Главная страница

Древний мир. Экскурсии.
Крым: Курганы

<<КурганыКрым

Украина

    

 

Городища
Пантикапей
Китей
Мирмекий
Нимфей
Тиритака
Илурат
Керкинитида
Неаполь Скифский
Порфмий
Херсонес

 
Курганы
Алтын-Оба
Куль-Оба
Мелек-Чесменский курган
Царский курган


Музеи
Керченский историко-культурный заповедник
   Керченский музей
   Лапидарий
   Картинная галерея
Феодосия
Херсонесский музей. Античный отдел

               
Куль-Оба

Куль-Оба, или Курган Пепла, относится к иной группе погребальных памятников Керченского полуострова, нежели, Царский или Золотой курганы. Захоронение в нем, сделанное в IV в. до н. э., принадлежит представителю варварской (скифской) знати.

Неразграбленный курган был раскопан в 1830 году, когда отставных матросов из Севастополя переводили в Керчь. Для сооружения казарм было решено брать строительный камень с холма Куль-Оба. Осмотревший курган Поль Дюбрюкс (к тому времени уже 14 лет занимавшийся раскопками) понял, что это — гробница, и посоветовал тогдашнему градоначальнику усилить число работников на северной стороне холма, где он полагал вход в гробницу. 10 сентября на Куль-Обе было обнаружено строение из тесаного камня. После двухнедельных раскопок, вынув часть камней, Дюбрюкс проник в склеп, обнаружив там погребение трех человек: двоих мужчин и женщины, а также кости лошади и разнообразный богатый погребальный инвентарь. Три дня Дюбрюкс и его помощники аккуратно описывали находки. Караул с кургана сняли, хотя еще не были обследованы южная и половина восточной части склепа. Проникшие на следующую же ночь “счастливчики” (как называли в то время курганных воров) вскрыли в углу под полом тайник и унесли найденное в нем. Уже в феврале 1831 года один из грабителей рассказал Дюбрюксу об этом случае, а также отдал свою часть клада — большую золотую бляху в виде оленя и часть гривны с наконечником в виде головы льва, которую грабители разделили между собой, разрубив на три части.

Усыпальница содержит квадратный в плане склеп с уступчатым сводом, к которому вел широкий короткий дромос. В перекрытии дромоса наряду с каменными плитами были использованы и деревянные балки. Свод камеры закрывал деревянный потолок, с которого, по-видимому, свисал полог расшитый золотыми бляшками. На момент открытия склепа украшения лежали на полу, так как ткань совершенно истлела.

Золотые бляшки

Большую часть погребальной камеры занимал деревянный расписной саркофаг, разделенный на две части. В большом отсеке находилось мужское захоронение, в другом отделении — оружие.

Куль-Оба - золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников.
Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников.
Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть.
(нажмите для увеличения)

Гривна украшала шею погребенного скифа. Обруч гривны состоит из шести перевитых круглых в сечении золотых стержней. Декоративные втулки покрыты филигранным орнаментом и цветной эмалью. Завершают композицию слегка развернутые от груди владельца гривны изображения скифских всадников. Этот прием усиливает эффект объемности. Сделана греческим мастером с учетом вкусов заказчика.

Олень - украшение щита
Олень - украшение щита
(нажмите для увеличения)

Золотой олень — украшение щита. Длина фигурки — 31,5 см. На туловище оленя вычеканены изображения других реальных и фантастических животных – льва, грифона и др. Работа греческого мастера в подражание образцам скифского “звериного стиля”.

Напротив входа в склеп стояло кипарисовое ложе, украшенное резными пластинками из слоновой кости. На ложе находилось тело женщины. Рядом лежало бронзовое зеркало, серебряное веретено и знаменитая электровая ваза с изображением сцен из жизни скифов.

Электровая ваза с изображением сцен из жизни скифов
Электровая ваза с изображением 
сцен из жизни скифов
(нажмите для увеличения)

Ваза изготовлена из сплава золота и серебра — электра. Ее высота — 13 см, тулово покрыто чеканными рельефами на тему быта скифов, однако чеканка выполнена греческим торевтом. Многофигурная композиция состоит из четырех сцен: военачальник беседует с воином; скиф натягивает тетиву на лук; две сцены посвящены врачеванию - перевязка раненой ноги и лечение зуба.

Височная подвеска с изображением головы Афины
Височная подвеска с изображением головы Афины
(нажмите для увеличения)

Золото, эмаль. Диаметр медальона — 7 см.

Золотые височные подвески лежали в саркофаге на теле женщины (видимо, они служили нагрудным украшением), на медальоне подвесок изображена голова Афины в шлеме, воспроизводящая голову Афины с прославленной статуи Фидия, созданной им для Парфенона в Афинах. Статуя не сохранилась до наших дней и изображение на подвесках является самым ранним воспроизведением великого оригинала. Причудливый шлем с тройным гребнем (сфинкс между двумя пегасами), с изображением грифонов на приподнятых нащечниках совпадает с описанием шлема статуи Афины, которое сделал греческий историк Павсаний (I в. н.э.). Подвески создал мастер, хорошо знавший оригинал. О его искусстве ювелира свидетельствует применение разнообразных техник: само изображение сделано с помощью металлического штампа. По краю диска идет ободок с филигранным узором из розетт и листьев плюща и синей эмалью. Снизу к диску прикреплена сложная гирлянда из цепочек, проволочных спиралей, дисков с эмалью и четырех видов подвесок, украшенных филигранью и зернью.

У южной стены покоился скелет слуги и кости лошади с оружием и защитным вооружением. Вдоль стен стояли железные и бронзовые сосуды.

 

Находки из Куль-Обы составили основу коллекции скифских древностей Санкт-Петербургского Эрмитажа. 

2002 (с) Улетова Юлли


© Весь материал из раздела Крым (за исключением некоторых фотографий) является собственностью сайта Древний мир
При использовании материалов ссылка обязательна. Ulli


<<КурганыКрым

Украина

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга