Главная страница

Новости археологии и истории

Сентябрь / 2002

Новостей: 44

       


Свежие новости

2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август

2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

СЕНТЯБРЬ

Арсенал русских царей
--------------------------------------------------------------------------------
02.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Так называется выставка, которая открывается в понедельник в выставочном зале Успенской звонницы музеев Московского Кремля.
Впервые москвичи и гости столицы увидят коллекцию оружия и конского убранства 17-18-го веков, хранящуюся в Оружейной палате и частично представленную в основной экспозиции музея.
Собрания оружия и парадного конского убранства музеев Московского Кремля относится к числу крупнейших в мире. Для показа на выставке отобрано более 140 памятников, каждый из которых - первоклассный образец русского, западноевропейского или восточного оружейного искусства 18-го - начала 19-го веков.
Почти все представленные на выставке предметы принадлежали российским царям или императорам - от основателя династии Романовых царя Михаила Федоровича до императора Александра I, своим именным указом придавшего Оружейной палате музейный статус.
Основу собрания составило оружие и снаряжение из хранилищ трех крупнейших дворцовых учреждений России - Государевой Оружейной палаты, Конюшенного приказа и санкт-петербургской Рюст-камеры.
Символ выставки "Арсенал русских царей" и самый известный экспонат Оружейной палаты - это шлем "шапка ерихонская" (1621 год) царя Михаила Федоровича. Это царский боевой венец, часть большого наряда, в который входили венец, скипетр и держава. К предметам большого наряда царя Михаила Федоровича и его сына Алексея Михайловича относятся и украшенный геральдическими символами саадак, состоящий из колчана и налуча.
К числу редких уникальных вещей относится и малиновый бархатный стерлик (ездовой кафтан), выдававшийся придворным служителям во время важных официальных церемоний. Всего до наших дней сохранилось 5 таких стерликов, один из которых будет представлен на выставке в Кремле.
Безусловный интерес посетителей вызовет и сабля царя Алексея Михайловича, выполненная в мастерских шаха Ирана, высокое качество ювелирной отделки которой под стать красоте булатного узора и прочности ее клинка.
На выставке будут показаны исторические раритеты и реликвии, связанные с поворотными моментами российской истории. Это жезл короля Швеции Карла 12-го - один из главных трофеев Северной войны, а также символические золотые ключи от города Риги, преподнесенные командующему русскими войсками фельдмаршалу Шереметеву магистратом города в благодарность за то, что он не ввел туда свои полки и оставил Риге традиционные права и вольности.
Особенный интерес посетителей выставки, безусловно, вызовет роскошно декорированное охотничье ружье (1735 года), к изготовлению которого, по свидетельству документов, сама императрица Анна Иоанновна приложила руку. И пневматическое ружье-трость с золотой рукоятью, выполненное в 1741 году лондонским оружейником. Возможно, оно являлось дипломатическим даром английского правительства российской императрице.
Выставка продлится в Успенской звоннице Московского Кремля до 10 ноября.


2000 лет тому назад Always с крылышками не рекламировали, и все же…
--------------------------------------------------------------------------------
02.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

В центральной китайской провинции Хунань при раскопках могил династии Восточная Хань (25 - 220 годы. н. э.) археологи обнаружили древний кирпич, на поверхности которого была видна какая-то надпись.
После изучения иероглифов ученые пришли к выводу, что перед ними ни много ни мало, а текст… торговой рекламы, возможно, одной из самых древнейших в мире.
"Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят только 50 грошей" - таково содержание этой рекламы, сообщили археологи.
Как передает агентство "Синьхуа", в настоящее время ученые конкретизируются точное значение этих иероглифов.

 

"Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии"
--------------------------------------------------------------------------------
02.09.2002 | Правда.РУ
--------------------------------------------------------------------------------
Фотоработы эти - авторы В. Кузьмин и Л. Ильясов - представляют собой художественную ценность в последнюю очередь. Выставка проходит в рамках кампании под лозунгом "Остановим чеченскую войну!". И в этом явно перекликается с недавно закрывшейся "Вернем Грозному музей". Та стала явлением прежде всего социальной и политической жизни почти государственного масштаба. В выставочном зале общественного центра Сахарова все скромнее, но мысли - предполагается - возникнут подобные.
"Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии ... пласт в мировой культуре ... В неимоверно сложных условиях жизни в горах вайнахи сумели создать архитектуру, которая впечатляет ... художественным совершенством". Христианские храмы, языческие святилища, башни, склепы, замки. "Памятники архитектуры Ингушетии и Чечни - культурное достояние России". И мы одна страна, и нам нечего делить, и, конечно же, нет войне. И еще "установим мир между народами".
Что касается средневековой чечено-ингушской архитектуры, свидетельствующей об уровне развития народа - это геометрически простые объемы и мрачные однообразные тона каменных стен. Что касается цветных фотографий - работы, добросовестно запечатлевающие памятники средневековой чечено-ингушской архитектуры в ракурсах, наиболее удобных для рассмотрения.
Обязательно сходить надо в музей Сахарова, расположенный в отдельном домике. Там рассказана вся история советского государства и "режима сопротивления" ему - поименно названы почти все деятели диссидентства.


7000 лет иранскому искусству и истории
--------------------------------------------------------------------------------
03.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Выставка под таким названием должна открыться в бельгийском городе Генте 13 сентября. Приблизительно 180 редких экспонатов, куда включены уникальные изделия из камня и метала, датируемые 7-м тысячелетием до н.э. - X веком новой эры, будут демонстрироваться в "Центре искусства и культуры" аббатства Святого Петра в Генте.
Куратор Центра, господин Ван де Виль, сказал иранскому агентству новостей IRNA, что выставка была организована в сотрудничестве с Национальным музеем Ирана.
Она уже побывала в нескольких европейских странах, например, в Австрии, Германии и Италии.
Торжественное открытие выставки состоится вечером 12 сентября в присутствии бельгийских и иранских деятелей культуры, а также ученых и профессоров, изучающих искусство Ирана.
Выставка, рассматриваемая в качестве культурного посланника Ирана в европейских странах, будет демонстрироваться до 5 января 2003 года.
Гент, четвертый по величине город Бельгии, находится всего в 50 км от столицы страны, Брюсселя.


Космические спутники ищут Ноев Ковчег
--------------------------------------------------------------------------------
03.09.2002 compulenta.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В конце лета спутник QuickBird начал фотосъемку горного региона на востоке Турции, где расположена гора Арарат. Согласно библейской легенде о Великом потопе, именно на вершину этой горы сел голубь, посланный Ноем, чтобы найти землю.
Результатов съёмок с нетерпением ждут исследователи так называемой араратской аномалии. Аномалия представляет собой образование странной формы, расположенное на высоте около 4725 м над уровнем моря и имеющее около 183 м в длину. Впервые она была обнаружена в 1949 г. американским военным самолетом, производившем аэрофотосъемку территории Турции. Затем аномалию фотографировали еще два раза: в 1973 г. это сделал американский спутник-шпион Keyhole-9, в 1976 г. другой разведывательный спутник Keyhole-11.


Фотография Арарата, полученная спутником IKONOS

Работники ЦРУ, занимавшиеся обработкой спутниковых снимков в семидесятые годы, затруднились с интерпретацией полученных данных. Порчер Тэйлор, в то время работавший в ЦРУ, рассказывает, что картина была весьма неожиданной. Уточнять, что именно там было, он не стал, поскольку материалы, собранные Keyhole-9 и Keyhole-11, до сих пор являются секретными.
Теперь исследователям остается надеется на фотографии, полученные коммерческими спутниками. В 1999 и 2000 гг. фотографии Арарата получил аппарат IKONOS, принадлежащий компании Space Imaging. Однако раскрыть тайну аномалии они не помогли. В настоящее время имеется три основные версии, объясняющие её происхождение: она может представлять собой геологическое образование, ледник или же... остатки Ноева Ковчега.
Возможно, запущенный менее года назад спутник QuickBird сумеет ответить на этот вопрос. Он позволяет получать фотографии с разрешением до 60 см, что является рекордом для аппаратов мирного назначения. Впрочем, пока на всех полученных QuickBird изображениях араратского региона видны только облака.


В Екатеринбурге - выставка вышивки древнерусских мастеров
--------------------------------------------------------------------------------
04.09.2002 | travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В Екатеринбурге во вторник открылась уникальная выставка вышивки древнерусских мастеров "Златошвейное чудо", на которой представлены экспонаты Сольвычегодского историко-художественного музея. Как сообщила пресс-секретарь проекта Светлана Абакумова, в экспозицию вошли уникальные произведения древнерусского искусства - пелены, покровцы, монументальные "воздухи", плащаницы.
Большинство экспонатов представляют собой вышитые золотыми нитками, шелком и атласом полотна на религиозные сюжеты. В частности, будут представлены пелены "Убиение царевича Дмитрия", "Вход в Иерусалим", "Рождество Богородицы". Кроме того, в музейную коллекцию вошли расписные ковры и одежды священнослужителей.
Как отметила Абакумова, пик развития искусства вышивки пришелся на XV-XVII века. В тот период оно было даже популярнее традиционной иконы, но затем начало постепенно исчезать. Своеобразие экспонируемых работ в том, подчеркнула Абакумова, что их изготовляли народные мастерицы барских и княжеских мастерских, которые вносили в канонические сюжеты фольклорные мотивы. Необычно и то, что выставляться экспонаты будут не в музее, а в храме во имя Рождества Христова.
Экспонаты выставки настолько уникальны, что для знакомства с ними в Екатеринбург приедет научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Галина Серова. Такой интерес связан с тем, что подобные произведения собраны в музейные коллекции только в нескольких регионах России, в частности, в Сольвычегодске и Перми, сообщает РИА "Новости".


Окаменелый скелет неандертальского ребёнка повторно нашли через 90 лет
--------------------------------------------------------------------------------
5.09.2002 | www.membrana.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Антрополог обнаружил практически полностью сохранившийся окаменелый скелет неандертальского ребёнка. Это уже само по себе сенсация, однако, самое главное, где он обнаружил этот скелет. Это произошло в археологическом музее одного из французских городов. 
Впервые эти окаменелые останки 4-месячного младенца были обнаружены в 1914 году на берегу реки Везер на юго-западе Франции. В 1921 году находку предположительно отправили в Париж, однако, как выяснилось, до столицы доехали только две кости, остальное осталось в музее города Ле-Эйзи (Les-Eyzies), в котором располагается центр археологических исследований Франции. 
Кто-то просто задвинул скелетик в ящик и забыл о нём. Полная история обнаружения этого скелета (кстати, случилось это в 1996 году) была опубликована вчера в журнале Nature. 
Возраст этого скелета оценивается в 40 с лишним тысяч лет. Считается, что неандертальцы исчезли с лица Земли около 25 тысяч лет назад. Однако учёные до сих пор не уверены, была ли это тупиковая ветвь развития, или неандертальцы просто слились с предками современного Homo Sapiens.
Некоторое время назад учёные сумели получить фрагмент ДНК из других останков неандертальского младенца, чей возраст оценивается в 29 тысяч лет. Точно так же собираются поступить и со скелетом, найденным в Ле-Эйзи.


Глубокая тайна
--------------------------------------------------------------------------------
5.09.2002 | www.xterra.ru
--------------------------------------------------------------------------------

Раскопав холм в в районе местечка Шило неподалеку от Сент-Луиса (штат Иллинойс, США), археологи обнаружили деревню возрастом в 900 лет. По-видимому, это - памятник матриархальной кахокийской культуры, принадлежащей мало изученному и внезапно исчезнувшему в 11 веке народу Северной Америки.
До недавнего времени исследования археологов позволяли предположить, что строения в кахокийских деревнях располагались бессистемно. Однако на этот раз ученые обнаружили селение строго квадратной формы с симметрично расположенными зданиями. 
Большинство храмов, найденных при раскопках древнего селения, имели потолки со сводами и покрытые соломой крыши. Некоторые сооружения представляют собой "ритуальные развалины" состоящие, в частности, из фигурок, кристаллов и наполовину сожженных орудий труда. 
Ученые пытаются выяснить назначение уникальной деревни, расположенной в 12 милях от "столицы" Кахокии, а также своеобразия ее архитектуры: 75 маленьких прямоугольных храмов совершенно непохожи на обычные кахокийские культовые сооружения.





Новое открытие Востока
--------------------------------------------------------------------------------
5.09.2002 | Время новостей
--------------------------------------------------------------------------------
Сразу два крупных российских музея показывают в сентябре "восточные выставки". Сначала Русский музей в Петербурге, а затем и Пушкинский в Москве открыли сезон среднеазиатской темой. В Петербурге показывают туркменские ковры, в Москве на выставке "Облака, застывшие на шелке" - туркестанские икаты (этим ученым словом называются "ткани с характерными, словно размытыми узорами"). Возможно, причина совпадения - климатическая. Жестокая летняя жара заставляет обратиться к опыту привычных к высоким температурам среднеазиатских государств и немедленно начать его усваивать и осваивать. Стелить на камни шерстяные ковры и сидеть на них неподвижно, обрядившись в переливчатый шелковый восточный халат со слегка размытым то ли временем, то ли технологией узором. Некоторые уже и на вернисаж в Пушкинский музей такие халаты надели, благо сентябрьская погода в Москве позволяет среднеазиатскую экзотику. Но все же такое объяснение было бы слишком простым и недостойным высокой культурной политики. Выставленные в музеях изящных искусств восточные халаты, скатерти, панно и ковры за счет резкого изменения контекста теряют значительную часть своей этнографической специфики и выступают как самостоятельные произведения искусства. Удивляют красотой геометрических узоров, изысканным сочетанием красок, потрясают разнообразием вариантов при скудном наборе средств, жестко ограниченных традицией (в икатах, например, не использовали больше семи цветов). Как ни странно, для объяснения особенной красоты традиционного восточного искусства опираются теперь на русский авангард и абстракционизм. Обязательно упоминают о том, что народное искусство было источником вдохновения многих великих художников начала ХХ века, совершивших переворот в мировом и русском искусстве. Это занятное обстоятельство свидетельствует и о том, что еще недавно чуть ли не более экзотическое в широком общественном сознании, чем не только восточное, но даже и африканское, абстрактное искусство теперь в нем прочно укоренилось. Даже корни его исследуют и демонстрируют как часть высокого искусства, не прикрываясь авторитетом музеев Востока или этнографии. Выставленные Русским музеем туркменские ковры - часть коллекции, унаследованной от бывшего Кустарного музея. Ее собирали в начале позапрошлого века одновременно с революцией в искусстве. Туркестанские икаты - также только часть огромного частного собрания Таира Ф. Таирова. Занятно, но почти век спустя фон для его собирания был тот же - развившийся в застойные времена интерес к экзотике и путешествиям, пусть и ограниченным советским пространством, любовь к "настоящим старым вещам" кустарного производства и даже возрождающийся в массах интерес к беспредметному искусству. Обе выставки не только смотрятся очень эффектно, но и кажутся весьма актуальными. Восточное искусство, несмотря на годы совместной жизни в едином государстве, снова интересно России как часть экзотической, периферийной культуры. Увлечение экзотикой, расцветшее в последние годы опасными путешествиями, еще более опасными ресторанами и магазинчиками, которые раньше назывались колониальными, обозначает еще и новое самоощущение недавно униженной метрополии, уловленное нашими ведущими музеями. Названия Ферганская долина, Самарканд, Бухара и Хива снова звучат заманчиво и недоступно. А потому и шелковые ткани смотрятся редкими драгоценностями, являясь таковыми по существу. Созданные в XVIII-XIX веках, они разошлись по разным странам и коллекциям, а на родине традиции их изготовления почти утрачены. Возрождение же промысла, которым вроде бы занялись теперь местные власти, как правило, означает его окончательную гибель и превращение в однообразный сувенирный китч. Так что икаты теперь принадлежат целиком высокому искусству и высокой же моде. Последовавший за открытием в Пушкинском музее прием, устроенный модным журналом Harper's Bazaar, с узбекской кухней и показом моделей из коллекции Виктории Андрияновой, подтвердил тягу культуры к острой смеси восточного и западного, современного и традиционного. Шотландские ткани и икаты выступали согласно и почти неотличимо, а устроитель показа не мог отказать себе в удовольствии повторить знаменитую сцену из "Белого солнца пустыни", в которой гаремные жены закрывают себе лица, задирая юбки. Естественно, что трусики на моделях были сплошными икатами.


Древнейший в мире "Коран" на веб-сайте Британской библиотеки
--------------------------------------------------------------------------------
05.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Британская Библиотека подготовила цифровую запись уникального издания "Корана", которому более 700 лет. Теперь пользователи Интернет смогут увидеть его и прочитать основные разделы этой священной для всех мусульман книги.
Национальная библиотека объявила в среду, что древняя книга, известная как "Коран" Султана Бейбара,
встанет в один ряд с главными текстам христианства, иудаизма и буддизма в рамках библиотечного проекта "Листая страницы", целью которого является расширение доступа к основным религиозным изданиям из ее собрания.
Пользователи всемирной паутины увидят основные фрагменты из семи полных томов этого труда. Это можно сделать просты прикосновением к монитору компьютера либо в самой библиотеке, либо на ее веб-сайте.
Звуковой комментарий объясняет важные части книги. Зрители могут по желанию также менять масштаб изображения.
Работа, написанная золотом в арабском стиле, известном как тулут, датируется 1304-1306 годами. "Коран" был изготовлен для Мамлюка, правителя Египта, Рун Аль-шум Бейбарс Аль-Джашнагир.
Линн Бриндлей, руководитель Британской Библиотеки, сказал, что дополнение "Кораном" других текстов "демонстрирует выполнение библиотекой своих обязательств по расширению знаний о мировых религиях, давая более свободный доступ к запасникам редких книг".
Другие рукописи, которые благодаря электронному способу передачи изображения стали доступными для всех пользователей библиотеки, включают "Евангелие" Линдисфарна, записную книжку Леонардо да Винчи и "Алмаз Сутра", самую раннюю из всех известных в мире печатных книг.


Культура Тибета в Бельгии и Канаде
--------------------------------------------------------------------------------
05.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------
Неделя культуры Тибета, которая пройдет с 7 по 27 сентября, станет первым культурным мероприятием, посвященным Тибету, которое проводится в Европе и Северной Америке. В рамках этой Недели будут представлены около 700 фотографий, изображающих природу, древнюю историю и общественную и экономическую жизнь Тибета.
Специальная делегация в составе профессиональных тибетологов ознакомят посетителей двух стран с социально-экономическим развитием, охраной культурных памятников, религией и исследованиями тибетологов. Помимо этого, предусмотрено выступление традиционных тибетских танцевальных коллективов и показ ряда фильмов о Тибете.
В 2001 году подобное мероприятие уже успешно проводилось в Австралии и Новой Зеландии.


Апокалипсис для динозавров...
--------------------------------------------------------------------------------
05.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Гигантский астероид, который несколько миллиардов лет врезался в земную поверхность и вызвал, как предполагают ученые, массовую гибель динозавров, вызвал не только глобальные изменения климата, но и стал причиной возникновения не менее глобального пожара. Этот пожар, охвативший практически целиком зону экватора, нынешнюю Северную Америку и Австралию, Индийский субконтинент и Антарктику, стал дополнительным фактором, который ускорил вымирание динозавров как вида. Именно к такому выводу пришли Дэвид Кринг из Аризонского университета и Даниэль Дурда из Юго-Западного исследовательского института, изучившие сотни кадров поверхности земли, сделанных со спутников.
"Причиной этого "вселенского пожара", - сообщают ученые, - стал огонь, вырвавшийся из кратера, который образовался на месте падения астероида. Пламя и горящие куски земной коры взметнулись практически до верхних атмосферных слоев, а затем почти четыре дня разносились по всей Земле. Примерно такой же эффект могло вызвать одновременное и столь же продолжительное падение на землю нескольких тысяч метеоритов - или 10 миллиардов атомных бомб, по мощности равные сброшенным на Хиросиму в 1945 году. В результате температура у поверхности Земли резко повысилась, и почти вся растительность оказалась уничтоженной".
Подробнее с ходом и результатом исследования можно ознакомиться в последнем номере Journal of Geophysical Research.

 

Разгадка тайн в прямом эфире
--------------------------------------------------------------------------------
6.09.2002 | www.computerra.ru
--------------------------------------------------------------------------------
На 17 сентября научно-популярным ТВ-каналом National Geographic Channel намечено грандиозное археологическое шоу - разгадывание тайн египетских пирамид и гробниц в прямой трансляции на весь мир. Специально сконструированный робот-разведчик отправится исследовать самый загадочный коридор в самом загадочном месте планеты - узкую, двадцати сантиметров в поперечнике шахту, наклонно уходящую вверх на многие десятки метров из “камеры царицы” в пирамиде Хеопса и заканчивающуюся таинственной каменной плитой-дверцей с медными ручками.

Наклонные шахты, идущие из внутренних камер к поверхности, были обнаружены исследователями еще в XIX веке, причем лишь в единственной пирамиде - фараона Хуфу (Хеопса). Назначение этих шахт, сильно усложняющих конструкцию сооружения, по сию пору остается неясным. Еще больше вопросов добавил в 1992-93 годах германский инженер Рудольф Гантенбринк, по контракту с египетскими властями очищавший шахты от мусора с помощью своих роботов Upuaut-1 и Upuaut-2. Именно Гантенбринк и обнаружил, что южная шахта из “камеры царицы” не доходит до поверхности, а заканчивается плитой из дорогого облицовочного песчаника. Телекамера робота Upuaut-2 показала и медные ручки в плите, и небольшой скол по краю, через который можно было бы попытаться заглянуть дальше…
Но тут в естественный ход событий вмешались обстоятельства иного порядка. “Главному археологу Египта” Захи Хавассу, в то время возглавлявшему музейный комплекс пирамид Гизы, явно не понравилась идея отдать лавры первооткрывателя какому-то неизвестному немецкому инженеру. Поэтому Гантенбринк был отстранен от работ в пирамиде, а исследование шахт отложено на неопределенный срок. И лишь теперь, без малого десять лет спустя, доктор Захи Хавасс - ныне уже глава государственного Верховного совета по древностям Египта (Supreme Council of Antiquities) и по совместительству “резидент-исследователь” компании National Geographic - лично возглавит (и будет комментировать в прямом эфире) экспедицию нового робота Pyramid Rover к “двери в неведомое”.

Робот изготовлен в США и снабжен целым арсеналом исследовательских инструментов. Ультразвуковой сканер позволит измерить толщину плиты-дверцы; специальный манипулятор-динамометр попытается дверцу приоткрыть; электромагнитный радар, работающий в расширенном диапазоне частот, будет просвечивать тонкие каменные стены; а миниатюрная телекамера на конце гибкого оптоволоконного кабеля позволит заглянуть внутрь через узкую щель или трещину. Но даже если за дверцей ничего не окажется, телезрители все равно не будут разочарованы. Словно заправский шоумен, Захи Хавасс припас на этот случай другой вариант - прямую трансляцию вскрытия древнейшего саркофага, обнаруженного археологами в одной из гробниц Гизы несколько месяцев назад и предусмотрительно оставленного нетронутым. И вот момент настал. Show must go on, как говорят в подобных случаях.


В Историческом музее отрылась выставка, посвященная 200-летию русской дипломатии
--------------------------------------------------------------------------------
6.09.2002 | ИД "Коммерсантъ"
--------------------------------------------------------------------------------
Выставка, посвященная 200-летней истории российской дипломатии, открылась 6 августа в Государственном историческом музее в Москве. Экспозицию торжественно открыл глава МИД России Игорь Иванов.
Портфель Александра 1, с которым император принимал участие в Венском конгрессе, расписку чиновника коллегии иностранных дел Александра Пушкина о неразглашении государственной тайны и многие другие уникальные экспонаты можно увидеть на открывшейся выставке "Из истории российской дипломатии". Экспозиция, развернувшаяся в залах Государственного Исторического музея, посвящена 200-летию МИД России.
На выставке, которую открыл министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, представлены экспонаты из фондов Государственного Исторического музея, архивов МИД России, а также частных коллекций. Многие из них демонстрируются впервые.
Как рассказал ИТАР-ТАСС директор историко-документального департамента МИД Петр Стегний, "освещена роль таких видных дипломатов, как первый министр Александр Воронцов и Александр Горчаков, посвятивший внешнеполитической службе более полувека". Заметное место отводится советскому периоду, который для внешней политики начинается "Декретом о мире" и сборниками опубликованных тайных договоров царского и Временного правительств. Среди документов - дипломатический паспорт первого советского наркома иностранных дел Георгия Чичерина. Здесь же можно увидеть дневник Максима Литвинова, шинель Иосифа Сталина, "участвовавшую" в Крымской конференции 1945 г., шляпу Андрея Громыко и посольский мундир Вячеслава Молотова.


Греческий бог изменит историю Крыма
--------------------------------------------------------------------------------
08.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------
Сенсационная находка статуэтки Гермеса, обнаруженной крымскими археологами на цитадели средневекового городища Мангуп Бахчисарайского района Крыма, может кардинально изменить взгляды ученых на некоторые периоды истории этого края. Бронзовая статуэтка, относящаяся к I веку нашей эры, извлеченная из слоев средневекового времени, является, по меньшей мере, неожиданной, заявляет начальник мангупской экспедиции, заведующий кафедрой древнего мира и средних веков Таврического национального университета им. Вернадского, доцент Александр Герцен.
По его словам, до этого самый ранний материал, обнаруженный исследователями мангупского городища, датировался второй половиной III века н.э. "Фигурка Гермеса, точнее Меркурия, покровителя купцов, безусловно, связана с пребыванием в Северном Причерноморье римлян, которые появляются в Крыму с середины I века нашей эры для отражения скифских набегов на Херсонес", - считает ученый. Очевидно и культовое назначение обнаруженной статуэтки, которую можно рассматривать как составную часть переносного алтаря.
Кроме того, ближайшей "и чуть ли не единственной аналогией" данной находки в Крыму является статуэтка Гермеса, обнаруженная археологами в 80-е годы на Гурзуфском седле среди предположительно таврских сокровищ. "Гурзуфский Гермес" отличается от "мангупского" только размерами: находка, обнаруженная близ Гурзуфа, достигает 25 см, а на Мангупе - около 8-ми, цитирует ученого "Медиа Простир". По мнению Герцена, обнаруженная статуэтка Гермеса могла попасть на Мангуп двумя путями: либо с римскими легионерами из Херсонеса, либо с Гурзуфского седла, расположенного в 25-ти километрах от Мангупа. До обнаружения фигурки ни римлян, ни обитателей Гурзуфского седла связывать с Мангупом не было повода.


В Ираке обнаружены две древние археологические находки
--------------------------------------------------------------------------------
9.09.2002 | travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Две ценные археологические находки обнаружены на раскопках участка Язидж в провинции Ди-Кар на юге Ирака, сообщает в субботу иракский еженедельник "Аль-Иттихад". Одна из них - бронзовая скульптура, напоминающая шумерского царя Оринко - основателя династии государства Ур (3 тысячелетие до нашей эры). На голове царя - большая корзина.
Вторая находка, покрытая слоем пыли, содержит надписи на языках Древней Месопотамии, которые предстоит прочитать местным ученым, сообщает РИА "Новости".


"Водный мир" эпохи рождения Земли
--------------------------------------------------------------------------------
09.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

В результате целого ряда исследований, проведенных геологами из института Карнеги в Вашингтоне на материале так называемых "неликвидных алмазов", было установлено, что более 3,3 миллиардов. лет назад Земля была практически полностью покрыта водой. Объединив материалы анализа более 4000 алмазов за последние двадцать лет и сопоставив их с новой сейсмической картой регионов добычи, ученые выяснили, что некоторые минеральные соединения внутри алмазов представляют собой определенного рода исторические часы. Это открытие, в свою очередь, позволило им ответить на целый ряд вопросов, касающихся раннего периода развития Земли.
На сегодняшний день наука не может похвастаться обилием сведений о периоде формирования нашей планеты, поскольку поверхность Земли претерпевала постоянные изменения из-за движения тектонических слоев и извержений вулканов. Согласно наиболее распространенной теории, некогда континенты, которые существуют сейчас, когда-то были объединены в суперконтинент. А этот континент в свое время образовался из более мелких древних континентов.
Алмазы представляют собой для науки определенную ценность, поскольку являются практически вечными. Они стойко перенесли хаос эволюции планеты, сохраняясь даже в раскаленной лаве. Внутри алмазов могут встречаться вкрапления радиоактивных веществ, которые по четко определенному временному графику распадаются, превращаясь в соответствующие химические соединения. Путем сравнения доли радиоактивных минералов и продуктов их распада ученые могут определить возраст алмазов и условия, в которых они образовались.
Так, анализ алмазов, собранных в Южной Африке, позволил выяснить, как выглядела Земля 3,3 миллиарда лет назад, когда на планете вообще не было континентов, а основа для них только начала формироваться. Большая часть Земли тогда была покрыта водой, на дне океана происходили постоянные извержения вулканов. Другие алмазы, "родившиеся" примерно 2,9 миллиардов лет назад, "говорят" о том, что в это время могли происходить столкновения континентальных фрагментов и образование полузакрытых океанических бассейнов.


Археологи готовы пересмотреть историю скифов
--------------------------------------------------------------------------------
10.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------
Завершившийся археологический сезон в тувинской "Долине царей" принес сенсацию: петербургские ученые обнаружили скифские захоронения VIII-VII веков до н.э., пишет газета "Известия". Это исследование - результат долгосрочного российско-немецкого научного проекта. Раскопки проводились Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ.
Дискуссии о происхождении скифов начинаются со времени Геродота, предложившего теорию об азиатском происхождении племен, чьи могильники были обнаружены в Причерноморье. На протяжении многих столетий к этому относились скептически - доминировала теория о "европейских корнях" скифов, косвенным ее подтверждением служило европеоидное, а не монголоидное строение черепов найденных останков. Курган Аржан-2 был изначально выбран для археологических изысканий по прозаической причине - он сильно пострадал при строительстве автодороги в 70-годы прошлого века. Нынешние раскопки в Туве, где были обнаружены памятники рубежа VIII-VII веков до нашей эры, неожиданно подтвердили верность предположений Геродота.
Идентификация племен скифского типа происходит по наличию компонентов так называемой "скифской триады": оружие, конская упряжь и, конечно, предметы искусства звериного стиля. Находки в так называемой "Долине царей", объединяющей несколько курганов, датируются рубежом VIII- VII веков д.н.э., то есть временем, когда скифов в Причерноморье, опять-таки по археологическим данным, не было.
"Находкам в кургане Аржан-2 нет аналогий в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке д.н.э. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века д.н.э.", - заявил начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов. - Это открытие переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии".
Однако появившиеся после обнародования в Кызыле первых результатов экспедиции популистские "научные" предположения, что современные тувинцы - потомки скифов, питерские археологи категорически опровергают. Одни из главных аргументов - европеоидный череп скифов, их принадлежность к иранской языковой группе. И вообще, констатируют ученые, факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются "генетическими преемниками" этой цивилизации. Теперь археологи ждут следующего сезона, который сможет принести новые доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы.


История развития русской оружейной культуры
--------------------------------------------------------------------------------
11.09.2002 | Музеи России
--------------------------------------------------------------------------------
В выставочном зале Звонницы Московского Кремля работает выставка "Арсенал русских царей". 140 раритетов из собрания Оружейной палаты, знакомят зрителей с основными этапами развития русской оружейной культуры. В экспозиции представлены произведения лучших мастеров России, стран Европы и Востока XVII-XVIII из Кремлевской коллекции. Основой собрания является, сложившийся в XVII столетии, кремлевский арсенал русских царей династии Романовых - Государева Оружейная палата и, присоединенная к ней в начале XIX века, колоссальная императорская оружейная коллекция - Санкт-Петербургская Рюст-Камера.
Отличительной особенностью новой выставки является тщательный отбор вещей по персоналиям самодержцев, начиная с царя Михаила Федоровича и заканчивая императором Александром I. Парадное, церемониальное и охотничье оружие дополняется портретами государей и уникальными образцами, принадлежащей им, военной униформы. Оружейная палата - вначале великокняжеский, а затем царский арсенал - известна в Москве с XVI века. В ее состав в XVII столетии входили Большая оружейная казна - царское хранилище парадного оружия и снаряжения, мастерская, где работали мастера-оружейники, а также хранилища строевого холодного и огнестрельного оружия. Особое место в Большой оружейной казне занимал так называемый Большой наряд, среди драгоценных вещей которого находились роскошно украшенные предметы вооружения русских царей, игравших важную роль в военных ритуалах и государственных церемониях.
В комплексе царского вооружения главное место отводилось саадаку, состоящему из лука, налуча и колчана со стрелами. На выставке экспонируется, выполненный из золота и декорированный драгоценными камнями и эмалями, налуч и колчан царя Михаила Федоровича. В государевой казне, сопровождавшей царя во время военных походов, находились представленные на выставке шлем Михаила Федоровича и зерцальный доспех царя Алексея Михайловича. Шлем - шапка ерихонская, имевший значение царского боевого венца, выполнен одним из выдающихся мастеров Оружейной палаты Никитой Давыдовым. В Большой оружейной казне хранились также, богато декорированные драгоценными камнями, перламутром, золотом, предметы вооружения лучших мастеров стран Европы, Турции и Ирана, поднесенные русским самодержцам в качестве дипломатических даров. В их числе - изготовленная в придворных мастерских шаха Ирана сабля Алексея Михайловича, которая представлена на экспозиции. При проведении различных церемониалов XVI-XVII веков: царских выездов, встреч и проводов послов, военных смотров большое внимание уделялось пышному конскому убранству. Необыкновенно эффектно драгоценное снаряжение XVII в. лошади, предстает перед посетителями.
Начало собрания оружия российских императоров положил Петр I. Во время его правления армия перестраивалась и вооружалась по примеру европейских государств. Оружие массово закупалось в Европе и поступало с учрежденных в начале XVIII века заводов в Туле, Олонце и Сестрорецке, выпускавших боевое и парадное вооружение по европейским образцам. В новой столице - Санкт-Петербурге - на протяжении XVIII века возникло несколько императорских собраний оружия, отражающих периоды правления российских монархов этого времени. При императоре Павле I придворное хранилище оружия получило свое окончательное название - Санкт-Петербургская императорская Рюст-Камера.
Расцвет ее деятельности приходился на время правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Обе императрицы были страстными охотницами и уделяли большое внимание развитию Обер-егермейстерской канцелярии. На выставке представлены блестящие работы лучших петербургских оружейников этого времени - Петра Лебедева, Гаврилы Пермякова, А.И.Греке. В собрание императора Петра III входили: магазинное, тридцати зарядное, ружье работы мастера Даниеля Лагатца из г. Данцига, пневматическое ружье-трость с великолепной резной рукоятью из чистого золота - дар английского правительства, великолепный охотничий гарнитур известного оружейника из Богемии Леопольда Бехера, которые можно увидеть в экспозиции.
В 1805 г. по указу императора Александра I в древней столице на территории Кремля был создан музей - Императорская Оружейная палата, объединивший собрание Рюст-Камеры и уникальный по своему составу комплекс оружия российских самодержцев.


17 сентября откроется выставка "Черно-белый Петербург"
--------------------------------------------------------------------------------
12.09.2002 | travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга 17 сентября откроется выставка "Черно-белый Петербург", приуроченная к 300-летию Северной столицы. Это - петербургский пейзаж, запечатленный в техниках черно-белой печати от гравюры Петровского времени до современной фотографии.
С первых лет своего существования, с начала XVIII столетия, Петербург превратился в центр развития русской гравюры, а к концу XX века стал негласной фотографической столицей. В гравюрах и фотографиях нашли отражение все самые значительные памятники и архитектурные ансамбли города. На них запечатлена подробная топография Петербурга, расширение границ города, последовательная смена архитектурных стилей и градостроительных принципов, зафиксировано изменение восприятия города - от мечты о земном парадизе в Петровское время до ностальгии по старому Петербургу на исходе XX столетия.
На выставке представлено более 100 гравюр, литографий и фотографий из коллекции Музея истории Санкт-Петербурга, собрания Фонда Русского современного искусства в Лондоне, частных собраний Москвы и Петербурга.
Тщательно отобранные изображения позволяют представить все многообразие городских мотивов и техник печати (офорт, акватинта, монотипия, ксилография, линогравюра, гравюра резцом, различные способы фотопечати), а кроме того, дают возможность сопоставить подход граверов и фотографов к такому традиционному жанру, как городской вид.
В апреле-мае 2003 года выставку "Черно-белый Петербург" планируется показать в Лондоне, в выставочных залах Дома-музея лорда Лейтона. Она станет одним из центральных событий выставочной программы в Лондоне, приуроченной к 300-летию Санкт-Петербурга, сообщает РИА "Новости".


В Крыму открылась выставка находок, поднятых со дна моря
--------------------------------------------------------------------------------
12.09.2002 | travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В Старокрымском литературно-художественном музее открылась выставка находок, поднятых со дна моря: "Подводная археология". В экспозиции представлены турецкие и венецианские сосуды, древние амфоры, оснастка старинных кораблей и др. По убеждению инициатора выставки - председателя феодосийского клуба водолазов "Маринлэнд" А. Пшеничного - морское дно близ Феодосии и Судака таит еще много уникальных археологических находок, сообщает ИС МегаТИС.


Космический Индиана Джонс ищет Ноев ковчег
--------------------------------------------------------------------------------
13.09.2002 |  MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Согласно библейски источникам, знаменитый ковчег причалил после потопа к горе Арарат со стороны нынешней Турции. Ученые давно заинтригованы странными очертаниями некого предмета, который просматривается сквозь ледяную шапку на вершине горы. 
Специалист в области космической разведки Порчер Тейлор потратил девять лет на изучение горы, чтобы определить, может ли странный выступ на вершине быть останками легендарного ковчега. 
Тейлор все свои надежды возлагает на коммерческий спутник с дистанционными датчиками, названый QuickBird, запущенный в прошлом году в рамках проекта компании DigitalGlobe. 
По словам директора по связи DigitalGlobe, Тейлор обратился к нему до запуска спутника и рассказал о странной аномалии на горе Арарат. Пока со спутника сделаны четыре фотографии этого объекта, однако в период съемки была сильная облачность, поэтом не возможно рассмотреть никаких деталей. 
Учитывая, что QuickBird пролетает над горой Арарат 1-2 раза в неделю, есть надежда, что ученые, наконец, получат четкие снимки странного предмета, размером 16 х 20 метров, который находится на высоте 3.000 метров. 
Как отмечает сам Тейлор, чем бы ни оказался странный предмет на вершине Арарата – ковчегом ли или простым камнем – в любом случае, это будет крупным достижением космической технологии, которую можно сравнить с Индианой Джонсом, ведущим поиски из космоса.


О путешествии капитана Кука
--------------------------------------------------------------------------------
16.09.2002 | www.museum.ru
--------------------------------------------------------------------------------
10 сентября в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого открылась выставка "Последнее путешествие капитана Кука" (Куковская коллекция Кунсткамеры). 
Впервые за 225 лет "куковские" коллекции Кунсткамеры предстанут перед посетителями во всей полноте. На выставке Вы сможете увидеть редчайшие этнографические предметы, собранные участниками второй и третьей экспедиций капитана Кука, в том числе экзотическое оружие, боевое снаряжение, одежда и предметы утвари. 
Судьба этих вещей удивительна. После гибели Джеймса Кука экспедицию возглавил капитан Чарльз Клерк. Следуя инструкциям английского адмиралтейства, он повел корабли на север в поисках прохода из Тихого океана в Атлантический. По пути экспедиция была вынуждена задержаться на Камчатке для пополнения запасов продовольствия и ремонта судов (весна 1779 года). В благодарность за радушный прием и бескорыстную помощь английские моряки подарили командиру Камчатки премьер-майору Магнусу Бему карты, оттиски гравюр с изображением жителей некоторых островов Океании и "различные диковинки", которые в 1780 году были переданы в Кунсткамеру. Эти раритеты являются первыми океанийскими предметами, поступившими в старейший российский музей.


В Китае - новый музей керамики
--------------------------------------------------------------------------------
16.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Около 30 000 человек посетили 30 августа крупнейший в Китае музей керамического искусства -- Музей китайской керамики, который открылся в г. Цзыбо восточнокитайской провинции Шаньдун. 
Новый музей, занимающий площадь в 4000 с лишним квадратных метров, состоит из павильонов современной керамики, древней керамики и других павильонов. В Музее демонстрируются также достижения в области производства керамических изделий с помощью высоких технологий. Среди экспонатов Музея -- ценнейшие керамические изделия, включая 21 фарфоровое изделие из коллекции Музея императорского дворца "Гугун", изготовленное в годы династий Юань, Мин и Цин (1279 -- 1911 гг.), и 26 керамических памятников, подаренных Музею Китайским обществом керамики. 
30 августа здесь же открылась Китайская международная ярмарка керамического искусства, на которой представлены более 2000 современных фарфоровых изделий, произведенных в таких китайских городах, как Цзыбо провинции Шаньдун, Цзиндэчжэнь провинции Цзянси, Фошань провинции Гуандун, Исин провинции Цзянсу и Таншань провинции Хэбэй. Об этом сообщает Китайский информационный Интернет-центр. 


Египет преподнес археологам новую сенсацию
--------------------------------------------------------------------------------
17.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Как стало известно сейчас, в 4:37 утра 17 сентября по местному времени в Египте обнаружен каменный гроб с останками человека, жившего 4500 лет тому назад. 
Гроб был открыт египетским археологом. 
Как отмечается в информации местных СМИ, ученый предвидел, что гробница не разграблена и там могут быть мумифицированные останки человека. 
Отметим, что нахождение нетронутых гробниц – это настоящая сенсация для современной науки.





В Исландии найдено поселение викингов, открывших Америку раньше Колумба
--------------------------------------------------------------------------------
17.09.2002 | www.compulenta.ru
--------------------------------------------------------------------------------

Группа американских археологов сделала важное открытие на севере Исландии. Обнаруженная ими ферма может быть домом легендарного Снорри Торфиннссона - персонажа многочисленных скандинавских саг и первого европейца, родившегося на американском континенте. Приблизительная оценка возраста фермы показывает, что она строилась в три этапа, последний из которых завершился между 976 и 1042 гг. н.э.
Согласно легенде викингов, в 1004 г. родители Торфиннссона отправились в Северную Америку по маршруту ее первооткрывателя Лайфа Эрикссона. Место, где они поселились, было название Винланд и находилось в современной канадской провинции Ньюфаундленд. Именно там в 1005 г. родился Снорри Торфиннссон. Примерно через 200 лет после этого была написана "Винландская сага", посвященная первым европейцам, поселившимся в Новом Свете. Впрочем через три года семья Торфиннссона вернулась в Исландию, где разбогатела, продавая привезенные из Винланда товары.
Обнаруженная учеными из лос-анджелесского Калифорнийского университета ферма викингов очень похожа на дом Торфиннссона, описанный в "Винландской саге". Находка расположена неподалеку от исландского национального музея фольклора Глаумбэр и прибрежной деревни Саударкрокюр.
В минувшем году ученые с помощью специального оборудования исследовали территорию, на которой предположительно находилась ферма. Использованные приборы позволяют находить под землей строения со стенами из торфа, который викинги активно использовали в качестве строительного материала. Обнаружив такие строения неподалеку от музея Глаумбэр, археологи в этом году вернулись в Исландию для проведения раскопок.
Местом раскопок было выбрано наиболее крупное из обнаруженных под землей строений. Им оказался большой дом площадью почти 150 м2. Длина дома составляет 28,5 м, а внутри него археологи обнаружили несколько лавок, на которых спали обитатели дома. То, что дом был покрыт пеплом от извержения вулкана Гекла, случившегося в 1104 г. служит еще одним подтверждением датировки строения. Неподалеку от дома были обнаружены множество других построек, но в них раскопки пока не проводились.


В Китае нашли останки динозавра-грызуна
--------------------------------------------------------------------------------
19.09.2002 | www.membrana.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Китайские палеонтологи обнаружили окаменелые останки динозавра, возрастом приблизительно в 128 миллионов лет. Это был двуногий и оперённый ящер, предположительно питавшийся растительной пищей. 
Но самое замечательное - это его череп, а точнее, зубы. У этих ящеров - Incisivosaurus gauthieri - на верхней челюсти красовались два здоровенных резца, что придаёт им сходство с современными грызунами или кроликами.
Благодаря этому открытию, учёным стало понятно, что двуногие динозавры-тероподы могли быть не только хищниками. Хотя то, что зубы обнаруженного ящера походили на резцы грызунов, ещё не означает, что он обязательно был травоядным. 


Робот приблизился к тайнам фараонов
--------------------------------------------------------------------------------
19.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Робот, отправленный учеными в путешествие по коридорам пирамиды Хеопса, помог заглянуть за "загадочную" дверь в одной из шахт. Но загадка так и осталась не разгаданной. 
Ученые отправили "Пирамидохода" по коридору, который ведет вверх по диагонали от северной и южной стен "усыпальницы царицы". Никто до сих пор не может понять предназначения этих коридоров. Первоначально выдвигалась версия, что это вентиляционные шахты. Историки также говорили, что коридоры имеют ритуальные значения и по ним души умерших отправлялись к богам. 
Однако, исследовать помещения не удавалось. В 1993 году археологи из Германии уже предпринимали попытку отправить в опасное путешествие робота. Но он через 60 метров машина уткнулась в дверь, сделанную из известняка. На этом путешествие закончилось. 
Нынешний робот был оснащен специальным сверлом, с помощью которого он просверлил 12-сантиметровое отверстие в "двери", с помощью манипуляторов просунул телекамеру. Впервые, ученым удалось заглянуть вглубь пирамиды. 

"Мы не разочарованы, - говорили исследователи в прямом эфире." 
Хотя на самом деле за загадочной дверью не удалось обнаружить ни сокровищ фараонов, ни усыпальниц. За дверью оказалась… еще одна дверь. 
Пользователи интернета могут увидеть захватывающее путешествие робота на сайте Национального географического канала.
http://www.nationalgeographic.co.uk/egypt_chambers/egyptchambers.shtml


Одно из белых пятен в истории цивилизации Майя исчезло
--------------------------------------------------------------------------------
20.09.2002 | www.membrana.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Доктор Федерико Фасен (Federico Fahsen) из университета Вандербилт в Теннесси (Vanderbilt University) закончил перевод древних иероглифических надписей на лестнице пирамиды в Дос Пиласе на севере Гватемалы. Как стало ясно из этих записей, в древней цивилизации Майа шла жестокая война между двумя городами-"сверхдержавами", при этом маленькое государство, располагавшееся в Дос Пиласе служило плацдармом для сражений. Археологи уже сравнили его с Вьетнамом или Сомали.
Лестница была обнаружена в октябре 2001 года, когда ураган Ирис вырвал из земли дерево, находившееся у развалин древнего храма. 
Письмена, оставленные на этой лестнице, повествуют о 60 года жизни Баладжа Чана К'оиила (Balaj Chan K'awiil), который в четырёхлетнем возрасте стал правителем Дос Пиласа в 635 года н.э. В это время его старший брат, король города Тикал воевал с правителем города Калакмул, располагавшегося в 97 километрах к северу. Дос Пилас находится в 113 километрах к северо-востоку Тикала.
Когда К'оиллу минуло двадцать, силы Калакмула вторглись в Дос Пилас и захватили его. К'оиил примкнул ко врагу своего брата, и в течение следующих десяти лет воевал с властелином Тикала. 
Война закончилась поражением Тикала и казнью старшего брата и другой знати в Дос Пиласе. "Кровь собралась в озеро, и черепа были сложены в кучу в центре Тикала", так описывается захват Тикала. В конце рассказывается, как царь Дос Пиласа "исполнял победный танец".
Как считают исследователи, в это время могла сформироваться единая империя Майа, однако вместо этого война продолжилась, что в итоге и привело к гибели этой цивилизации. Это произошло в 900 года н.э.
Впрочем, другие историки полагают, что причиной гибели цивилизации стали природные катаклизмы. 


Затея не удалась, за попытку спасибо
--------------------------------------------------------------------------------
20.09.2002 | www.computerra.ru | Берд Киви
--------------------------------------------------------------------------------
Практически ничем закончилась необычная телепередача компании National Geographic Channel, где в прямой трансляции предпринималась попытка раскрыть самую большую тайну Великой пирамиды в Гизе. 
Специальный робот Pyramid Rover (фото 1, 2) преодолел по узкой наклонной шахте около 65 метров, добрался до загадочной плиты-двери из песчаника, просветил ее ультразвуковым сонаром, определив, что толщина заслонки всего три дюйма (7,5 см), и… Тут, казалось бы, должно было начаться самое интересное, поскольку выяснилось, что робот оснащен дрелью (не самый распространенный в археологии инструмент, видимо, поэтому ранее не анонсированный). С помощью дрели в плите было проделано отверстие диаметром около 20 мм (фото 3), в которое Rover просунул кабель с телекамерой на конце…
Зрители и исследователи затаили дыхание. Комментировавшая процесс дама не выдержала и воскликнула «ах, смотрите, там на стене иероглифы!», на что тут же последовал мрачноватый ответ эксперта: «это трещины»… Разочарование было полным: телекамера показала, что за дверью оказалось небольшое пустое пространство, а далее - еще одна вертикальная каменная дверь (фото 4). Судя по всему, строители пирамиды явно знали толк в сохранении тайн.

Примерно с тем же результатом закончилась и вторая часть телешоу - вскрытие самого древнего в истории археологии запечатанного саркофага, найденного в Гизе в начале лета и относящегося к эпохе IV-й династии, то есть примерно к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Ученые вскрыли печати, сняли крышку, под которой обнаружили человеческий скелет (фото 5) и… больше, увы, ничего. Организовавший мероприятие с египетской стороны доктор Захи Хавасс (фото 6), директор Гизы и глава Верховного совета по древностям, заявил, что наукой получены «очень важные результаты», однако у зрителей такого впечатления не сложилось. Осталось лишь ощущение какой-то недосказанности. Известно, что Pyramid Rover был также оснащен специальным радаром, способным просвечивать метровые каменные стены, но этот прибор почему-то не использовали. Создатели робота из бостонской компании iRobot начали работать в пирамиде еще за неделю до телепередачи и явно запускали свою машину в шахту. Невозможно поверить, что они не включали радар, но об этом в передаче тоже не было сказано ни слова. И почему, наконец, Хавасс заявил, что для подготовки попытки проникновения за следующую дверь понадобится около года?.. 


Памяти героев Бородинского сражения
--------------------------------------------------------------------------------
24.09.2002 | www.museum.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В честь 190-й годовщины Бородинского сражения в Музее М.Е.Салтыкова-Щедрина открыта выставка "России верные сыны". Посетителям представлены экспонаты из хранилищ Тверского государственного объединенного музея и Областной картинной галереи. Среди них живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, имеющие отношение к эпохе Наполеоновских войн. В экспозицию вошли портреты великой княгини Екатерины Павловны, Александра I, известных полководцев, знаменитых уроженцев тверской земли - братьев Тучковых. Выставка призвана представить историю героического времени в лицах. 24 сентября тверские краеведы проведут историческую конференцию "Тверская губерния в отечественной войне 1812 года". В программе заявлены доклады ученых, основанные на редких архивных материалах.


История взаимоотношений Украины и России в XVII-XVIII вв.
--------------------------------------------------------------------------------
24.09.2002 | www.museum.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Выставочный зал Федеральных государственных архивов представляет историко-художественную выставку "Украина и Россия в XVII-XVIII вв". В подготовке выставки приняли участие: Федеральная архивная служба России, Российский государственный архив древних актов, Государственный комитет архивов Украины, Центральный государственный исторический архив Украины в Киеве, а также Государственный Исторический музей, Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского, Российское общество историков-архивистов. 24 сентября в Выставочном зале федеральных государственных архивов состоится открытие историко-художественной выставки "Украина и Россия в XVII-XVIII вв." Период, которому посвящена выставка, был трагическим и героическим в судьбах обоих народов. Борьба украинцев за свою свободу увенчалась разрывом с Речью Посполитой и сложением новой украинской государственности - "казачьей державы"; параллельно формировалось великое абсолютистское государство - Российское царство. Процессы эти завершились к концу XVIII в. вхождением большей части Украины в состав Российской империи и включением украинских политических и культурных деятелей в состав общероссийских институтов, где они стали играть заметную роль. Экспозиция поделена на несколько разделов: I.Политические и военные контакты в I половине XVII в. Московское государство и Войско Запорожское во время и после Смуты - донесения воевод и дипломатов о запорожских набегах в польские, русские и крымские пределы, о победе польско-казацкой армии над турками под Хотином, о антипольских восстаниях и переселениях украинцев на юг России. II. Роль украинского духовенства в контактах России и Украины в I половине XVII в. Послания церковных деятелей, активно боровшихся против Унии, в т. ч. митрополита Иова Борецкого, епископа Иеремии Тисаровского; грамоты московского патриарха Филарета. Документы об оказании материальной помощи православным братствам и монастырям. Памятники книжности. III. Освободительная война украинского народа 1648-1657 гг. и Россия. Документы Посольского и Разрядного приказов о победах Б. Хмельницкого под Косунью и Желтыми Водами; универсалы короля Яна-Казимира, гетманов и воевод; уникальный "Реестр Войска Запорожского" 1649 г.; послания Б. Хмельницкого к Варшавскому сейму 1650 г., к царю Алексею Михайловичу; материалы о Переяславской раде и "Статьи" об условиях вхождения в 1654 г. Левобережной Украины в состав России. IV. Гетманская Украина и Российское государство во II пол. XVII - XVIII вв. Материалы о гражданской войне на Украине; переписка и договоры гетманов с русскими царями и польскими королями; манифесты, универсалы, грамоты, связанные с именем Ю.Хмельницкого, И.Выговского, П.Дорошенко, Я.Самко, В.Кочубея, И.Мазепы, Ф.Орлика. V. Украина - часть Российской империи XVIII в. Царские и императорские грамоты на земельные владения казачьей старшине, на права и привилегии г. Киеву; присяги гетманов; документы о попытках украинского шляхетства отстоять элементы автономии; об участии депутатов в "Уложенной комиссии" Екатерины II; о массовом переселении сербов на Украину. VI. Украинская государственность в XVII-XVIII вв. Документы Генеральной войсковой канцелярии, Войсковой казны, судебных органов; "наказы" русским воеводам в Киеве о соблюдении местных прав; документы Малороссийского приказа и Малороссийской коллегии. VII. Войско Запорожское и Российская армия. Гетманские универсалы, царские грамоты, планы и карты, связанные с участием запорожцев в Северной войне, войнах с Турцией, Семилетней войне; документы о переформировании казачьих полков в регулярные части. VIII. Культурные связи Украины и России в XVII-XVIII вв. Материалы о присылке в Москву ученых богословов для "книжной справы"; о выдающихся просветителях - Ар. Сатановском и Еп. Славинецком; о Киевской коллегии П. Могилы; о работе в Украине русских архитекторов О. Старцева и И. Мичурина; о певцах и композиторах, в т. ч. М. Березовском, Д. Бортнянском. Острожские, киевские, львовские издания XVI-XVII в. - книги И. Федорова, П. Берынды, св. Дм. Ростовского (Туптало). Выставка богато украшена редчайшими рисунками, в числе которых - карта-пейзаж владений В. Кочубея XVII в.; виды Киево-Печерской лавры, портреты украинских и русских деятелей, а также экспонаты Государственного Исторического музея. 24 сентября состоится пресс-конференция (в 15.00), торжественное открытие - в 16.00.


Рог, уреи, Птолемеи
--------------------------------------------------------------------------------
24.09.2002 | www.vremya.ru
--------------------------------------------------------------------------------
На 24 сентября в Эрмитаже запланирована сенсация. В Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка "Арсиноя или Клеопатра?". Посвящена она небольшой (высота 105 см) базальтовой статуе, скромно стоявшей в музее аж с 1929 года. Маленькая коренастая тетенька в длинном облегающем платье держит в левой руке рог изобилия, а в правой - иероглиф жизни "анх". Голову украшает трехчастный парик с тремя уреями (царскими змеями). В принципе в эллинистическом Египте таких тетенек - жриц, цариц и богинь с уреями, анхами, рогами и инкрустированными глазами производили в огромных количествах. Однако наша, эрмитажная, имеет две чудесных особенности, позволяющие считать ее дамой не просто приятной, но приятной во всех отношениях. И в отношении родословной тоже. Первая особенность - то, что рог изобилия у нее раздвоенный (dikeras). Еще в 1957 году египтолог И.А. Лапис предположила, что раздвоенный рог был присущ лишь статуям Арсинои II, сестре и жене Птолемея II (III в. до н.э.). Арсиноя - дочь Береники I и военачальника Александра Македонского, основателя македонской династии в Египте Птолемея I Сотера была обожествлена при жизни. Культ ее продолжался спустя долгие годы после кончины. 
Когда в коллекции живет собственная Арсиноя - это приятно. Но когда в коллекции живет своя Клеопатра - это фурор. Назрел он совсем случайно, в ходе подготовки огромной выставки "Клеопатра Египетская. От истории к мифу". В 2000-2002 годах выставка путешествовала по трем столицам художественного мира - Риму, Парижу и Чикаго. Экспонатами были десять портретов последней представительницы династии Птолемеев (69-30 гг. до Р.Х.), один из которых оказался той самой эрмитажной "Арсиноей". Сотрудница Британского музея Салли-Энн Эштон при подготовке проекта учла вторую чудесную особенность базальтовой статуи. Парик царицы украшают три змеи - урея. Судя по статуям и портретам, Арсиноя носила только два урея, три - исключительно Клеопатра. (Всем известно, что змей Клеопатра весьма почитала: и смерть приняла от змеи, укус которой, по египетским преданиям, сулил бессмертие.) А вот раздвоенный рог перешел от Арсинои по наследству: Клеопатра стремилась подражать божественной царице во всем. Такие же рога украшают и изображения на монетах времени Клеопатры VII. Итак, сегодня почтенная публика увидит во всей красе женщину, разбившую сердца славных Юлия Цезаря и Марка Антония, равно как и многих других великих и безвестных мужей прошлого. Ученые считают, что эрмитажный портрет очень близок реальному облику царицы: коренастой, маленького роста, с большим горбатым носом. Вот вам и гений чистой красоты. Говоря филологически: нарушение горизонтов ожидания.


Незаконное перемещение культурных ценностей
--------------------------------------------------------------------------------
25.09.2002 | www.museum.ru
--------------------------------------------------------------------------------
С 17 по 19 сентября в Москве прошла международная конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей. Организаторами конференции выступили московское бюро ЮНЕСКО, министерство культуры Российской Федерации и Российский комитет Международного совета музеев /ИКОМ/. Заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов, приветствуя участников форума от имени министра культуры Михаила Швыдкого, отметил, что "проведение в Москве представительных международных форумов стало доброй традицией, позволяющей искать и находить подходы к решению данной проблемы, которая находится на стыке музейного, архивного, библиотечного дела, рынка предметов искусства и международного культурного обмена". Хорошилов подчеркнул значимую роль ЮНЕСКО в становлении процессов юридического регулирования незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности в странах СНГ и Балтии за последние десять лет. "Задача всех цивилизаций - сохранить культурные ценности для грядущих поколений и выработать меры их защиты, адекватные вызовам нашего времени", - указал заместитель министра культуры. Директор департамента по сохранению культурного наследия ЮНЕСКО Гвидо Кардуччи, также участвующий в конференции, заявил, что отправной точкой для дискуссий должна стать принятая в 1970 году Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Кардуччи особо отметил, что число стран, ратифицировавших конвенцию, достигло 96-ти. "Присоединение к конвенции таких высокоразвитых стран, как Великобритания, Япония, Швейцария", по его словам, очень значимо для эффективной борьбы с незаконным движением культурных ценностей. "Незаконное перемещение ценностей приобрело облик хорошо организованной трансграничной преступной сети", - признал Кардуччи, - "и мы тоже должны действовать организованно и слаженно на местном, национальном и международном уровне". В программе были - национальные доклады стран-участниц: России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Украины и Узбекистана, а также "круглые столы" ("Международное право и незаконная торговля культурными ценностями", "Предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности", "Меры по возвращению культурных ценностей" и "Защита коллекций"). В работе принимали участие представители национальных делегаций, российских министерств и ведомств, а также ЮНЕСКО и Интерпола. В рамках конференции также работала выставка предметов культурного достояния, изъятых во время таможенных досмотров при незаконном перемещении через государственную границу России.


Историческая конференция по войне 1812 года
--------------------------------------------------------------------------------
25.09.2002 | www.museum.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Новые документы о формировании тверского ополчения, которое участвовало в Отечественной войне 1812 года, обнаружили краеведы областного центра. Об этой находке они рассказали 24 сентября на научной конференции, посвящённой 190-летию битвы с наполеоновской Францией. Совсем недавно, в день битвы при Бородино, тверитяне, члены военно-исторического клуба "Витязи", участвовали в реконструированном бою, который состоялся на месте сражения. 24 сентября в здании гарнизонного Дома Офицеров прошла научно-практическая конференция, на которой тверские краеведы делились новой информацией, найденной в архивах. В конференции приняли участие гости из Москвы и Санкт Петербурга. В документах, найденных недавно в архивах и нигде ещё не опубликованных, содержится информация о создании губернского Комитета военной силы, указах императора Александра I по назначению командующего Тверским ополчением и его же манифесты по созданию ополчения, о вооружении крестьян и приказах партизанским отрядам по ведению боевых действий. Также были найдены сведения по сформированному в Твери, по инициативе великой княжны Екатерины Павловны, егерского батальона. Обнаруженные документы рассортированы историками по разделам, что облегчает работу с ними. По мнению краеведов, эти сведения значительно обогатят их знания по этому периоду жизни России. 


Военная тайна
--------------------------------------------------------------------------------
25.09.2002 | www.xterra.ru
--------------------------------------------------------------------------------

Группа Федерико Фасена из Университета Вандербильдта (США) исследовала и частично расшифровала иероглифические надписи на древней пирамиде майя в Гватемале. Перед тем, как добраться до каменных букв, ученые провели раскопки в местечке Дос Пилас (Dos Pilas), расположенного, кстати, в чаще дождевого леса. 
В распоряжении ученых - несколько сотен иероглифов. Фасен утверждает, что обнаружили письменный источник, свидетельствующий о прежде неизвестных политических и военных событиях из жизни двух великих городов-государств майя, а также союзных им поселений. 
По словам исследователей, в древнем тексте упоминаются "груды черепов и реки крови". По-видимому, во времена раннего средневековья множество поселений майя были вовлечены в длительную и разрушительную войну. Она могла стать одной из важнейших причин последующей гибели древней цивилизации.


В США открыт "Музей конца света"
--------------------------------------------------------------------------------
26.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Смертельную драму Холодной войны можно будет вновь пережить на старом пункте управления ракетами с ядерными боеголовками в американском штате Южная Дакота. Здесь взрослые и дети смогут воочию увидеть и прочувствовать, как мог начаться конец света. Руководство Национальных парков США решило показать все еще живую в памяти нынешнего поколения историю напряженного противостояния коммунистического режима и демократии. Одним из мест, где человечество могло погубить себя, являются заброшенные пусковые установки ракет Minuteman, близ городка Валл. На церемонии, которая состоится в пятницу, командование Военно-воздушных сил передаст комплекс по запуску баллистических ракет "Дельта Девять" департаменту внутренних дел. 
По этому поводу Крейг Мэнсон, помощник министра внутренних дел, который в свое время был офицером-ракетчиком, сказал, что открытие для широкой публики старой площадки по запуску ядерных ракет поможет сохранить воспоминания о Холодной войне, которая оставила глубокий след в жизни его поколения. 
Пусковая установка в Южной Дакоте – единственная, которая осталась из приблизительно 150, некогда существовавших. Даже как парк, этот участок останется под контролем иностранных инспекторов по вопросам вооружения в полном соответствии с ранее принятыми международными соглашениями. 
"Популярный миф говорит о ядерный кнопке, но фактически – это ключ, вернее два ключа. Я не знаю, разрешат ли посетителям нового музея поворачивать ключи, но, во всяком случае, им позволят зайти в пункт управления и увидеть их", - сказал Мэнсон. После развала Советского Союза и снятия пусковых установок баллистических ракет с тревожного дежурства (это было сделано при первом президенте Буше), большинство их них было разрушено, что было сделано в строгом соответствии с соглашением, подписанным между США и Россией о сокращении стратегического вооружения.


Дело - гроб!
--------------------------------------------------------------------------------
26.09.2002 | www.xterra.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Стивен Файн из Университета Мак-Микена обнаружил на выставке археологических находок в Музее Искусств Цинциннати небольшой каменный саркофаг - так называемый оссуарий. Подобные гробы - так называемые оссуарии изготавливались в Израиле первого века и применялись для перезахоронения скелетов, уже разложившихся после многолетнего пребывания тела покойного в могиле или мавзолее. 
Рассмотрев саркофаг поближе, Файн обнаружил на его поверхности картинку. Дальнейшие исследования привели его к открытию. Выяснилось, что на картинке изображено строение на широком пьедестале, увенчанное небольшой пирамидой. Как выяснилось, именно так выглядела израильская могила начала эры. Другие археологи подтвердили точку зрения Файна, обнаружив множество подобных захоронений. 


В лондонском музее естественной истории открывается грандиозная выставка
--------------------------------------------------------------------------------
27.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
В лондонском музее естественной истории 30 сентября открывается гигантская экспозиция, в которую включены миллионы заспиртованных живых существ со всего мира, некоторые из которых были собраны самим Чарльзом Дарвином. Большинство этих экспонатов раньше хранились в пыльных архивах. Теперь они займут достойное место в только что открывшемся Дарвиновском центре при музее. Строительство центра обошлось в 95 миллионов фунтов (142,2 миллиона долларов). 
Центр совмещает в себе функции музея и научно-исследовательского института. На глазах у посетителей ученые будут заниматься своей повседневной работой. 
Гордостью экспозиции станут животные, собранные в ходе кругосветного путешествия Чарльза Дарвина на корабле "Бигль" и в тихоокеанских экспедициях капитана Кука. Более поздние находки включают рыбу-меч, выброшенную некоторое время назад на берег около Бристоля, и барракуду, найденную у побережья Великобритании год назад. 
Общее количество экспонатов - 22 миллиона. Они хранятся в 450 тысячах сосудов, заполняющих 27 километров полок. 
В старом хранилище невозможность соблюдать необходимый температурный и влажностный режим создавала угрозу разрушения для экспонатов. 
30 сентября откроется только первая часть Дарвиновского центра. Вторая, в которой будут представлены 28 миллионов насекомых и 6 миллионов растений откроется в 2007 году. Об этом сообщает BBC.


Эрмитаж хранит нос царицы Клеопатры
--------------------------------------------------------------------------------
28.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------

Художественные эксперты продолжающие исследовать обширное собрание Санкт-петербургского Эрмитажа заключили, что древняя египетская статуя, хранящаяся в музее, является изображением царицы Клеопатры. Подобное заключение основано на…размере носа статуи. 
Это скульптурное изображение – центр выставки, которая открылась на этой неделе. Ее цель – показать работу исследователей, которые зачастую распутывают сложные исторические загадки, исходя из казалось бы незначительных частей целого. 
Когда известный музей в 1929 году приобретал черную базальтовую статую, кого она изображает, оставалось тайной. В 1957 году один из музейных египтологов предположил, что скульптура изображает Арсиною II, которая, была царицей на древнем Ниле в период 316-270 до н.э. 
Но более поздние исследователи отметили, что на ее лбу вырезаны три змеи, что считалось характерным признаком лишь одной Клеопатры, правившей Египтом значительно позднее – в 69-30 до н.э. Что касается Арсинои, то ее традиционно изображали с двумя змеями. 
А между тем, научный работник Эрмитажа Андрей Большаков отметил то, мимо чего проходили большинство исследователей – нос у базальтовой статуэтки значительно больше, чем это было принято для статуй того времени. "А ведь из достоверных источников известно, что у Клеопатры был большой нос", - отмечает Большаков, куратор нынешней выставки. 
Клеопатра, могущественная и обладающая искусством соблазнения, очевидно, не была столь уж выдающейся красавицей. Ряд историков считает, что именно неудовлетворенность своей внешностью и побуждала ее к тому, чтобы постоянно доказывать свое превосходство и женское очарование. 
Наиболее известна такая оценка, например, в комментарии Блэза Паскаля: "Будь нос Клеопатры чуть короче, лицо целого мира было бы другим".


Загадке смерти Эмиля Золя – 100 лет
--------------------------------------------------------------------------------
29.09.2002 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------
Сегодня, в 100-летнюю годовщину со дня смерти французского писателя Эмиля Золя, литературоведы вновь обсуждают вопрос: был ли его уход из жизни нелепой трагедией, или великому возмутителю умов помогли? 29 сентября 1902 года Эмиль и его жена Александрина были найдены на полу своей парижской квартиры на Брюссельской улице: отравление угарным газом. Как потом выяснилось, дымоход печи был забит, и все продукты горения выходили в спальню. Александрину удалось выходить, она пережила своего знаменитого мужа на 23 года. 
Жизнь Эмиля Золя никогда не была спокойной. Скандалы сопровождали писателя с публикации самых первых его статей и крупных произведений. После того как Ватикан осудил его натуралистические позиции и назвал его произведения наущением дьявола, все романы Золя попали в "Индекс запрещенных книг". И тем не менее, романы Золя пользовались огромной популярностью. Достаточно сказать, что первое издание романа "Нана" вышло тиражом 55000 экземпляров – неслыханная цифра для Франции. 
По мнению биографов, поводов для криминального характера смерти Эмиля Золя было предостаточно. Одним из них стало дело капитана французского Генерального Штаба Альфреда Дрейфуса, обвиненного в октябре 1894 года в передаче Германии секретных материалов о французской национальной обороне. 
Будучи уже известным беллетристом, журналистом и драматургом, Золя выступил в газете "Орор" 13 января 1898 года с открытым письмом на имя тогдашнего президента Франции Эдгара Фора. В письме, озаглавленным "Я обвиняю", Золя утверждал, что дело Дрейфуса сфабриковано Генеральным Штабом ВС Франции, чтобы скрыть свою "бездеятельность и непрофессионализм". После этой публикации страна разделилась на противников и сторонников Дрейфуса, а Золя получил год тюрьмы и штраф в 3 тысячи франков. 
18 июля 1898 года ему удалось покинуть Францию, в которую он вернулся в 1899 году, лишенный всех правительственных наград, покинутый большинством своих читателей, преследуемый недоброжелателями. 
Кто знает, не был ли печной дымоход испорчен преднамеренно? 
Прах Золя покоится на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце его захоронено в Пантеоне - некрополе великих граждан Франции, в одном зале с Вольтером, Виктором Гюго, Жан-Жаком Руссо.


В Пекине открыт для посещения древний храм
--------------------------------------------------------------------------------
30.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
После крупномасштабной реставрации на днях был официально открыт для посещений туристов храм Сяньнунтань ("Храм Первопредка земледелия"), где императоры династии Мин (1368 -- 1644 гг.) и Цин (1644 -- 1911 гг.) ежегодно возносили молитвы об урожае. 
В 2000 году городское правительство Пекина вложило 330 млн. юаней (около 39,8 млн. американских долларов) в охрану городских памятников культуры, в числе которых и храм "Сяньнунтань". Было отреставрировано 84 тыс. квадратных метров архитектурного храмового комплекса, высажен парк, а также освобождены находящиеся на территории храма помещения, которые ранее незаконно занимали посторонние учреждения. 
"Сяньнунтань" был построен в 1420 году. Ежегодно в третий месяц по лунному календарю его посещали императоры Минской и Цинской династий. Храмовый ансамбль включает в себя павильоны и алтарь Земли. Перед алтарем -- небольшой участок земли. Во время ежегодной церемонии молитвы об урожае император самолично проводил первую борозду, сообщает Китайский информационный Интернет-центр. 


Развалины Помпеи - в новом свете
--------------------------------------------------------------------------------
30.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Древние развалины Помпеи предстали в новом свете: отныне легендарный город освещен яркими прожекторами. Тщательный план подсветки был разработан министерством культуры Италии, и теперь многочисленные туристы смогут по-другому взглянуть на Помпеи - город, разрушенный вулканом Везувий ещe 79-м году нашей эры. Теперь специальные прожектора освещают рыночную площадь, городские купальни и храм Аполлона, и древние развалины можно увидеть не только днем, но и ночью. Об этом сообщает ОРТ. 


Экспонаты музея Киото в пражском дворце
--------------------------------------------------------------------------------
30.09.2002 | www.travel.ru
--------------------------------------------------------------------------------
Всего на шесть недель привезены в Прагу уникальные памятники японской культуры из коллекции Национального музея в Киото. Большинство выставленных в чешской столице экспонатов никогда в истории не покидали пределов Страны восходящего солнца. Испокон веков в Японии действовал закон, запрещающий вывозить с островов произведения искусства, признанные национальным достоянием. Правило было отменено императором лишь десять лет назад, однако даже после этого японские музеи не бросились показывать миру свои сокровища. За все эти годы была организована единственная выставка в Сан-Франциско. Вторым городом мира, который принимает у себя уникальные памятники японской культуры, стала Прага. 
На выставке "Сокровища Киото" в пражском дворце Кинских представлено в общей сложности 67 экспонатов, 25 из которых имеют статус национального достояния Японии и могут вывозиться за пределы страны только с разрешения императора. Особую ценность представляет коллекция буддийской живописи, практически не известной европейским ценителям прекрасного. В Прагу из Киото доставлено больше десятка священных свитков, причем большинство из них нарисовано японскими художниками около тысячи лет назад. Украшением экспозиции стала деревянная статуя одиннадцатиголовой богини милосердия Каннон. Эта великолепная скульптура, созданная неизвестным мастером в середине XIII столетия, призвана показать, какого расцвета достигло искусство резьбы по дереву в средневековой Японии. Ввиду большой ценности экспонатов, выставка "Сокровищница Киото" продлится только до 28 октября. Экспозиция разместилась в великолепных залах дворца Кинских на Староместской площади Праги, сообщает газета "Русская Чехия". 

 

Сентябрь / 2002

Новостей: 44

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга