Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ПЕРСИЯ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 9 из 23


Империя Ахеменидов при Дарии I
Культура и религия Средней Азии и Ирана

Алтари бога огня Атара. Древний Иран.
Алтари бога огня Атара.
Древний Иран.

Иран и Средняя Азия — это территория, на которой существовали страны древней и высокоразвитой цивилизации. Их обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народы Средней Азии и Ирана в течение многих тысячелетий сохраняли и непрерывно развивали свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.

В западных областях Ирана древнейшее население пользовалось аккадским и эламским письмом, а в VII — VI вв. до н.э., когда территории Средней Азии и Ирана входят в состав Мидийского царства, создается мидийская клинописная слоговая письменность, которая затем была унаследована державой Ахеменидов.

Эти достижения в дальнейшем заимствовали и развили персы. Ахеменидское искусство представляет собой фокус смеси разнородных влияний, на основе которых оно создавалось: ассирийского, эламского, ионийского, лидийского, урартского и др. В политическом отношении ведущая роль в Ахеменидской державе принадлежала персам, и в то же время продолжали существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян и др. покоренных народов, а официальным языком государственной канцелярии был аралийский.

Ахеменидское искусство — совсем не сумма заимствований, которые быстро теряют свои первоначальные качества. В этом состоит парадокс искусства Ахеменидов: детали образа, архитектурной постройки известны из прошлых эпох, а сам образ отличен от всего известного и является специфически ахеменидским.

Искусство эпохи Ахеменидов представлено преимущественно памятниками Пасаргада, Персеполя, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш и Рустаме, многочисленными памятниками торевтики и глиптики.

Как и все древние народы, иранцы в прежние времена верили в многочисленных богов.

Символ Ахура-Мазды. Рельеф на гробнице Ксеркса. V в. до н.э.
Символ Ахура-Мазды.
Рельеф на гробнице Ксеркса.
V в. до н.э.
      

Одним из наиболее ранних и важнейших моментов древнеиранской религиозной идеологии является культ обожествленного растения и напитка Хаомы. В большом почете был огонь. Ни один из ритуалов возникшей позже зороастрийской религии, не обходился без огня.

На памятниках Северного Ирана раннего железного века обнаружены сюжетные изображения, совпадающие с характерными образами Авесты (Зендавеста) — священной книги зороастрийцев (это голова быка с золотыми рогами и единорог).

На рубеже VII — VI вв. до н.э. в Восточном Иране возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра).

Зороастр был исторической личностью, и лучшим доказательством этого служит его религия — такую строго продуманную стройную систему мог создать только гений одного великого человека, хотя он и пользовался, несомненно, уже ранее существовавшими данными, которые слились затем в одно целое. Подобно другим религиям древности, зороастризм пытается проникнуть в смысл творения, объяснить его причины, исследовать происхождение человеческого рода, угадать его будущую судьбу, установить отношение человека к высшим существам, добрым и злым. Решая эти вопросы, иранская религия с необыкновенной глубиной, основательно рассматривает основные условия, при которых только и возможно было существование мира и человека. Это время и пространство, которые являются основными устоями учения Зороастра. Время и пространство здесь бесконечны, это два великих божества, стоящие выше других, их приговоры неизменны и непреклонны, они недоступны никаким треволнениям и не склоняются на мольбы и жертвы людские. К этим основным божествам иранцы относили еще два не менее важных. Это бесконечный свет и, как противоположность ему, абсолютная тьма, которые отделяются друг от друга пустотою. К этой противоположности света и тьмы примкнула идея о борьбе добра и зла, составляющая основу религии Зороастра.

Но эти основные божественные начала, без которых нельзя представить существование вселенной, по своей сущности едва ли могли быть доступны и понятны народу, искавшему в религии утешения и поддержки, а в богах помощников и защитников. Этим требованиям удовлетворял обширный мир богов и демонов, следовавших по учению Зороастра за первоначальными, высшими и недоступными божествами.

Эти боги разделяются на две противоположные группы, на добрых — представителей высшего духовного начала, и злых — представителей низшего материального начала в мире.

Основной источник представлений зороастризма — священная книга Авеста — является многослойным памятником. Ее древнейшая часть (Гаты) по форме и содержанию отличается от остальной Авесты. Они составлены в стихотворной форме и являются проповедями самого Зороастра. В Гатах Зороастр выступает реальной личностью, профессиональным жрецом и певцом, борющимся и страдающим человеком, который продолжительное время не имел последователей, сталкивался с большими трудностями в распространении религии и подвергался у себя на родине преследованиям. Только в Младшей Авесте, наибольшей по объему, он предстает легендарным героем со сверхчеловеческими чертами, чудотворцем.

Среднеазиатский жрец. Изображение на золотой пластине из Аму-Дарьинского клада. V - IV вв. до н.э.
Среднеазиатский жрец. Изображение на золотой пластине из Аму-Дарьинского клада. V — IV вв. до н.э.
       

Согласно Авесте, глава всех добрых и злых божеств Ахура-Мазда поручил Зороастру обновить религию. Зороастр с древними верованиями, проводит в жизнь кардинальную религиозную реформу, провозгласив веру только в одного Ахура-Мазду и его конечную победу, и отвергает часть племенных богов (дэвов). Ахура-Мазда как бог добра олицетворяет свет, жизнь и правду. Он является творцом мира.

Наряду с Ахура-Маздой с самого начала существовал и глава всех злых духов — Анхра-Манью, который олицетворяет мрак и смерть. Эти два божества постоянно борются друг с другом, опираясь на своих помощников. Анхра-Манью — на дэвов, сеющих по земле раздор и злобу, уничтожающих в людях любовь к правде и справедливости. Ахура-Мазда — на гениев, олицетворяющих добромыслие, правду и бессмертие (триаду зороастрийской этики).

Человек, по учению Зороастра, обладает свободной волей и может выбирать между добром и злом.

Истинным человеком может быть только тот, кто исповедует правую веру, содействует победе добра над злом, покровительствует всем полезным созданиям, обрабатывает землю, свято соблюдает уставы, почитает священный огонь. Эта религия просуществовала в качестве государственной до завоевания страны арабами в VII в. до н.э.

* Дарию предшествовали восемь царей из рода Ахеменидов, в том числе Кир II (559 — 529) и Камбис (529 — 522). За Дарием следовали: Ксеркс (486 — 465); Артаксеркс (464 — 425); Ксеркс II (425 — 424); Дарий II (424 — 404); Артаксеркс II (404 — 358); Артаксеркс III (358 — 338); Арсис (338 — 336) и Дарий III (336 — 330).

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953. 
          

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 9 из 23

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга