МАРТ / 2001

В Перу найдены захоронения 15-вековой давности
04.03.2001 | MIGnews.com

В Перу найдены захоронения
    15-вековой давности

В 1500-летней перуанской пирамиде археологи Калифорнийского университета (UCLA)(Лос-Анджелес) обнаружили три неразграбленные древние усыпальницы народности моче, содержимое которых поразило их воображение. В каждой из них имелась миниатюрная могила-двойник, с заключенной в нее медной статуэткой покойного и копиями находившихся в захоронении предметов культового и бытового назначения. Некоторые из артефактов впервые попали в руки ученых, не встречавших ничего подобного даже в детально изученных пирамидах Египта. Обнаруженные захоронения наполнены золотом и серебром, что свидетельствует о высоком прижизненном статусе погребенных.
Еще большее удивление вызвали у ученых сами похороненные в этих могилах люди, оказавшиеся гигантами в сравнении с преимущественно низкорослыми представителями древней народности. Их рост составлял от 170 до 250 см.
По словам техасского археолога Стива Бурже, находка особенно ценна в связи с тем, что захоронение относится к периоду становления империи моче, простиравшейся от Анд до Тихого океана в 100-800 гг. нашей эры.
Первая эскпедиция археологов была организована в 1994 году. В 1997 году в поселении Дос-Кабесас была найдена первая усыпальница. В ней был похоронен мужчина, у ног которого лежала 15-летняя девушка, очевидно, принесенная в жертву после смерти своего господина.
Головной убор покойного представлял собой металлический цилиндр, носовая часть которого была украшена золотым орнаментом. В этой могиле ученые также обнаружили медную фигурку покойного, завернутую в дорогую ткань.
Вторая гробница, открытая в том же 1997 году, оказалась еще богаче. Тело усопшего было покрыто несколькими слоями материи, рядом находились 14 головных уборов, копья, дубинки, позолоченные щиты. Даже во рту погребенного были найдены несколько золотых украшений. Вдоль стен основного помещения усыпальницы были размещены великолепные керамические сосуды, а в дальней стенке было обнаружено небольшое углубление, в котором находилась небольшая бронзовая скульптурка.

На содержание амуниции и снаряжения римские воины тратили 18% своей зарплаты
06.03.2001 | MIGnews.com

На содержание амуниции и
    снаряжения римские воины тратили 18% своей
    зарплаты

Как заявили ученые Оксфордского университета, римские воины, по всей видимости, тратили порядка 18% своих заработков на "содержание в порядке" амуниции и снаряжения. Выводы ученых основаны на изучении уникальной археологической находки - списка затрат, составленного римским воином более 2000 лет назад. Персональная "бухгалтерская книга" выцарапана на деревянной дощечке, покрытой воском. Со временем воск исчез, однако записи, оставленные на дереве, сохранились довольно хорошо. При помощи новейших компьютерных технологий, ученым удалось полностью восстановить и расшифровать текст и расчеты ежемесячных затрат, производимых воином. Так, на содержание униформы римский солдат тратил около 8% зарплаты, или 25 динаров, а на зимнее обмундирование и снаряжение уходило еще 10%.

Новые гипотезы о значении геоглифов перуанской пустыни
06.03.2001 | MIGnews.com

Новые гипотезы о
    значении геоглифов перуанской пустыни

Огромные изображения, начертанные в пустыне на юге Перу древними народами около 2000 лет назад, давно привлекали и озадачивали археологов (как специалистов, так и любителей) и приверженцев теории "древних астронавтов". Известные как "линии Наска", эти геоглифы включают в себя изображения огромных птиц, китов, пауков и других животных, а также широкий спектр геометрических форм и линий.
Новая теория предполагает, что некоторые из геометрических форм являются своего рода картами, указывающими путь к подземным водохранилищам. Такого мнения придерживается группа исследователей Массачусетского университета, в числе которых археолог Доналд Прулкс, гидрогеолог Стивен Мэби и исследователь Дэвид Джонсон.
В 1996 году, исследуя потенциальные новые источники воды для жителей района Наска, расположенного в пустынной местности, Джонсон обнаружил соответствие между геологическими разломами, содержащими подземную воду, и некоторыми геоглифами.
Исследователи полагают, что коренные жители региона, знакомые с геологией окружающей среды, могли определить наличие водоносных пластов и при помощи геоглифов отметили их местонахождение и течение. К сожалению, эта теория не объясняет всех линий Наска, которые, вероятно, использовались и для других целей.
В 1998 году команда геологов и археологов из Массачусетского университета начала проверку этой гипотезы. Проверка, в которую входят многочисленные гидрогеологические, геофизические и геохимические анализы, продолжается до сих пор. Анализы помогли установить, что местонахождение подземных источников совпадает с геологическими разломами. А анализ химического состава воды подтвердил, что подземная вода имеет другое происхождение, чем вода рек этого региона.
Обозначение геоглифов на карте показывает явное соответствие некоторых линий Наска и водоносных подземных пластов. Сейчас исследователи наносят на карту все известные источники. Они надеются, что к концу проекта в следующем году очевидное соответствие между археологическими находками, подземными источниками и некоторыми геоглифами будет полностью подтверждено.

Древние аборигены Боливии строили водохранилища и каналы-ловушки для отлова рыбы
08.03.2001 | MIGnews.com

Древние аборигены Боливии
    строили водохранилища и каналы-ловушки для
    отлова рыбы

В дебрях боливийской Амазонки исследователи обнаружили остатки великолепно развитой системы земляных укреплений и водохранилищ, созданных более 300 лет тому назад. Как рассказывает Кларк Эриксон - куратор латиноамериканского отдела музея антропологии и археологии при Пенсильванском университете, протяженные и извилистые сооружения представляли собой, по всей видимости, своеобразные ловушки для рыбы, и использовались с целью вылавливать больше рыбы в периоды наводнений, когда та мигрировала для размножения в затопленных саваннах. Ученым удалось обнаружить и описать разветвленную паутину зигзагообразных земляных укреплений, шириной до одного метра и высотой до 50 сантиметров. При этом вся система покрывает площадь 845 квадратных километров!
Находка обнаружена в Бауресе – национальном парке у берегов Амазонки, которую правительство Боливии без промедлений объявило национальным археологическим и экологическим заповедником.
"Еще до прибытия европейцев на эту землю, латиноамериканские индейцы использовали свой богатый опыт и знание законов природы, гидрологии, экологии и сельского хозяйства для создания высокопродуктивной и безопасной для окружающей среды экосистемы. Данные предварительных исследований показали, что еще 1200 лет назад аборигены этого региона изменили внешний вид окружающей среды и создали то, что ныне известно как "экологическая мозаика Неотропиков".

Каменец-Подольский – экономический и культурный рай средневековья
08.03.2001 | MIGnews.com

Каменец-Подольский -
    экономический и культурный рай средневековья

10-летний международный археологический проект совершенно перевернул представление об истории некогда могучего города Украины. Раньше его называли "Бастионом Европы". Основанный в 1374 году, город Каменец-Подольский стоял своеобразной крепостью между Европой и Азией. Помимо выполнения пограничной функции, он был торговым и культурным центром, а благодаря своему географическому положению – своеобразным плавильным котлом империй обоих континентов.
Культуру города обогатили иммигранты из Армении, Украины, Польши и других мест. Они оставили после себя уникальные археологические свидетельства. Через эти места прошли путешественники разных стран. Безмятежные времена закончились после захвата Каменец-Подольского войсками Оттоманской империи в 1672 году. К XX веку славная история города забылась, в экономическом и культурном плане город больше не поднимался до былых высот. Лишь разрушенные оборонительные валы и стены крепостей, а также рассыпанные в земле предметы быта и культуры со всего мира напоминают о былой славе города.
Специальный фонд Каменец-Подольского под руководством Адриана Мандзы в 1991 году начал археологические раскопки древнего города. Работая рука об руку с местными хранителями музеев и с экспертами Национального исторического и архитектурного архива, археологи раскрыли поистине уникальные и необычайно эклектичные артифакты, например, турецкую и голландскую керамику, исламские монеты и совершенно необычные погребения внутри Доминиканского монастыря – все они еще подтверждают влияние разных культур на развитие города, которое и сформировало этот "украинский Вавилон".

Ошибался ли Геродот?
09.03.2001 | MIGnews.com

Ошибался ли Геродот?

Самые ранние обвинения в каннибализме были выдвинуты в 5 веке до нашей эры греческим историком Геродотом, который настаивал на том, что некоторые народы Азии регулярно поедали собственных родителей. Геродот утверждал, что подобное варварство являлось частью погребального ритуала. Однако недавние археологические находки предлагают более прозаические объяснения.
Каннибализм, а зачастую и кровосмешение, являются таким благодатным мотивом для культурологических исследований, что некоторые критики начинали принимать во внимание исторический, равно как и второстепенный этнографический аспект под названием "этическая сторона убийства". Однако спорить с Геродотом нелегко и сейчас. Одна из этнических групп - исседоны, предположительно говоривший на фарси народ, населявший степи восточного Приуралья. Именно эту культуру, с одной стороны, Геродот обвинил в каннибализме, а с другой - назвал "блюстителями законов". Подобное определение, употребляемое Геродотом, обычно относилось древним историком к цивилизованным народам, а не варварам.
Тем не менее, данные недавних исследований захоронений Железного века из сибирского кладбища в тувинском селении Аймырлаг, датируемых 10 веком до нашей эры, позволяют по-новому взглянуть на точность археологических и исторических заметок Геродота.
Полукочевые степные народности, идентичные описанным Геродотом, хоронили мертвых в "общественном" могильнике на специально отведенных кладбищах. Хотя большинство из найденных учеными останков сохранились в привычной нам анатомической форме, некоторые скелеты имеют отчетливые следы расчленения.
Исследования, проведенные палеопаталогами, показали, что, от тела механическим путем отделены ноги, руки, плечевые кости и кости таза. Наиболее вероятным объяснением, с точки зрения ученых, является не факт каннибализма, а сезонная миграция кочевников в долине реки. Поскольку в таких случаях кладбища находились довольно далеко от временных стоянок, то представителям древних жителей Аймырлага не оставалось ничего другого, как расчленять своих мертвых и укладывать их в "компактные связки". Это позволяло им без особых сложностей переносить тела усопших, а по возвращении в главное поселение, хоронить их, как подобало традициям и ритуалам - в семейных могилах.
Безусловно, у цивилизованного Геродота подобная практика расчленения тел едва ли вызывала симпатию, поэтому вполне возможно, что несогласный с этими ритуалами древний историк "намеренно" обвинил исседонов в каннибализме. Но, в таком случае, был ли он прав?

Ученые обнаружили постройки майя, датируемые II-IX веками нашей эры
10.03.2001 | MIGnews.com

Ученые обнаружили
    постройки майя, датируемые II-IX веками нашей эры

Археологи, производившие раскопки в практически непроходимых джунглях, окружающих древний город Майя – Паленке – совершенно неожиданно наткнулись на прекрасно сохранившиеся постройки, насчитывающие более 1000 сооружений. Площадь, занимаемая типичными для майя строениями, вчетверо больше любого, из доныне известных, церемониальных структур древнего народа.
"Великолепные руины" Паленке, обнаружены в одном из наиболее знаменитых археологических комплексов мексиканского штата Чьяпас. По данным ученых майя жили на этой территории в период с 200 по 900 гг. нашей эры.
Более 18 месяцев экспедиция, возглавляемая директором международного проекта "Карта Паленке" Эдом Барнхартом, буквально продирались сквозь густые тропические джунгли в поисках руин древнего города майя. До начала проекта ученые располагали данными только о 329 структурах. Сейчас это количество увеличилось до 1400 построек, поэтому место, ранее считавшееся церемониальным городом, предназначенным для привелегированных членов общества и жреческой касты, теперь выглядит как город, в котором проживали широкие слои населения. Исследователи обнаружили целую сеть акведуков, каналов и сточных канав, использовавшихся для подачи проточной воды в урбанизированные пригороды Паленке. Более того, по мнению ученых система водоснабжения Паленке является самой сложной структурой из когда либо созданных древними майя.
Многие постройки содержат высеченные иероглифические тексты, при расшифровке которых ученым удалось узнать имена древних правителей Паленке, начиная с 426 года н.э.

Американская экспедиция ищет в Камеруне таинственное доисторическое чудовище
13.03.2001 | MIGnews.com

Американская экспедиция
    ищет в Камеруне таинственное доисторическое
    чудовище

Группа ученых в сопровождении операторов телекомпании BBC отправилась в самую глубину африканского континента. Экспедиция организована бизнесменом из США Дэвидом Уотзелом с целью найти таинственное чудовище, похожее на бронтозавра.
По свидетельству многих очевидцев, чудовище с длинной шеей и мощным хвостом обитает в районе реки Боумба. На местном диалекте этот чудом уцелевший динозавр называется "ликела-бембе".
Впервые Уотзел услышал о доживших до наших времен бронтозаврах от американских миссионеров, вернувшихся из Камеруна. В ноябре он вместе со своим компаньоном Уильямом Гиббонсом предпринял первую попытку отыскать местное африканское чудовище. Представители обитающего там племени Бака не выразили никакого удивления, когда им показали рисунки бронтозавра.
По словам местных жителей, чудовище питается плодами моломбо и вступает в схватки с крокодилами. Естественно, что доисторический гигант выходит из сражений победителем. Его основное оружие - мощный хвост.
Во время первой экспедиции американцев им так и не удалось увидеть "ликелу-бембе" своими глазами. Но их убежденность в существовании случайно затерявшегося в веках бронтозавра так велика, что они организовали новую экспедицию.

История Норвегии будет переписана
18.03.2001 | MIGnews.com

История Норвегии будет
    переписана

Похоже, что ранняя история Норвегии вскоре будет переписана: новые раскопки показывают, что в месте, где, как ранее считалось, находился всего лишь сезонный торговый центр, вполне вероятно, был первый постоянный город.
Прошлым летом, археологи из университета Осло обнаружили остатки домов и ремесленных мастерских в торговом порту эпохи викингов Каупанг на юго-востоке Норвегии.
Каупанг был упомянут как торговый порт норвежским купцом Оттаром в письме английскому королю Альфреду в конце IX века н. э. Раскопки, проведенные в 1950е и 60е годы, обнаружили много памятников материальной культуры, а также остатки домов, дорог и верфей. Поселение процветало в IX веке, однако в начале Х века было по неизвестным причинам брошено.
Новые раскопки, которые продлятся два года, возглавляет Дагфинн Скре. По его словам, в ходе раскопок были обнаружены свидетельства того, что в Каупанге жили круглый год. Предыдущие раскопки проводились вдоль края поселения, в то время как новые раскопки проводятся в центральной его части. На этом месте находятся жилые дома (в том числе дома с очагом) и ремесленные мастерские, напоминающие те, которые были обнаружены в городах эпохи викингов Бирка и Рибе.
Каупанг явно был частью широкой международной торговой сети, существовавшей более 1100 лет назад. Арабские монеты указывают на торговлю с Россией и странами восточного Средиземноморья, а керамика и стекло были явно завезены из Франции и с Британских островов. Железные решетки, точильные камни и миски из стеатита являются продукцией Норвегии. Остатки стеклодувной мастерской – первое свидетельство стеклодувной промышленности Норвегии.
Скре и его команда нашли также следы политического могущества рядом с торговым центром. На расстоянии одной мили от Каупанга были обнаружены палаты короля или военачальника, дорога от которых ведет прямо в город. Главный зал был 33 метра в длину, и формой напоминал перевернутый корабль викингов. Палаты были уничтожены пожаром.
Скре считает, что жители поселения находились под охраной военачальника. Разрушение палат в результате пожара могло привести к тому, что город был покинут. "Пожар, уничтоживший палаты, оставил город без защиты. Жители оказались под властью грабителей. Время покажет, верно ли это предположение: если мы сможем установить точную дату пожара, мы увидим, соответствует ли она времени, когда Каупанг был заброшен".

Открыт новый центр древней цивилизации - Македония
20.03.2001 | MIGnews.com

Открыт новый центр древней
    цивилизации - Македония

Золотые ювелирные изделия, мраморные скульптуры и статуэтки из терракоты – эти и тысячи других сокровищ обнаружены греческими археологами при раскопках в Пелле, месте рождения Александра Великого в древней Македонии.Одним из открытий является дворец, где родился Александр. При дворце обнаружен плавательный бассейн, три основных святилища, одно из которых посвящено Афродите, Агора или рыночная площадь и могилы аристократов и простолюдинов.
Хотя историки древней Греции высокомерно считали македонцев грубыми варварами, эти находки позволили их наследникам в 21-ом веке продемонстрировать, что они вели жизнь полную роскоши, особенно в 4 и 3 веках до нашей эры.
Многие из этих находок будут продемонстрированы во время трехдневной конференции, которая пройдет в конце этой недели в Оксфордском университете под названием "Раскопки классической культуры: последние археологические открытия в Греции". Факультет древней истории и классической археологии в Соммервильском колледже пригласил 25 виднейших ученых с тем, чтобы те представили свои находки за пределами своей родины.
Столица древней Македонии была такой большой, что не смотря на тот факт, что археологи приступили к раскопкам в этом месте в 70-х годах, пока было охвачено раскопками менее 1% территории. Один лишь дворец занимал площадь более 60,000 кв. метров.
Профессор Смит, преподающий классическую археологию и искусство в Оксфорде, отметил: "Мы знаем классическую Грецию по Афинам и Коринфу. Эти раскопки позволили узнать и изучить также и македонскую цивилизацию.

Древние шумеры: история продолжается
22.03.2001 | MIGnews.com

Древние шумеры: история
    продолжается

Иракские археологи обнаружили руины древнего шумерского города, чья история восходит к 2700 году до новой эры. Неподалеку было вскрыто захоронение, которое, по словам руководителя раскопок, является самым древним из всех ранее известных человечеству.
"Остатки городских стен свидетельствуют о том, что город занимал площадь более 6 квадратных километров. Характерна и толщина городских стен – ни много ни мало - 2,5 метра. Раскопки, начатые еще в 1999 году, уже открыли взору исследователей множество домов, дворец, храм и гигантское кладбище", - сообщил Хайдар Абдул Вахад, начальник археологической экспедиции.
Все захоронения – а их несколько тысяч – датируются 2300–2600 годов до н.э. "Мы обнаружили скелеты мужчин, женщин и детей", - сообщил Вахад.
Среди поистине бесценных находок – посуда, статуэтки, кувшины и ювелирные изделия. Неплохо сохранились и орудия труда: ножи и топоры.
По свидетельству начальника экспедиции, место раскопа было разграблено в 1991 году во время войны в Персидском заливе, когда иракские оккупационные войска отступали из Кувейта. Лишь по предварительным оценкам, не менее 4000 предметов древности были вывезены конрабандистами.
Несмотря на утраченные предметы, глава департамента археологии Ирака Донни Джордж заявил, что невозможно переоценить это открытие, "которое важно уже потому, что проливает дополнительный свет на эпоху расцвета одной из самых древнейших цивилизаций на земле – шумерской".
Д. Джордж также высказал предположение, что хотя название города не установлено, он, вероятно, был административным и религиозным центром, о чем свидетельствуют наличие храма, дворца в форме зиккурата – ступенчатой пирамидальной башни и громадного кладбища.
Город расположен в пустынном районе, изобилующем скорпионами, в 300 километрах к югу от Багдада. Само название района - Ум-аль-Акариб - означает в переводе "мать скорпионов".
Только 120 километров отделяют вновь открытый город от Ура, самого великолепного из древних шумерских городов Месопотамии. Пик величия города Ур пришелся на 4000 год до н.э.
Ур, известный еще как место рождения библейского Авраама, связывают и с именем легендарного Гильгамеша, главной фигуры ассирийской и вавилонской мифологии.
Согласно официальным данным, в Ираке, особенно в его северной провинции Курдистан, находится более 10000 археологических памятников, большинство из которых все еще ждут своего часа, и своего великого археолога.

Армянскими археологами найдено уникальное захоронение, датируемое XV веком до нашей эры
24.03.2001 | MIGnews.com

Армянскими археологами
    найдено уникальное захоронение, датируемое XV
    веком до нашей эры

В Армении, на юго-западном побережье озера Севан, близ села Еранос, археологи обнаружили и частично исследовали уникальный могильный курган, датируемый XV веком до нашей эры. В захоронении ученые нашли останки 14 человек, по-видимому, принесенных в жертву во время погребальной церемонии. Главная фигура захоронения - мужчина 45-50 лет, на шее которого обнаружена печать, указывающая на высокий статус погребенного, об этом же свидетельствуют и следы на черепе, оставленные длительным ношением какого-то тяжелого головного убора.
По мнению специалистов, останки принадлежат прародителям современных армян периода Айасы. Найденные в кургане украшения аналогичны тем, которые обнаружены при раскопках на территории Арцаха и Нахичевани.
Армянский народ - один из древнейших в современном мире, корни его уходят в глубь веков, когда не только не существовали современные европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины. Название страны Арминия, в которой проживали армины, встречается впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 годах до нашей эры. Геродот именует их арменами.
Согласно одной из гипотез, это индоевропейский народ, переселившийся на свою новую родину из Европы черед Малую Азию. Примерно в XII веке до нашей эры индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья. Другая гипотеза относит возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья к IV-III тысячелетиям до новой эры, а прародиной индоевропейских народов называет Малую Азию, Армянское нагорье и западную часть Иранского нагорья. По этой версии в VII веке до нашей эры франко-фригийские племена, перейдя Евфрат, заселили юго-западную часть Армянского нагорья.
Армены, названные аримами в "Илиаде" Гомера, ко времени возникновения этой героической поэмы (IX-VIII века до новой эры) заселяли даже область, пограничную с Киликийским Тавром.
Само название армян - хай (hai) , по предположениям, произошло от названия народа - хайасы. Страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глиняной хеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, она была найдена при раскопках столицы хеттского государства - Хаттушаш.
Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эры называли "страной Наири" (страной рек), в состав которой входило около 60 разноплеменных мелких царств и сотни городов. В первом тысячелетии до нашей эры ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале IX века, после объединения племён "страны Наири", образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван).
В течение IX-VI веков до новой эры народами Урартского царства была создана высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высоком уровне развития этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, восходящей к вавилоно-ассирийской клинописи, но и развитие земледелия, скотоводства и металлургии, а также высокая техника строительства крепостей-городов. Одна из них, Эребуни, основанная в 782 году до нашей эры одним из первых урартских царей Аргишти, находится на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию.
Другая - Тейшебаини, также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур). Она была основана Руса II (685-645) - последним царём Урарту.
После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское царство. Еруанд, Тигран Ервандуни - имена первых армянских царей, представителей индоевропейских арменов. Последние, смешавшись с хайами и урартами, образовали с течением веков народ древней Армении. Известно также, что при первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединённые под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным персидским государством, сменившим царство мидян.
Завоевание Персии Александром Македонским и образование на Востоке эллинистической монархии Селевкидов определило новую эпоху в развитии древней Армении. К началу этой эпохи территория, населённая армянами, состояла из трех отдельных областей: Большой, или Великой, Армении, центром которой стала Араратская равнина, Софены - лежавшей между Евфратом и верхним течением Тигра, и Малой Армении - между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династами, которых древние источники часто называют базилевсами. Династы Армении платили Селевкидам лишь дань и в военное время поставляли войско.
Когда Селевкидское царство в 189 году до нашей эры было завоёвано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства, и местный династ Арташес объявил себя независимым царём Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг. В это же время окончательно сформировался армянский язык и закончено окончательное этническое оформление армянского народа.
По свидетельству Страбона, в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке - армянском. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении - Арташат (Artахiasata, с греческого -"радость Артаксия"). Расположившись на магистральном пути к портам Чёрного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром древней Армении. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Империя охватывала большую часть Передней Азии, распространившись от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры. Ее вассалами были сопредельные государства и народы - Иберия и Цибания на севере, Парфия и арабские племена - на востоке и юге.

Рыба, кости и завоевания древних викингов
26.03.2001 | MIGnews.com

Рыба, кости и завоевания
    древних викингов

Викинги, завоевавшие северную Шотландию в IX веке, пришли не только, чтобы грабить: они пришли, чтобы остаться на этой земле навсегда.
Археологи сравнили данные о рационе питания, полученные при анализе останков викингов, с количеством рыбьих костей, найденных в мусорных свалках того же периода на Оркнейских островах. Анализ показал, что в это время произошли серьезные изменения как в рационе питания викингов, так и в способах рыбной ловли.
Эта находка чрезвычайно важна потому, что исследователи получили дополнительное подтверждение ранним предположениям: нашествие викингов не только привело к смене правящего класса, но и способствовало притоку земледельцев из Скандинавии.
Пикты, проживавшие на Шотландских и Оркнейских островах, всегда ловили рыбу вблизи от прибрежной полосы. Однако скандинавы ловили рыбу с лодок, выходя далеко в море. Соответственно, рыба занимала в их рационе более важное место, чем в рационе пиктов.
Анализ различных образцов рыбьих костей, найденных на мусорных свалках древних поселений, показал, что рацион местных жителей изменился: с IX века появляется больше костей рыб, обитающих далеко от берега. Кроме того, это виды рыбы, которые чаще встречаются в рационе питания жителей Норвегии, чем в "меню" шотландцев.
О преобладании рыбы в рационе питания викингов, завоевавших территорию Шотландии, свидетельствуют и особые структуры изотопов углерода, обнаруженные в останках древних завоевателей. Изучая кости, ученые обнаружили, что викинги ели больше рыбы, чем пикты.
По утверждению ученых, эти находки доказывают, что викинги поселились в этом регионе на долгое время.

Деревянный календарь на службе у науки
28.03.2001 | MIGnews.com

Деревянный календарь на
    службе у науки

Уникальная расшифровка возраста деревьев стала революционным открытием, позволившая археологам точно датировать свои находки в различных уголках земного шара, теперь находит все более широкое применение. Дендрохронология - эта относительно новая наука, специализирующаяся на установлении календарных дат по кольцам роста деревьев. Фундаментальной основой этой науки является, так называемая, перекрестная датировка, которая позволяет ученым абсолютно точно определить, в каком году было сформировано возрастное кольцо любого из деревьев.
Датировка по возрастным кольцам отнюдь не сводится к простому подсчету колец, поскольку деревья, обычно добавляющие одно возрастное кольцо каждый год, могут совершенно не придерживаться этого правило в тяжелые годы. С другой стороны благоприятные годы способны прибывать не одно, а два кольца к деревянному календарю. Для получения наиболее объективных результатов дендрохронологи должны точно определить пропущенные и удвоенные кольца на срезах деревьев, сравнив последовательность колец у множества деревьев, растущих в пределах достаточно большой географической зоны.
До 1929 года археологи, работающие на американском континенте, могли только догадываться о возрасте обнаруженных ими древних руин. Считали, например, что громадные доисторические здания, такие как Пуэбло Бонито в каньоне Чако, Нью-Мехико, имеют 2000-летнюю историю. Кроме того, исследователи считали, что в этих зданиях люди жили на протяжении многих веков. Правда раскрылась лишь в декабре 1929 года, когда Эндрю Элликот Дуглас из Аризонского университета обнародовал результаты своего воистину новаторского исследования возрастных колец деревьев. Археологи были поражены, узнав, что Пуэбло Бонито едва насчитывает 1000 летюю историю, а жилыми обнаруженные здания оставались в течение не более 150 лет.
Только на этом конкретном примере археологи убедились, что датировка по кольцам роста деревьев заставляет кардинально пересмотреть многие страницы развития цивилизаций на американском континенте.
В настоящее время дендрохронология используется для датировки археологических находок, подтверждения сроков обитания отдельных ареалов и конкретных поселений, для анализа торговых путей в древней Европе, для восстановления природной картины давних времен – от свидетельства об уровне осадков и температурных перепадов, до датировки извержений вулканов.
Характерно, что дендрохронология дает более точные результаты, чем радиоуглеродный анализ, а совместное применение обеих методик сулит ученым получение наиболее достоверных картин прошлого.

МАРТ / 2001