствовали себя теперь не столько рабами царя, сколько его подданными. Каждый из них мог обратиться к царю с жалобой на неправильные действия чиновников; знал, сколько налогов он должен был уплатить царю, не подвергаясь разорению. Верховную власть иранского царя признавали даже гордые греки, жившие в богатых торговых городах Малой Азии, на побережье Эгейского моря. Первым из восточных царей Дарий поставил свои отношения с подданными на деловую основу: он даровал людям мир и процветание, но брал за это немалые деньги. Он рассматривал созданное им государство как большую, сложную, нужную всем машину.

Для Древнего Востока такой взгляд на вещи был совершенно необычным. К сожалению, преемники Дария на иранском престоле не поняли, насколько хрупким было созданное Дарием равновесие. Они стали допускать объединение чиновничьих и военных должностей в одних руках, отдавать сбор налогов на откуп торговым домам Вавилона, бессмысленно накапливать сокровища в своих кладовых, лишая рынки звонкой монеты. Главной же их ошибкой стал полуторавековой конфликт с греческими городами государствами. Столкновения с греками, собственно, начались еще при Дарии, но участились они при его сыне Ксерксе. Созданная Дарием политическая система не была рассчитана на ведение обременительных длительных войн. Гибель ее была предрешена задолго до того, как в 334 г. до н.э. Александр Македонский выступил в поход против Ирана.

Греки немало постарались, чтобы последующим поколениям представить иранцев "народом рабов", а их царей как "деспотов". Вряд ли стоит полностью доверять точке зрения победителей...

Дарию I было о чем поведать богам в надписи на Бехистунской скале. Не зная еще слова "история", Дарий уже чувствовал себя ее творцом.

Источник: неизвестен

   
<<НазадОглавлениеДалее>>

Персия

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга