Главная страница

Древний мир. Экскурсии.
ИТАЛИЯ

<<НазадСодержаниеДалее>>

Древний Рим

    

Достопримечательности
Помпеи
Форум Римский

    

Храм Аполлона
Храм Аполлона

Доказывает наличие культа Аполлона в Помпеях. Долго строился на западной стороне Форума в период самнитов.

        

Дом больших фонтанов
Дом больших фонтанов

Фонтан с мозаичным сводом. В центре бассейна расположена бронзовая статуя Купидона с дельфином.

      

План Помпей
План Помпей

увеличить (100 кб)

               
Помпеи

Помпеи — один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании — плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Уже в VI в. до н. э. Помпеи были одним из наиболее значительных (наряду с Нолой и Геркуланумом) городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей.

Однако в результате Самнитских войн конца IV—начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома.

Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

К I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 200 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

Но 24 августа 79 г. н. э. история города внезапно прерывается — дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие в неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Многих смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах. Однако большинство жителей все же успели покинуть город.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже — начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и Геркуланум затопило грязевыми потоками.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.

Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1582 году итальянский архитектор Доменико Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел обломки фресок и остатки стены.

Это событие открыло миру древние Помпеи, а вместе с тем ознаменовало и начало науки археологии.

Однако до объединения Италии, когда югом владели неаполитанские Бурбоны, археологические раскопки носили весьма хаотический характер. Искателей кладов привлекали ценные предметы обстановки и совершенно не заботили научные цели. Дома исследовались поверхностно, без внимания к обрушившимся верхним частям здания. Находки не фиксировались и не описывались.

Но в 1860-х годах положение резко изменилось. Во главе всех помпейских раскопок новое итальянское правительство поставило профессора археологии Неаполитанского университета Джузеппе Фьорелли и открыло доступ в Помпеи для научной работы ученым других стран.

В работу археологов была введена строгая система и новый метод. Теперь раскапывались не отдельные дома или участки, а в определенном порядке инсулы — целые кварталы. Их открывали слоями, каждая находка, будь то архитектурные части или бытовые предметы, бережно сохранялись, а места их обнаружения фиксировались. Восстанавливались сгоревшие деревянные части верхних этажей — перекрытия, крыши, декоративные украшения. Таким образом, можно было получить более правильное и полное представление об архитектуре каждого дома.

Становилась ясной и планировка всего города, в основу которого был положен план римского военного лагеря с двумя главными, пересекающимися под прямым углом улицами — cardo и decumanus. Тщательное исследование материалов и строительной техники дало возможность сделать важные выводы, относящиеся к истории строительства города, а в более широком смысле — к истории всей древнеримской архитектуры.

В зависимости от материала была установлена хронология различных периодов строительства с IV до I вв. до н. э.: известнякового, туфового, кирпичного. В то же время изучались настенные росписи, мозаика, скульптура, и была дана характеристика четырех стилей помпейской живописи. Частным домам давались условные обозначения — “дом Фавна”, “дом Хирурга”, “дом Золоченых Амуров”, “дом Серебряной Свадьбы”, дом Веттиев (с богатыми росписями, открыт в 1894—95 годах) и т. п.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города: оборонительные стены, несколько ворот, некрополь, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, форум, амфитеатры, храмы, термы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.

2001 (с)

Выражаем особую благодарность Елене Рау (Elena Rau aka Sakura; www.charanor.de) за предоставление иллюстраций и перевод с немецкого комментариев к ним.

      

Форум
Форум

Находился в центре первоначального городского ядра и имел большое политическое, религиозное и экономическое значение.

    

Дом Фавна
Дом Фавна

В центре вестибюля стоит фигура танцующего фавна, которая дала название дому.

Амфитеатр
Амфитеатр

Построен в 80 г. до н.э., старейший амфитеатр.  Имеет огромное архитектурное значение, является типичным знаком римского времени.

  

Дом Фавна
Дом Фавна

В центре вестибюля стоит фигура танцующего фавна,которая дала название дому.

 

Форум
Форум

Находился в центре первоначального городского ядра и имел большое политическое, религиозное и экономическое значение.

     

Форум
Форум

Находился в центре первоначального городского ядра и имел большое политическое, религиозное и экономическое значение.

 

Форум
Форум

Находился в центре первоначального городского ядра и имел большое политическое, религиозное и экономическое значение.

    

Западная арка
Западная арка

Площадь Форума позднее использоваласькак торговая и была окружена цепью маленьких лавок и зданий.

 

Маленький театр  или Одеон
Маленький театр или Одеон

Использовался тогда, когда для представления требовалось закрытое пространство. Например, для музыкальных, политических или игровых представлений.

    

Печь и каменная мельница одной из пекарен
Печь и каменная мельница одной из пекарен

Находятся в лавке пекаря Модестуса (Modestus), где сперва мололи зерно, а затем выпекали хлеб.

 

Отпечатки погибших в одном из садов
Отпечатки погибших в одном из садов

Принадлежат телам жертв Везувия, которые погибли от отравления угарным газом.

    

Cave Canem
Cave Canem

Напольная мозаика на входе в Дом Поэта-трагика. Изображает собаку на цепи, которая охраняет дом, сопроводительная надпись "Cave Canem" - "Осторожно собака!"

  

Дом Веттиев
Дом Веттиев

Владельцы дома - Vettius Restitutus и Conviva. Демонстрирует лоск, великолепие, а также архитектурный и декоративный вкус последних лет Помпеи.

  

Дом Веттиев - Купидоны
Дом Веттиев - Купидоны

Фрески, изображающие купидонов за различными занятиями.

  

Вилла Мистерий - Чтения ритуалов
Вилла Мистерий - Чтения ритуалов

Чтения ритуалов- часть настенных фресок зала, где проходили мистерии Диониса.

 

Дом Веттиев - Купидоны
Дом Веттиев - Купидоны

Фрески, изображающие купидонов за обработкой металла, золота и стекла.

 

           
<<НазадСодержаниеДалее>>

Древний Рим

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга