Главная страница

Древний мир. Экскурсии.
ИНДИЯ

<<НазадСодержание разделаДалее>>

    

    
Достопримечательности
Агра
Бомбей
Гоа
Дели
Джайпур
Калькутта
Пуна

Страницы истории

Источник: Shambhala.ru

Страницы истории

Естественные условия Индии весьма сложны и разнообразны. Индия представляет собой в своей значительной части огромный полуостров, почти материк, отделенный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в мире горным хребтом - Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и долины, в частности долина реки Кабула, соединяют Индию с соседними странами. Центральная часть Индии, так называемый Декан, является самой древней частью полуострова, который, весьма возможно, первоначально представлял остров. Плоскогорье Декана, достигающее в среднем до 1000 м высоты, включает горные и степные области, джунгли и саванны, в некоторых районах мало приспособленные для человеческой жизни, особенно в тех областях, которые отличаются сухим климатом. Наиболее благоприятным и удобным для расселения людей и раннего развития культуры оказались обширные области Северной Индии, большие равнины Инда и Ганга.

Население Индии еще в древности отличалось пестротой и разнообразием, на что указывают как греческие хроники, так и древнеиндийский эпос.

Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н.э., когда образовались великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа, создав цивилизацию в долине Инда. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников.

Северная Индия была завоевана племенами, которые в середине второго тысячелетия до н.э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена принято называть арийскими. Само слово “ария” на древнеиндийском языке (санскрите) означает: “из хорошей семьи”, “благородный”, “аристократ”, являясь, таким образом, социальным термином.

Развитие ремесленных производств, отделение их от сельского хозяйства и развитие торговли приводили к выделению наиболее зажиточный и богатых людей, который эксплуатировали в своем хозяйстве рабский труд. Как и в других странах древнего Востока, военнопленных обычно обращали в рабство. Рабство в Древней Индии долго сохраняло домашний, патриархальный характер. Жена и дети считались как бы прирожденными рабами мужа и отца. Поэтому отец имел право продавать в рабство свою дочь.

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса - рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, выделившаяся из среды общинников, противопоставляются простому народу, объединенному в общины (вишас). С целью оформления этого социального расслоения в обычном и жреческом праве появляется система четырех основных варн, которая должна была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй, основанный на эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения. Учение о происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались: 1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы угнетенных и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также фактические рабы). Религиозная идеология древней Индии выработала особую систему религиозных верований, который обосновывали эту древнейшую кастовую систему и привилегии трех высших варн.

В древней Индии возникает государство, облеченное в те же самые формы деспотии, которые мы уже имели возможность наблюдать в древнем Египте, в древней Ассирии и Персии. Для укрепления авторитета царя, возглавляющего это государство, широко используется религия. Жрецы учили, что царь есть божество и что поэтому все приказы царя следует исполнять, как если бы они исходили непосредственно от бога. Царь считался земным воплощением божества. В законах Ману царь называется неприкосновенным, и брахманский закон угрожал огненной смертью тому человеку, который “неосторожно приближается к нему”.

В период образования древнейшего рабовладельческого государства появляются ведомства, в частности военное и судебное. Главной опорой рабовладельческого государства была армия, которая делилась на четыре основных рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Особенно широкое применение в военном деле получили лук и колесницы.

Политическую историю Индии можно изучать на основании письменных источников, лишь начиная с середины первого тысячелетия до н.э. Около 6 века до нашей эры в Северной Индии существовал ряд государств, среди котрых выделяются два значительных: Магадха и Кошала. Эти два значительных государства вели меж собой борьбу за преобладание и господство в Северной Индии на обширной территории, расположенной в бассейне Ганга. В период возвышения царства Кошала царь Камса расширил пределы государства, завоевав государство Каши. Возвышение царства Магадха относится ко времени царствования династии Шайшунага. В 6 в. до н.э. Персидское государство Ахеминидов входит в соприкосновение с Северо-Западной Индией, где персы столкнулись с индийскими племенами гандхара и асвака.

В 4 веке до н.э. все гангские государства объединились в державу Нандов, вскоре захваченную Александром Македонским. Его войска недолго оставались в Индии, после чего там возникло на долгие века государство Маурьев (3-2 века до н.э.). В это время утвердилась как официальная религия буддизм (после него индуизм).

Невысокий уровень государственности не мешал развитию в Индии замечательной архитектуры, совершенно оригинальной скульптуры, литературы и науки (в частности, именно индийцы изобрели наши “арабские” цифры).

      
<<НазадСодержание разделаДалее>>

     

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга