Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ДРЕВНИЙ РИМ

<<НазадСодержание главыДалее>>

Страница 4 из 11

    
Ромул
Предыстория

Легендарная история основания Рима знакома практически всем. Менее широко известна его предыстория, хотя она в начале I века от Р. Х. была подробно описана Вергилием в "Энеиде". Так вот, Нумитор и Амулий, согласно Вергилию, замыкали цепь из доброй дюжины альбанских царей, родоначальником которых был Юл, сын Энея. Юла стоит назвать потому, что род Юлиев (а, значит, и Юлий Цезарь, и Август) будет вести от него свою родословную. Эней же был сыном самой богини Венеры, подарившей своей благосклонностью троянца Анхиза. После падения Трои Эней с домочадцами, престарелым отцом и отрядом уцелевших троянских воинов бежал на кораблях. Воля богов долго мотала троянцев по всем морям. Забросила, в частности, и в Карфаген, где царствовала прекрасная Дидона. Случился у Энея с ней трогательный и трагически окончившийся роман, которому Вергилий посвятил самые прекрасные песни своей поэмы, а английский композитор XVII века Генри Перселл — оперу.

Было еще много приключений, в том числе и сошествие Энея в загробный мир для свидания с духом умершего в пути отца... В конце концов, троянцы высадились в Италии, близ устья Тибра. Эней женился на дочери местного царя, Лавинии, и выстроил город, названный ее именем. А его сын, Юл, отойдя немного вглубь от берега моря, основал город Альба-Лонгу.

Антефикс с женской головой.
Антефикс с женской головой.
     

Легендарная предыстория Рима унесла нас к Троянской войне, в XII век до Р. Х. Насколько этому можно верить? Обратимся к первоисточникам. С документальными дело обстоит довольно скверно, ведь письменность принесли в Рим те же этруски где-то в конце VII века до Р. Х. Первые хронологические записи римские жрецы начали вести лишь в III веке, в конце того же века жил первый римский историк (анналист) Фабий Пиктор. Столетие спустя по годичным записям жрецов была составлена "Великая летопись". Ни она, ни труды Пиктора не сохранились, но, вероятно, были известны Цицерону и Титу Ливию. Цицерон в свой трактат "О государстве" включил довольно подробное описание основания Рима Ромулом. Тит Ливий посвятил раннему "царскому" периоду первую книгу своей обширной "Римской истории". Цицерон писал в середине, а Ливий — в конце I века до Р. Х.

Таким образом, мы вправе считать, что, хотя и опосредованно, но письменные источники III века до нас дошли. А вот разрыв в пятьсот лет между VIII и III веками заполнить нечем, кроме предполагаемых устных преданий. Но, может быть, в распоряжении Тита Ливия были какие-то письменные источники, хотя бы V и IV веков, нам неизвестные? Похоже, что нет. Он сам в конце восьмой книги своей истории, где описаны события конца IV века до Р. Х., делает следующее замечание: "И нет к тому же ни одного писателя, современника тех событий, на свидетельства которого мы могли бы положиться со спокойной душой". Так не слишком ли велик этот разрыв, чтобы надеяться на достоверность преданий? Однако вспомним, что Гомер создавал "Илиаду" в VII веке до Р. Х., то есть тоже через пять столетий после Троянской войны, записана она была еще двумя столетиями позже, и, тем не менее, Шлиман в XIX веке нашей эры по описанию Гомера нашел останки древней Трои. Похоже, что сказители той поры заучивали свои рассказы слово в слово.

Древний храм.
Древний храм.
    

Но Троя Троей, а в отношении основания Рима сомнения в достоверности описаний Цицерона и Тита Ливия оставались. Что, если римские рассказчики были не столь добросовестны, как их греческие коллеги? И за дело взялись археологи. Результаты исследований и сделанные уже в наши дни выводы археологов можно назвать обескураживающими.

Не то, что в середине VIII века, но и вплоть до VI века до Р. Х. никакого города на Палатинском холме не было. На нем и на близлежащих шести холмах (Авентин и Целий — к югу от Палатина, Капитолий — к северу, Эсквилин — к востоку, Виминал и Квиринал — чуть подальше, к северо-востоку Между холмами — заболоченные долинки) расположено было с полдюжины деревень. Хижины округлой формы из ветвей, обмазанных глиной, соломенная крыша с опорой на центральный столб. Вот и все. Похоже, что в конце VII века эти деревни объединились в некий союз (семихолмие) — появилось общее кладбище. Был ли у них вождь, которого звали Ромул, или мальчика вовсе не было? К истории Рима это имеет отношение довольно слабое.

Первые признаки возникновения города археологи датируют лишь началом VI века до Р. Х. В восточной части будущего форума появилась грубая мостовая. Обозначились две дороги. На их скрещении стоял древнейший храм богини — хранительницы очага Весты, тоже круглый. К востоку от форума, еще позже, появилось множество хижин и первые дома с каменной кладкой. Рядом с храмом Весты — каменное здание прямоугольной формы. Полагают, что это была "Регия" — жилище первых царей.

Римские холмы (схема).
     

Короче говоря, остатки настоящего города, с каменными постройками, мощеным форумом, городской стеной и святилищем богов на Капитолийском холме археологи согласны датировать лишь концом VI века до Р. Х., а начало его строительства — серединой того же века. Расхождение с "традицией" в двести лет! Но мало того. Насчет основателей города безжалостные ученые тоже готовы усомниться. Латинский ли это город?

К началу VI века относятся явные свидетельства (захоронения, утварь) пребывания в районе семихолмия этрусков. Легендарная история Рима тоже утверждает, что три последних римских царя, чье царствование приходится как раз на VI век, были этрусками. Сделаем небольшое отступление и скажем несколько слов об этом загадочном народе.

Ученые полагают, что этруски мигрировали на север Италии в XI—Х веке до Р. Х. из Малой Азии. Они не вытеснили местное население, "италиотов", а слились с ним. Плодородие Тосканской долины, обилие лесов и полезных ископаемых способствовали процветанию Этрурии. Пришельцы принесли в Италию более высокую культуру земледелия, ремесел и каменного строительства. А также своеобразное искусство и довольно мрачную религию, в которой связь загробного мира с миром живых играла ключевую роль. Наконец — царскую власть с ее пышными атрибутами, которые, как уже упоминалось, римляне у них заимствовали. Равно как и многие религиозные обряды, а также веру в гадания по полету птиц и внешнему виду внутренностей жертвенных животных.

В VI веке этрусское присутствие, а быть может, и владычество, распространилось на юг вдоль всего западного побережья Италии. В самой Этрурии в ту пору существовала лига двенадцати городов, в которой был и город Тарквиний, откуда происходили последние римские цари. Однако в начале V века этруски были вытеснены с юга Италии греками-переселенцами и сицилийцами. Им пришлось снова уйти за Тибр.

Этрусский щит.
Этрусский щит.
     

Ввиду всех этих данных большинство современных ученых считает, что город Рим был заложен этрусками как предмостное укрепление перед переправой через Тибр, в первой половине VI века до Р. Х. Действительно, лучшего места, чем группа невысоких, но скалистых холмов, тесно сгрудившихся у самого берега реки, для такого укрепления трудно и отыскать. Прежде всего, по мнению ученых, на ближайшем к переправе Капитолийском холме была сооружена крепость. Низина у подножья холма — будущий форум — служила рыночной площадью. Сюда из расположенных на окрестных холмах латинских и сабинских деревень селяне несли свои продукты для обмена. Этруски их, надо полагать, себе подчинили, что и отражено, как мы увидим дальше, в именах последних римских царей, быть может, просто этрусских комендантов крепости. Так начал создаваться город, и название его, возможно, происходит от слова Rumon — город на реке.
    

<<НазадСодержание главыДалее>>

Страница 4 из 11

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга