Главная страница

Древний мир. Страны и племена.
ВИКИНГИ

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 2 из 3


Военное искусство

Походы викингов. Подробные сведения о походах викингов известны в основном по письменным сообщениям потерпевших, не жалевших красок для описания разорения, которое несли с собой скандинавы. Первые походы викингов совершались по принципу “бей и беги”. Они без предупреждения появлялись с моря на легких быстроходных судах и наносили удары по известным своими богатствами слабоохраняемым объектам. Викинги рубили немногочисленных защитников мечами, а остальных жителей обращали в рабство, захватывали ценности, все же остальное предавали огню. Постепенно они стали использовать в своих походах лошадей.

Оружие. Оружием викингов были лук и стрелы, а также разнообразные мечи, копья и боевые топоры. Мечи и наконечники копий и стрел обычно изготавливали из железа или стали. Для луков предпочитали древесину тиса или вяза, а в качестве тетивы обычно использовали сплетенные волосы.

Щиты викингов имели округлую или овальную форму. Обычно на щиты шли легкие куски древесины липы, оббитые по краю и поперек железными полосами. В центре щита располагалась остроконечная бляха. Для защиты воины носили также металлические или кожаные шлемы, часто с рогами, а воины из знати нередко одевали кольчуги.

Суда викингов. Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов.

Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м.

Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.

Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.

Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения. Навигационные возможности такого судна демонстрировались в 1893, когда его точно изготовленная копия прошла под парусом из Норвегии до Ньюфаундленда за четыре недели. Эта копия теперь находится в Линкольн-Парке в Чикаго.

Источник: www.krugosvet.ru

Литература:
Гуревич А.Я. Походы викингов. М., 1966
Ингстад Х. По следам Лейва Счастливого. Л., 1969
Исландские саги. М., 1973
Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982

          

<<НазадОглавлениеДалее>>

Страница 2 из 3

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга