Главная страница

Древний мир. Экскурсии.
ИРАН

<<НазадСодержание: ИранДалее>>

Страница 4 из 5

    
Достопримечательности
Исфахан
Тегеран
Шираз
Персеполь

Страницы истории

Источник: Shambhala.ru    

Шираз

Руины Персеполиса

Изящно обработанный драгоценным камень среди иранских городов, город чарующих поэм и обворожительных од - город Шираз - столица культуры и литературы, расположен на зеленой равнине у подножия горы Аллаху - Акбар на высоте 1540 метров над уровнем моря.

Античность города восходит к временам доислама. После прихода ислама и постепенного разрушения города Истахр Шираз расширялся и процветал в период правления династии Сафивидов и Зандов до того времени когда Вакил - уль - Ра "ийа" (защитник народа) Карим Хан Занд не сделал Шираз своей столицей. Садовые лужайки оранжереи в этом мелодичном городе наполнены душами таких поэтов как Саади и Хафиз с наивысшими восприятиями и эти два почтенных поэта исламской культуры и литературы всегда будут сиять в истории этого города.

Благодаря тому, что все античные цивилизации окружали столицу провинции Фарс, можно видеть в Ширазе много известных древних реликвий.

Дворец Багерам

Дворец Багерам

Знаменитый своими садами дворец Багерам, принадлежащий в настоящее время Ширазскому Университету, является типичным дворцом-памятником конца правления династии Каджаров (1794-1925) и до сих пор поражает соей изысканной архитектурой и гармонией с ландшафтом.

 

 

Гробница великого Иранского поэта Хафиза

Гробница великого Иранского поэта Хафиза

Хафиз, великий Иранский поэт, жил в Ширазе с 1300 до 1389 года. Его изречения хорошо известны всем Иранцам и уже шесть столетий назад превратились в афоризмы. Его необычная сверх популярность объясняется простым и часто употребляемым языком, избавленным от любой неестественности и показухи, а также использованием в своем творчестве знакомых всем образов и народных поговорок. Иранцы считают, что его лучшая поэма - это поэма "Газал", являющаяся комбинацией от 6 до 15 строф, в которой строфы собраны вместе благодаря единству вдохновения и логической последовательности. Вот несколько строф: "Присядь рядом с моей любимой и принеси вина, и ощущения музыки твоего присутствия. Я приду, восставши из моей гробницы, а ты позволь мне созерцать твою красоту".

 

Персеполис

Персеполис

Персеполис

Сохранившиеся и по сей день руины Персеполя, несмотря на их размеры, дают лишь весьма слабое представление о великолепии и богатстве этой древней царской резиденции. Многое становится ясным из описания греческого историка Плутарха он пишет, что Александру Великому, завоевавшему Персеполь в 330 году до н.э., понадобилось 10 000 мулов и 5000 верблюдов, чтобы вывезти все сокровища. Богатства эти принадлежали династии Ахеменидов, а Персеполь являлся одной из трех их столиц.

Город был основан Дарием Великим в самом начале его правления, в 552 году до н. э. , а жили там каждый год только весной и осенью. Царь и его приближенные проводили лето в холмах Экбатаны, а зиму в Сузах. При последующих правителях Персеполь увеличивался в размерах, но, в конце концов, незадолго до похода Александра Великого был разрушен пожаром. Есть версия, что Александр сам поджег город мстя персам за разграбленный афинский Акрополь. Но, с другой стороны, нет никаких свидетельств, подтверждающих это предположение.

Археологические раскопки в Персеполе начались в 1931 году, причем была расчищена царская резиденция на известняковой плат форме, примыкающей к склону горы. Плат форма занимает площадь 448 X 297 метров и снабжена прекрасно продуманной водопроводной сетью каналов и подземных сооружений. Можно догадаться, что и вся конструкция была продумана с той же тщательностью. Широкая лестница, ведущая к постройке, подтверждает это предположение, лестницей мог ли воспользоваться даже всадники.

Надпись в верхней части лестницы входа сообщает, что зал был построен при преемнике царя Дария Ксерксе I. Эта надпись, как и многие другие, сделана на трех языках эламском, вавилонском и древнеперсидском. Но на некоторых стенах есть надписи иного рода. Здесь выцарапаны имена посетителей, побывавших в этом месте значительно позже. Среди них - имя Мортона Стэнли, год 1860. Он был журналистом “Геральд Трибьюн” и сделал себе имя на том, что выследил в Африке доктора Ливингстона.

Персеполь был спроектирован специально для проведения представительных царских церемоний. У царя, его семьи и свиты были, конечно, и частные покои, но самая важная роль отводилась приемным помещениям, в особенности аудиенц-залу (апанаде) Дария Великого, с высотой потолка 18 метров. В плане он имел форму квадрата с длиной сторон в 61 метр, колонны стояли в нем в шесть рядов, места было достаточно для 10 000 человек. Тронный зал Ксеркса, известный как Стоколонныи чел, был еще больше анапады (длина его сторон равнялась 70 метрам). В этих постройках преобладал известняк, но в свое время здесь 6ыли еще и деревянные колонны, и деревянные крыши, а также множество украшений яркие краски, изысканные плитки, золото, серебро, слоновая кость и мрамор.

Но слава Персеполя жива в еще сохранившихся скульптурах. Длинные рельефные фризы на стенах и лестнице изображают людские процессии. Конечно же, это представители благородных родов и чужестранцы, что прибыли на аудиенцию к царю или принимают участие в празднествах, одновременно передавая властителю дань. На подходе к аудиенц-залу Дария можно полюбоваться одинаковыми фигурами левостороннего и правостороннего изображения на разных стенах. На одной из лестниц есть 23 рельефа, где представлены многие подданные империи Ахеменидов. В личных покоях, меньших по размерам, больше рас крыта частная сторона жизни. Здесь есть портреты царских слуг, которые подают полотенца и благовония купающимся и веерами отгоняют мух.

 

Накши-Рустем

Накши-Рустем

Накши-Рустем

На этой скале невдалеке от Персеполя находится целый ряд памятников, имеющих отношение к эпохе Ахеменидов и более поздней династии Сасанидов. В скале вырублены четыре гробницы. Одну из них удалось идентифицировать благодаря сохранившейся надписи: здесь был захоронен Дарий Великий. По предположению, в других гробницах покоятся преемники Дария: Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Гробницы расположены так, что они как бы имитируют фасад дворца. Рельефы в нижней части изображают царя, окруженного слугами, как раз в тот момент, когда он приносит жертву верховному богу Ахурамазде. Перед гробницами стоит Куб Заратустры, т. е. здание двенадцатиметровой высоты с одним единственным внутренним помещением и наружной лестницей. Предполагается, что оно относится к эпохе Дария Великого и было святилищем огня. Династия Сасанидов правила Персией с 224 по 628 год н. э. К этому времени и относятся восемь монументальных скальных рельефов в Накши-Рустеме. Один из них изображает инвеституру первого сасанидского царя Ардашира I. Другой, очевидно, победу царя Шапура I над римским императором Валерианом в 260 году н. э. Алтари огня возле гробниц, как и наскальные рельефы, указывают на то, что здесь было и место отправления культа. Религия до-мусульманской Персии восходит к пророку Заратустре. Он почитал как верховного бога Ахурамазду, которого иногда объединяют с богом Света - Митрой, покровителем римских солдат.

      
<<НазадСодержание: ИранДалее>>

Страница 4 из 5

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга