Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ПЕРСИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 1 из 23


Особенности развития государств Передней Азии в I тыс. до н.э.

В связи с появлением рабовладельческих империй возникли новые черты в развитии экономики, социальных отношений, а также в политическом строе государств Передней Азии. Создание крупных государств сопровождалось насильственным уводом в плен части населения завоеванных территорий. Это вело к громадному росту рабства.

Не только цари, не только храмы, но и значительная прослойка тесно связанных с войском и царской администрацией людей превратились в крупных рабовладельцев, которые обладали сотнями, а иногда и тысячами рабов. В I тысячелетии начинают широко практиковаться поселения пленных-рабов небольшими разрозненными группами.

В связи с тем, что осуществлять постоянное наблюдение за этими поселенцами практически было невозможно, рабам, которые по-прежнему были лишены личной свободы, предоставляли известную долю самостоятельности. Они вели хозяйство господскими средствами и вынуждены были отдавать рабовладельцу значительную часть продуктов своего труда. Такой же характер носила и эксплуатация рабов-ремесленников в немногих крупных городах.

Вся земля на покоренных территориях по праву завоевания переходила в собственность царя. Это было еще одним важным следствием образования военных империй. Исключение из правила составляли лишь те города и земли храмов, которые добровольно подчинялись завоевателям.

Большое распространение получила раздача земель и целых территорий представителям крупной рабовладельческой знати господствующей державы в награду за службу или в порядке дарения. Коренным образом изменилось положение рядовых общинников. Раньше — независимо от того, существовала ли номинальная верховная собственность царя на землю или нет, — общинники рассматривали землю, которой они фактически обладали, как собственную. Теперь же собственность царя на обрабатываемую общинниками землю приобрела для последних реальное значение. Этому, в частности, способствовали массовые переселения, производимые как ассирийскими царями, так и их преемниками.

Долговые обязательства, бесконечные поборы и повинности — все эти факторы низвели общинников до положения, немногим отличавшегося от рабов, с которыми они часто жили в одних селениях.

До сих пор Древний Восток не знал городов в подлинном смысле слова, т.е. торгово-ремесленных центров. То, что именовалось здесь городом, представляло собой, в основном, сельскохозяйственное или сельскохозяйственно-ремесленное укрепленное поселение. Горожане были общинниками и выполняли обычные для общинников повинности. Наряду с этим существовали царские административные центры — мощные крепости с царским гарнизоном.

В наиболее развитых областях, особенно в узловых пунктах караванных и морских торговых путей, некоторые городские общины к началу I тысячелетия превращаются в настоящие города с высоким уровнем ремесел. Господствующее положение в них занимают торгово-ростовщические слои рабовладельцев.

Жители этих городов продолжали нести общинные и царские повинности, платить налоги, но на отработку повинностей рабовладельцы посылали уже своих рабов. Важнейшие храмы становятся средоточием ремесла, торговой и ростовщической деятельности. Такие города, как Урук в Вавилонии, получали храмовую организацию, а вместе с ней и те привилегии, которые издавна предоставлялись храмам.

И все же рабовладельцы стремились добиться освобождения городов от налогов и повинностей, несмотря на то, что сами они слабо ощущали тяжесть деспотической власти царей. К VIII в. до н.э. полной автономией в Передней Азии пользовались Урук, Ниппур, Сиппар, Вавилон с пригородами Борсиппой и Куту, Ашшур, Харран.

В таком же положении оказались и подчиненные ассирийскими, а затем вавилонскими царями торговые финикийские города-государства — Арвад, Сидон, Тир. В привилегированном положении находилось и население храмовых территорий в Египте, Малой Азии и в других областях.

Происшедшие в социальных отношениях и хозяйстве изменения нашли отражение и в политической истории этих государств. Уже в VIII — VII вв. до н.э. в пределах Ассирийской державы, а позднее и в Вавилонской империи наблюдается борьба двух группировок внутри правящей элиты.

Одна из них защищала интересы военно-служилой знати. Она стремилась к всемерному усилению царской власти и армии, к продолжению политики завоевания и грабежей. Другая была связана с жречеством и торгово-ростовщическими центрами и выступала за отказ от широких завоеваний и за предоставление привилегий храмам и городам.

В Вавилонском государстве в правящих кругах преобладала вторая партия. Однако политика жречества и торгово-ростовщических кругов привела к ослаблению военной мощи Вавилонии, поэтому при столкновении с возникшим в VI в. до н.э. более сильным в военном отношении Персидским государством Вавилонская держава не сумела устоять.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953. 
          

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 1 из 23

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга