Октябрь / 2002

ОКТЯБРЬ

Косметика для… памятников архитектуры
01.10.2002 | MIGnews.com

Ухудшение экологической обстановки в северо-западных промышленных районах Индии привело к тому, что многие памятники архитектуры начали стремительно терять свою привлекательность для туристов. Одной из "жертв" загрязнения окружающей среды стала "жемчужина Агры", как называют во многих туристических справочниках Тадж Махал. Построенный в 16 веке императором Шах Джаханом в честь его усопшей возлюбленной и верной жены Мумтаз Махал, Тадж Махал относится к числу наиболее романтических памятников индийского средневековья. Для его строительства в Агру было доставлено несколько тысяч тонн белоснежного джодхпурского мрамора, после чего около 20 тысяч зодчих, каменотесов, ювелиров и художников за 22 года возвели на берегу Ямуны величественный мавзолей-усыпальницу.
Время шло, и понастроенные вокруг заводы и фабрики настолько заполонили все копотью и прочими отходами современного производства, что мрамор постепенно начал утрачивать свою белизну, приобретая грязно-желтый оттенок. Вот тогда и забил тревогу правительственный Департамент археологических изысканий. В прошлом году его руководство добилось постановления Верховного суда Индии о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж Махала, однако сотрудники Департамента на этом не успокоились, решив вернуть мавзолею Мумтаз Махал его первозданный облик. Для этой цели были использованы... рецепты древнеиндийских косметологов, немало труда потративших на создание и совершенствование средств для отбеливания кожи смугловатых от природы индийских красавиц.
Разработав на основании этих рецептов специальную смесь, получившую название Multani Mitti ("Грязь Мультана"), специалисты в ближайшее время собираются покрыть этой замазкой стены Тадж Махала, надеясь, что порадовавшая немало женских сердец грязь (а она входит в состав огромного количества собственно косметических мазей и лосьонов) доставит не меньше радости ценителям изящной архитектуры. Предварительно проведенные опыты показали, что надежда такая имеется...

Найдена гигантская челюсть убийцы гусей

1.10.2002 | www.membrana.ru
Группа исследователей из музея Северной территории (Northern Territory museum), изучая тысячи окаменелых скелетов гусей на участке в центральной Австралии, обнаружила челюсть вымершего четырёхметрового крокодила.
По словам представителя музея Дирка Мегириана (Dirk Megirian), найденная челюсть принадлежала самому большому крокодилу данной разновидности из всех, которых учёные когда-либо встречали: "Речь идёт об очень крупном животном. Этот крокодил, вероятно, не может считаться самым длинным, но он имел очень мощное сложение, широкий и объёмный череп, так что животное легко могло схватить самого крупного из гигантских гусей.
Нужно отметить, что на 80-километровом участке в Алкуте (Alcoota), который находится на северо-востоке от города Элис Спрингс (Alice Springs), в своё время было обнаружено захоронение около трёх тысяч скелетов гусей — этим окаменелостям от шести до восьми миллионов лет.

Море "вернуло" китайский фарфор XVII века

01.10.2002 | MIGnews.com

Водолазы поняли со дна моря первые 12.000 предметов, которые находились на древнем корабле, потерпевшем крушение и затонувшем неподалеку от побережья Вьетнама. Предполагается, что корабль вез десятки тысяч предметов тончайшего китайского фарфора и другой керамики XVII века. Об этом во вторник сообщили власти Ханоя.
Более 80 процентов поднятой керамики – ваз, чаш, мисок, тарелок и чашек – находятся в прекрасном состоянии, заявил Нгуэн Ти Хай, заместитель директора провинциального музея Биньдинь, куда в настоящий момент свозятся подводные находки.
Очередная партия древнего фарфора сейчас находится на пути к музею.
18 водолазов, 4 археолога и около 30 человек вспомогательного персонала начали операцию по подъему уникальных артифактов прошлого 14 сентября. За пол месяца им удалось поднять лишь "небольшую часть" предметов, находившихся в кормовой части корабля.
Пока до конца неизвестно, кому принадлежал древний корабль, под каким флагом он плавал и сколько предметов искусства находится на его борту. Но впечатляет даже та толика, которую удалось поднять на поверхность.
Корабль находится на глубине 41 метра в 65 километрах от побережья Вьетнама. Местные рыбаки, которые обнаружили затонувшее судно примерно год тому назад, выловили много керамических изделий, которые позднее были конфискованы властями и переданы в музей.
Правительство приняло решение отобрать наиболее ценную часть находки, а остальные предметы выставить на продажу через аукцион, 30 процентов дохода от продаж пойдет в государственную казну, остальную распределят между региональными структурами и компаниями, которые занимаются подъемом затонувших сокровищ.
Общая стоимость ценного груза старинного судна до сих пор не установлена.

Среди "почти людей" были свои интеллигенты

01.10.2002 | MIGnews.com

Слово "неандерталец" перекочевало из антропологии в обиходный язык буквально на следующий же день после того, как в 1856 году в Германии в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа были впервые обнаружены останки этого "почти человека". Этим словом стали награждать людей злых, жестоких, бессердечных и тупых. Но недаром сказано - не обобщайте! По одной паршивой овце не стоит судить обо всем стаде... В этом году вышла в свет очередная книга "Записок" Национальной академии наук США, в которой были опубликованы итоги исследования, проведенного группой антропологов и археологов во главе с профессором Цюрихского университета Кристофом Уолликофером. Это исследование показало, что неандертальцы, перефразируя Маяковского, бывали разные - некоторые жестокие, некоторые куртуазные, что эти homo sapiens во всяком случае были не менее разумными и нежными, чем "ранние современные люди". Им было не чуждо чувство сострадания, забота о ближнем, так сказать, об униженных и оскорбленных неандертальцах.
К таким выводам ученые пришли после досконального исследования скелета неандертальца, жившего приблизительно 36 тысяч лет тому назад. Он был обнаружен еще в 1979 году вблизи французской деревни Сен-Сезар, давшей ему свое имя. По итогам первоначального изучения останков этого "французского" неандертальца был сделан ошибочный вывод о том, что его череп раскроился под бременем тысячелетий естественным образом. Однако дальнейшие исследования с применением компьютеризированной томографии и "виртуальной реконструкции", тоже на компьютере, дали совершенно иные результаты. Как выяснилось, повреждение черепа неандертальца было результатом "прямой и тяжелой травмы": пролом на макушке длиной три дюйма образовался не от удара брошенного камня, не в результате падения или иного несчастного случая. По мнению ученых, травма их неандертальцу была нанесена умышленно, по-видимому, охотничьим оружием, обращенным в просто оружие, что свидетельствует об ассоциативном и сознательном мышлении, в котором наука раньше отказывала неандертальцам. По версии палеонтолога Вашингтонского университета в Сэйнт-Луисе Эрика Тринкауса, "скорее всего имело место эмоциональное нападение со стороны кого-то, кто знал свою жертву".
Итак один неандерталец треснул другого неандертальца по кумполу и раскроил ему череп. Каким же образом эта тривиальная история свидетельствует о гуманном характере неандертальцев? - может спросить читатель. Ведь, скорее, она подтверждает тот смысл, который мы обычно вкладываем в слово "неандерталец". Но не судите скоропалительно и судимы не будете. Жертва, которой было во время нанесения удара около двадцати лет, несомненно потеряла сознание после удара и должна была умереть от обильной потери крови. Но этого не произошло. Профессор Уолликофер пишет: "Я вполне уверен, что нашему неандертальцу была оказана помощь. Кто-то остановил кровотечение и оттащил его на место, где тот мог спокойно прийти в себя и подлечиться". Ученые пришли к такому выводу, установив, что неандерталец умер не от травмы головы, а естественным образом через несколько лет после схватки или нападения.
Версия ученых совпадает с другими данными о том, как жили и умирали неандертальцы. Предметы, найденные в Сен-Сезаре, ясно указывают на то, что они пользовались орудиями для охоты и приготовления пищи. Ракушки, рассыпанные в пещерах (Сен-Сезар находится в однодневном переходе от Атлантического океана), говорят о существовании у неандертальцев "намеренного, даже ритуального обряда погребения". Останки других неандертальцев, страдавших артритами и другими видами заболеваний, имевших переломы костей и другие травмы, показывают, что эти несчастные нередко выживали и достигали сорокалетнего возраста, что тогда равнялось глубокой старости. В свою очередь, это свидетельствует о том, что кто-то из их племен заботился о них. Неандертальцы, считает доктор Тринкаус, имели "достаточную социальную изощренность для того, чтобы заботиться о беспомощных и немощных и, что куда более удивительно, мотивацию для подобных действий. Возможно, старики служили хранителями знаний".
Образ неандертальцев, имевших некие зачатки социальных структур, заставил ученых по-новому взглянуть на их связь с современным человеком. Неандертальцы жили в Европе и Западной Азии приблизительно от 300 тысяч до 28 тысяч лет назад. Великой тайной было, почему они исчезли. Были ли они уничтожены современным человеком, который появился в Европе 40 тысяч лет назад, или они стали "жертвами невинной конкуренции"? По мнению ученого Чжао Цихоа из Лиссабонского института археологии, современный человек оказался более искусным охотником и более хорошо организованным. Он вытеснил неандертальцев из зон большой охоты. К тому же он размножался быстрее и превзошел неандертальцев по количеству. Но последние не исчезли полностью. Доктор Цихоа и его коллеги обнаружили в 1998 году в пещерах Португалии скелет мальчика, жившего 24 500 лет назад, он был гибридом неандертальца и современного человека. Как видим, даже в глубине тысячелетий любви все племена были покорны.
Новые исследования антропологов и археологов, конечно, еще не дают нам оснований восклицать наподобие горьковского Сатина: "Неандерталец - это звучит гордо!". Однако, с другой стороны, мазать всех неандертальцев одним миром тоже не стоит. Тем более что так называемый современный человек далеко перещеголял их по линии жестокости. Для того, чтобы убедиться в этом, можно не заглядывать в "Записки" Национальной академии наук США. Достаточно оглядеться вокруг.

Учёные воссоздали облик Тутанхамона

1.10.2002 | www.membrana.ru

Обладателем вот этой разбойничьей физиономии является тот самый фараон Тутанхамон. Именем этим его нарекли вовсе не за особый ум; на самом деле, он выбрал его себе сам, когда, в пику своему проклятому жрецами предшественнику Эхнатону, вернул царский трон в Фивы и снова сделал поклонение богу Амону чем-то вроде государственной религии Египта. Его имя означает "Слуга Амона".
Естественно, представленный на иллюстрации портрет является реконструкцией, проведённой совместно специалистами из Великобритании и Новой Зеландии. Использовалась техника, как правило, применяющаяся в уголовно-следственной практике.
Как свидетельствуют учёные, есть основания полагать, что Тутанхамон мог страдать синдромом Клиппель-Файля, врождённым заболеванием, которое сильно повредило его царственной осанке и вообще затруднило ходьбу и движения головы. Если бы он упал на спину, он неизбежно ударился бы затылком. Сильный удар в спину тоже мог бы его убить.

Британский музей рассчитается с жертвами нацизма

02.10.2002 | MIGnews.com

Британский Музей во вторник подтвердил справедливость требования вернуть четыре рисунка, принадлежащих кисти старинных мастеров, их законным владельцам. Рисунки были похищены во время Второй мировой войны нацистами из частной коллекции чешского адвоката Фельдмана. Запрос был подготовлен и отправлен Комиссией по проблемам перемещенных культурных ценностей при европейском совете еврейских общин.
Представители центра в своем запросе отметили, что "злодеяния нацистов в период с 1933 по 1945 годы, представляют особо жестокий период современной истории". Энн Веббер, председатель комиссии, отметила, что представители фонда тронуты тем, с каким пониманием Британский музей отнесся к законным требованиям жертв нацистского режима.
Частная коллекция чешского адвоката Фельдмана была известна специалистам, в ней хранилось более 700 работ старинных мастеров. В 1939 году семья адвоката была схвачена гестапо. Глава семьи был осужден на пожизненное тюремное заключение, но в 1941 году скончался в тюремных застенках. Его жена была отправлена в концентрационный лагерь Аушвиц, из которого не вернулась.
В Британский музей работы из коллекции Фельдмана попали разными путями. Несколько работ было куплено от имени музея на международном аукционе "Сотби" в 1946 году. Еще одну работу завещал музею один из бывших хранителей.
Запрос в Комиссию, основанную в Лондоне, обратились наследники Фельдмана, которые пожелали остаться анонимными.
Представители Британского музея отметили, что Комиссией была проделана огромная и кропотливая работа. Пресс-секретарь музея Кэрол Хомден отметила, что музей будет работать совместно с комиссией, чтобы как можно скорее решить эту проблему.

Тадж-Махал отбелят по древним рецептам

3.10.2002 | www.travel.ru
Ухудшение экологической обстановки в северо-западных промышленных районах Индии привело к тому, что многие памятники архитектуры начали стремительно терять свою привлекательность для туристов. Та же участь постигла знаменитый Тадж-Махал.
Мавзолей Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры, он расположен в городе Агра на севере Индии. Тадж-Махал был построен шахом Джаханом (1628-1658) в честь любимой жены, Мумтаз Махал, которая умерла при родах. Тадж-Махал создан в стиле мугал - смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей.
Строительство началось в 1632 году и продолжалось 15 лет, в нем принимали участие более 20 тыс. рабочих. Основным материалом при строительстве мавзолея был белый джодхпурский мрамор, который доставляли к месту строительства за 300 километров. Поверхность его инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, а для орнаментов использовался черный мрамор. В 1983 году мавзолей Тадж-Махал был внесен в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Со временем под неблагоприятным воздействием окружающей среды мрамор начал утрачивать свою белизну, приобретая грязно-желтый оттенок. В прошлом году руководство Департамента археологических изысканий добилось постановления Верховного суда Индии о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Однако сотрудники департамента на этом не успокоились, решив вернуть мавзолею его первозданный облик. Для этой цели были использованы рецепты древнеиндийских косметологов, к которым некогда прибегали для отбеливания кожи смуглые индийские красавицы.
Разработав на основании этих рецептов специальную смесь, получившую название Multani Mitti ("Грязь Мультана"), специалисты в ближайшее время собираются покрыть этой замазкой стены Тадж-Махала, надеясь, что порадовавшая немало женских сердец грязь (а она входит в состав огромного количества собственно косметических мазей и лосьонов) доставит не меньше радости ценителям изящной архитектуры. Уже проведены удачные опыты, сообщает NTVRU.com.

Открытие Америки, или Когда гипотез больше, чем фактов

6.10.2002 | MIGnews.com

12 октября 1492 года впередсмотрящий каравеллы "Пинта" флотилии Колумба "моряк, по имени Хуан Родриго Бермехо, житель Молиноса в Севильской земле, когда показалась луна... увидел белую песчаную отмель, и он... бросился к баллисте и выстрелил. Земля! Земля". Так экспедицией великого генуэзца была открыта для европейской цивилизации Америка. Может быть, не стоило бы напоминать читателю эту безусловно ему известную историческую аксиому, если бы на нее постоянно не обрушивались, казалось бы, неодолимые лавины всякого рода доказательств, отрицающих ее истинность... еще одна из того бесчисленного количества больших и малых лавин, что время от времени грозят похоронить под собой величие подвига Колумба...
Кого только не выдвигали претендентами на пьедестал первооткрывателей Нового Света:
- финикийцев, которые якобы оставили в амазонской сельве многочисленные надписи с прямым указанием на свой приоритет первооткрывателей — надписи типа "Слава Бадезиру, первенцу Джетбаала, что из Финикии", статуи и предметы материальной культуры;
жителей славного города торговли и роскоши — финикийской колонии Карфагена, — которые на своих небольших гребно-парусных судах действительно пускались в чрезвычайно рискованные плавания в поисках богатых и выгодных для торговли земель;
- римлян, ибо один археолог, раскапывая в Мексике нетронутое погребение IX века, обнаружил в нем небольшого размера терракотовую головку, сделанную, как заявляют многие авторитеты, в древнем Риме в начале III века нашей эры;
- воинов непобедимого Александра Македонского, бежавших после разгрома на никому не ведомый материк, оказавшийся впоследствии Америкой;
этрусков, так как один итальянский ученый нашел некоторое сходство в языках коренных жителей Южной Америки и древних обитателей Италии;
- ветхозаветные народы, ссылаясь при этом на мифические библейские тексты и отыскивая параллели в верованиях народов Нового и Старого Света...
Однако, названные факты при внимательном рассмотрении оказывались либо такими, истинность которых нуждалась в весьма веских доказательствах, либо случайными и допускали различные толкования, а иные были просто фальсифицированными.
Рядом с этими претендентами, в большинстве своем малосерьезными, стояли другие, право которых оспорить было чрезвычайно трудно.
"Торфин Карлсефни поплыл дальше в поисках Славного Винланда и достиг тех мест, где, как думали, он расположен. Они не могли высадиться на берег и обследовать эту землю. Лейф Счастливый первым нашел Винланд... К югу от Гренландии находится Хеллуланд, затем идет Маркланд, а оттуда недалеко до Славного Винланда, который, как полагают, соединен с Африкой. Если это правда, то между Африкой и Маркландом лежит мировой океан". Это слова исландского летописца XII века. И это лишь одно из многочисленных сообщений тех времен — сообщений о том, что норвежским мореплавателям начиная с X века было хорошо известно существование земли к югу от Гренландии. А к югу от Гренландии лежит Америка!
Достоверность этих сообщений и подлинность документов были столь убедительны, что еще в начале XVIII века датский историк Торфеус напомнил другим европейским ученым, что за пять столетий до Колумба норманны уже знали об Америке. К концу XIX столетия истинность этого утверждения уже не оспаривалась. А 29 октября 1887 года в Бостоне был даже открыт памятник Лей-фу Эриксону, Лейфу Счастливому, как прозвали его соратники, — первому европейцу, вступившему на Американский континент. Затем припомнился один документ начала XV века, который содержал довольно примечательную жалобу немецких купцов, проживающих в Швеции, на то, что король шведский Эрик XIII запрещает им плавать в западные колонии своей страны, да и "в иные времена также предписывалось, чтобы никто не пытался плавать в Винланд, к Оркнейским и Фарерским островам и т. д. Несмотря на это, корабли туда ходили".
Мало того, даже после открытия Колумба память о Винланде в Скандинавских странах была столь сильна, что исландский епископ и картограф Сигурд Стефансон в XVI веке нанес его на свою карту вместе с Маркландом и Хеллуландом, а знаменитый исландский картограф и географ Авраам Ортелиус заявил: "Христофор Колумб всего лишь установил постоянные торговые связи между Новым Светом и Европой". Колумб знал, что плывет именно к Америке, а его утверждения, что найден новый путь к Восточной Индии — мистификация...
В октябре 1965 года ученые Иельского университета опубликовали старинную карту, над изучением которой они работали свыше семи лет. Эта карта, как утверждают ученые, составлена в одном из швейцарских монастырей в 1440 году, то есть всего за полвека до первой экспедиции Колумба. И на этой карте тщательно вычерчены контуры Гренландии и острова к северо-западу от нее, возле которого стоит надпись — Винланд. Географический мир раскололся на два лагеря. Один стоял на том, что карта подлинная, представители другого объявили ее фальшивкой. Идет спор и о том: если карта подлинная, то мог ли о ней знать Колумб? Но так ли это важно?
Если даже карта подлинная (а против этого говорят весьма убедительные доводы), если даже Колумб знал о ней, то в плавании своем он не мог ею руководствоваться: это карта не навигационная, а чисто описательная. Это во-первых. И второе — результаты археологических раскопок показывают, что таинственная Винландия находится не на берегах Карибского моря, как многие предполагали раньше, а на Ньюфаундленде. По-видимому, поселения викингов были сосредоточены на севере Америки, и плавали они лишь мимо хорошо им известной Гренландии и Лабрадора. Да и на карте Винланд изображен настолько к северу от маршрута, которым следовала флотилия Колумба, что это почти наверняка исключает всякую возможность считать ее тем самым козырем, который был в руках у адмирала. Значит, надо искать новую карту?
И тут мы подходим к тому, с чего следовало бы начать... Это может звучать парадоксально, но Время - этот верховный судья истории — уже давно решило этот спор, который, несомненно, еще будет продолжаться. Какие бы ни были предшественники у Колумба, какими бы картами ни пользовался великий адмирал, что бы ни побудило отчаянного генуэзца предпринять это плавание, именно он открыл Америку для европейской цивилизации. До него могли быть — и несомненно были — плавания к неведомой земле, Колумб же открыл Новый Свет. Безусловно, необычайно важно и интересно всякое истинно научное исследование этого великого события, но пьедестал Колумба остается за ним.

В Перу обнаружено массовое захоронение рыбаков, принесённых в жертву морским божествам

7.10.2002 | www.membrana.ru

На побережье Перу обнаружена массовое захоронение — крупнейшее за всё время археологических раскопок на территории Южной Америки.
По мнению археологов — 200 человек, предположительно рыбаков, были принесены в жертву морскому божеству Ни в ходе церемонии празднования победы народом Чиму. Это произошло приблизительно в 1350 году нашей эры.
О цивилизации Чиму, как и всех остальных цивилизаций Северной и Южной Америки, известно весьма немногое. Она просуществовала предположительно всего около четырёхсот лет — с 1100 до 1476 годов, когда их уничтожили Инки (по другим данным цивилизация Чиму просуществовала с 1000 по 1466 годы).
В эпоху, когда их могущество достигло своей вершины, под их властью оказалось порядка 620 квадратных миль. Нынешнее открытие подтверждает теорию о том, что они практиковали массовые ритуальные убийства.

Конопляные духи от египетских фараонов

7.10.2002 | MIGnews.com

Как утверждают специалисты фирмы L'Oreal и французского Центра исследований и реставрации музеев, им удалось воссоздать формулу духов, которыми пользовались египетские фараоны.
"Открыть" эту формулу, как сообщила одна разработчиков Сандрин Видо, помогло... творчество греческого историка Плутарха, в трудах которого описывался аромат "духов фараонов". Согласно Плутарху, этот аромат - "сила, позволяющая усыпить человека, нагнать на него сладкие грезы, расслабить и прогнать печали и беспокойства". Кроме того, в поисках заветной формулы исследовательница использовала следы древнеегипетских духов, которые были обнаружены археологами в местах захоронений фараонов, а также проанализировала десятки древних манускриптов, в которых был обнаружен рецепт приготовления эссенции.
Духи, получившие название "Кифи", представляют собой духи-саше – именно твердая форма парфюма была актуальна во времена правления фараонов. В Древнем Египте духи наносились не только на кожу шеи и рук – их втирали в волосы и интимные части тела, дабы повысить свою сексуальную привлекательность и возбудить партнера. В состав духов входят ментоловое масло, мирра, экстракт можжевельника, корица, фисташковое масло и другие ароматизаторы. Однако эффекта "привораживания" партнера древнеегипетские парфюмеры добивались при помощи экстракта каннабиса, позволяющий счастливому обладателю аромата расслабиться и ввести в состояние легкой эйфории окружающих.
Наличие этого ингридиента, с сожалением констатирует Сандрин Видо, вряд ли позволит запустить духи "Кифи" в серийное производство. Кроме того, специалисты полагают, что запах этих духов может показаться слишком необычным для чувствительного носика современной женщины, однако парфюмеры вполне могут использовать открытие своей коллеги, чтобы создать новые духи с древним названием, которые будут отдаленно напоминать древний аромат.

Усиление внимания к охране буддийского пещерного монастыря

8.10.2002 | www.travel.ru
Проект положения об охране всемирно известного буддийского пещерного монастыря Могао (г. Дуньхуан) одобрили законодатели провинции Ганьсу (Северо-Западный Китай). Как ожидается, документ будет принят на предстоящем в ноябре с.г. заседании законодателей.
Буддийский пещерный монастырь Могао (Цяньфодун -- Пещеры тысячи будд -- как принято его называть в народе) расположен у подножия горы, в 25 километрах к юго-востоку от древнего города Дуньхуан. В монастыре, строительство которого началось в 336-м году, сохранилось 735 пещер, 2415 многоцветных скульптур и большое количество произведений фресковой живописи, представляющих огромную историко-культурную ценность. В 1988 году решением ЮНЕСКО монастырь был занесен в реестр мирового культурного наследия.
Указанное положение является первым в Ганьсу законодательным актом, направленным на защиту памятника культуры такого масштаба. Данный документ призывает включить положение об охране древнего монастыря также и в план социально-экономического развития провинции Ганьсу. В целях сохранения первоначального облика монастыря указанным положением запрещается сооружение новых зданий в центральной части его территории, а в прилегающих районах -- зданий, не имеющих отношения к программе охраны. Об этом сообщает Китайский информационный Интернет-центр.

"Восточная коллекция Гатчинского дворца" в петербургском музее

9.10.2002 | www.travel.ru
Выставка "Восточная коллекция Гатчинского дворца" открылась вчера в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга. Экспозиция, в которой более сотни китайских и японских редкостей XVII -XIX веков (фарфор, эмали, резная кость, вышивка), подготовлена Государственным музеем-заповедником "Гатчина" при поддержке Музея этнографии. Выставка продлится две недели.
Директор музея-заповедника "Гатчина" Никита Батенин сообщил, что эту выставку можно назвать своеобразной PR-акцией, призванной привлечь внимание к Гатчинскому дворцу и его уникальным коллекциям. Восточная коллекция - предмет особой гордости Гатчинского музея. Ее пополняли все владельцы Гатчинского дворца - князь Григорий Орлов, Павел I, Николай I, Александр II и Александр III. В середине XIX века восточная коллекция разместилась в трех галереях Арсенального каре Гатчинского дворца. Коллекция понесла значительные утраты после революции, когда она поступила в Государственный музейный фонд, после чего многие вещи оказались за границей. Главный хранитель Гатчинского музея-заповедника Руфина Самсонова надеется, что в скором времени удастся отреставрировать Китайскую галерею, и тогда уникальные предметы искусства из восточной коллекции можно будет снова демонстрировать в родных стенах. По словам Никиты Батенина, для приведения в порядок Гатчинского дворца требуется десять лет и ежегодное финансирование в 150 млн. руб, сообщает ИА "Росбалт".

В нью-йоркском музее Metropolitan разбилась ценная мраморная статуя

9.10.2002 | www.NTVRU.com
Нью-йоркский музей изобразительных искусств Metropolitan, принадлежащий к крупнейшим и известнейшим в мире, остался без одного из ценнейших экспонатов. Как сообщил директор музея Филипп де Монтебелло, разбилась мраморная статуя Адама работы венецианского скульптора Туллио Ломбардо.
Этот шедевр итальянского Возрождения, созданный 1490-95 годах, входил в постоянную экспозицию Metropolitan. Как предполагают служащие, инцидент произошел в воскресенье вечером после закрытия музея, но стало известно об этом только сегодня.
Точные обстоятельства не известны. Охранник, услышавший страшный грохот, увидел лишь груду мраморных обломков. По мнению экспертов, ненадежным оказался пьедестал. Как предполагает де Монтебелло, имел место или "изъян конструкции" пьедестала, "или его слишком часто передвигали с места на место", сообщает ИТАР-ТАСС.
Статуя Адама в человеческий рост с яблоком в руке имела особую чистоту линий. Она включала в себя аллегорические элементы: змей и виноградная лоза, обвившие ствол дерева, должны были символизировать падение и спасение человека. Вероятно, шедевр переживет именно такую метаморфозу.
Директор музея назвал падение мраморного Адама "глубокой эмоциональной потерей". Однако, по его словам, реставраторы должны восстановить статую, хотя уйдет на это немало времени, возможно, до двух лет.

День
памяти создателя Скотланд-Ярда

08.10.2002 | MIGnews.com
Немногим известно, что автор популярного романа XVIII века "История Тома Джонса, найденыша" и создатель легендарной сыскной службы Скотланд-Ярд – одно и то же лицо.
Тем не менее, Генри Филдинг, скончавшийся 8 октября 1754 года в возрасте 47 лет, успел многое: стать известным романистом и организатором следственной службы "Справедливость мира", позднее преобразованной в Скотланд-Ярд, с которой "сотрудничал" еще один британский романист – Артур Конан Дойл.
Филдинг был тяжело болен, но обладал огромной силой воли. Будучи мировым судьей Вестминстера, он беспомощно наблюдал, как поднимается волна преступности. Однако он сумел доказать министру внутренних дел, что Лондон становится позором цивилизованного мира, являясь единственным городом на всей земле, где нет полиции.
Филдингу отпустили средства из фонда Сикрет сервис для оплаты труда дюжины его помощников. Он снабдил их красными жилетами, под которыми они носили пистолеты. Так как суд Филдинга находился на Боу-стрит, то его люди получили название боу-стрит-раннеры, то есть полицейские с улицы Боу. И неожиданно они стали, по всей видимости, первыми криминалистами в мире. Филдинг платил им по одной гинее в неделю. Но каждый гражданин, которому нужна была охрана или который хотел расследовать преступление, мог получить полицейского за одну гинею в день. Через пятнадцать минут они были готовы приступить к своим обязанностям.
Генри Филдинг с такими полицейскими достиг по тем временам больших успехов. Он не только вел регистр известных ему преступников. При розыске грабителей, убийц и воров Филдинг переписывался с другими мировыми судьями, публиковал в газетах Англии списки и приметы разыскиваемых преступников.
Когда в 1754 году Генри Филдинг умер, шефом полиции стал его сводный брат Джон. Он был слепым. История, а может быть, легенда, рассказывает, что к концу своей жизни (Джон умер в 1780 году) он мог различать 3000 преступников по их голосам. Джон Филдинг создал вооруженные боу-стрит-патрули и конные разъезды, которые должны были патрулировать проезжие дороги.
Конная полиция, правда, просуществовала недолго, потому что у Филдинга не хватило денег на ее содержание. Зато боу-стрит-раннеры существовали еще очень долго. В течение девяноста лет они были единственными лондонскими криминалистами.
Что касается знаменитого романа Генри Филдинга, то уже в наши дни Сомэрсет Моэм советовал эту книгу девушкам. Из нее она "узнает все, что ей нужно знать об интимных подробностях брака, и очень много о мужчинах такого, что не может ей не пригодиться до того, как она перешагнет этот трудный порог".

Розы – символ святости, доказывает румынская находка

09.10.2002 | MIGnews.com

Небольшая церквушка в румынской глубинке стала местом паломничества христиан после того, как там было извлечено из захоронения прекрасно сохранившееся тело монаха. Но к разряду чудес относится не сохранность погребенного в XIX веке священника, а… запах роз, которые он источает.
Тело человека, облаченного в монашескую рясу православного священного, было обнаружено рабочими, реконструирующими церковь в городке Хуси на севере Румынии.
По поверьям, умершие, отмеченные особой божьей печатью, не подвержены тлению и издают приятный аромат, потому что их тела посетил сам Иисус Христос.
Румынская газета Adevarul отмечает, что по имеющимся записям можно предположить, что найденное тело принадлежало священнику Иеримеи Хагиу, который освятил эту церковь в начале 1800-х годов.
Викарий церкви Святого Николы Александру Вийяну отметил в этой связи: "Тело выглядит так, как будто было погребено только вчера, но что более всего поражает, так это великолепный запах роз, которыми оно благоухает. Вероятнее всего, мы столкнулись с захоронением настоящего святого".

Великая китайская стена стала еще величественней

09.10.2002 | MIGnews.com

Известно, что обозначение "великий" всегда связано с чем-то, поражающим воображение - размахом (как великие стройки коммунизма), талантами (как многочисленные признанные и непризнанные гении всех времен и народов) или размерами (как великие египетские пирамиды)...). Достойное место в этом ряду занимает и Великая китайская стена - несмотря на все попытки современных историков доказать если не факт ее отсутствия как исторического памятника, то, по крайней мере, поставить под сомнение истинное величие этого сооружения то ли периода древнекитайский династий, то ли эпохи правления великого товарища Мао...
Однако отвлечемся от исторических споров и признаем наличие стены как реальности, данной нам в ощущениях... По официальной версии, общая длина Великой китайской стены, растянувшейся от северо-западной провинции Ганьсу до побережья залива Бакбо, составляет около 6 тысяч километров. Как сообщили 9 октября китайские газеты, теперь к этому числу можно приплюсовать еще 80 километров стены, обнаруженных в горах Хелан района Нинся. По предположениям археологов, этот участок, высотой около 7 метров и шириной до 6 метров у основания и 3 метров в верхней части, был отстроен примерно в 1531 году. Спустя некоторое время он был занесен песком (песчаные бури - одно из проклятий этого района Китая) и был "потерян" для человечества.
Теперь справедливость восстановлена, а Великая стена стала еще величественнее...

Звезды Большого театра у подножия египетских пирамид

10.10.2002 | www.travel.ru
Звезды Большого театра Галина Калинина и Елена Зеленская исполнят заглавную партию в постановке оперы "Аида" у подножия Великих пирамид Гизы близ Каира. Начиная с четверга, четыре спектакля будут показаны на фоне величественных древних "декораций" - усыпальниц фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.
Организаторы этого крупного культурного события стремились привлечь к мероприятию исполнителей с мировыми именами. Им это удалось. Партнером знаменитых российских сопрано, которые попеременно будут исполнять роль эфиопской царицы Аиды в бессмертном творении Джузеппе Верди, станет американский тенор Стивен О'Мара (Радамес).
Партию Амнерис споют итальянские меццо-сопрано Тициана Карраро и Сара Пунга. Дирижировать будет всемирно известный Маурицио Арена.Широко разрекламированная постановка должна была состояться еще осенью прошлого года - ее хотели приурочить к 100-летию со дня смерти великого итальянского композитора. Однако этому помешали события 11 сентября в США.
Аналогичные представления с аншлагом прошли здесь в 1998 и 1999 годах. Ранее гениальную оперу Верди трижды инсценировали в Луксоре, в Верхнем Египте.
Не лишне напомнить, что "Аида" - это единственная опера Верди, написанная на восточный сюжет, по заказу египетского правительства. В центре сюжета - драматическая судьба рабыни при дворе фараона в Египте. Правитель Египта Исмаил-паша обратился к Верди с просьбой написать оперу по случаю открытия в 1869 году Суэцкого канала, однако созданная композитором "Аида" впервые прозвучала лишь в 1871, сообщает NTVRU.com.

Учёные ожесточённо спорят из-за черепа

10.10.2002 | www.membrana.ru

Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 года в песках Сахары и предположительно принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой.
Мы уже рассказывали о том, что череп был обнаружен группой французского палеонтолога Мишеля Брюне (Michel Brunet), который считает, что находке 6-7 миллионов лет.
Главным оппонентом Брюне на сегодняшний день является Милфорд Волпофф (Milford Wolpoff) из университета Мичигана (University of Michigan) — он утверждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения.
Эта дискуссия, тем не менее, весьма значима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эволюция человека. Учёный мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя происходящее.
В то же время, Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки и включиться в дискуссию, платформой для которой пока является журнал Nature.

Амазонки увековечат старшую жену Чингисхана

10.10.2002 | MIGnews.com
В столице Бурятии Улан-Удэ начат сбор средств на строительство памятника старшей жене Чингисхана Буртэ.
Как сообщили участницы городского клуба "Байкальские амазонки", тем самым они намерены поддержать участниц женского движения Монголии, выступивших с инициативой увековечить память жены основателя Монгольской империи и знаменитого завоевателя Азии и Восточной Европы. О том, где планируется установить статую Буртэ, пока неизвестно, пишет радио "Свобода".

Древние петроглифы заменили на "автографы"

10.10.2002 | MIGnews.com

Уникальные наскальные рисунки древнего человека, называемые "петроглифами", включенные в число 100 памятников истории мирового значения, уничтожены неизвестными вандалами на полуострове Кочнаволок Онежского озера в Карелии.

Как сообщили РИА "Новости" в республиканском Краеведческом музее, значительная часть "петроглифов" повреждена неким острым предметом, а рядом высечены свежие надписи.
По мнению сотрудников милиции, возбудивших по факту вандализма уголовное дело, эти "автографы" оставили сами преступники.

Как считают эксперты, большая группа "петроглифов" утрачена как предмет экскурсионного показа. Случаи повреждения наскальных рисунков древнего человека происходили и раньше. Эти памятники древности никем не охраняются, что может привести к их полному исчезновению.

"Аиду" преследует "проклятье фараонов"

10.10.2002 | www.tourizm.ru
"Проклятье фараонов" преследует дирижеров, согласившихся руководить оркестром Каирской оперы на представлении "Аиды" у подножия Великих пирамид Гизы. Так египетская пресса комментирует довольно странную ситуацию вокруг представления бессмертной оперы Верди, начинающегося в пятницу на фоне естественных исторических "декораций", передает ИТАР-ТАСС.
Дирижерский пульт будто бы кто-то "заколдовал". Не успели организаторы четырех широко разрекламированных спектаклей подписать контракт с итальянским маэстро Анонио Годино, как тот неожиданно скончался. Пригласили другую звезду мировой величины - Маурицио Арена. В последний момент тот тяжело заболел и прислал Каирской опере свои извинения.
В итоге "Аидой" будет впервые дирижировать молодой египетский дирижер Надир Аббаси. Перед генеральной репетицией у усыпальниц фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина он сказал, что к "проклятью фараонов" относится с иронией, хотя и испытывает особый творческий подъем от того, что история любви египетского военачальника Радамеса и эфиопской принцессы Аиды, рассказанная языком музыки, будет разворачиваться в столь уникальном историческом окружении.
Аббаси с сожалением отметил, что в Каир не приедет солистка Большого театра Елена Зеленская, которая должна была исполнять партию Аиды в одном из спектаклей. Зато другая звезда Большого - сопрано с мировым именем Галина Калинина - споет Аиду на завтрашней премьере. Дирижер дал высокую оценку вокальному мастерству всей антрепризы, в которой будут задействованы такие известные исполнители, как американский тенор Стивен О'Мара, итальянские меццо-сопрано Тициана Карраро и Сара Пунга.

Указатель I века новой эры показывает дорогу на Лондон

11.10.2002  | MIGnews.com

Британские археологи во время раскопок на территории Лондона обнаружили древнейший указатель, на котором значится современное название британской столицы – Londinium. Именно так долгое время назывался Лондон.
Находка была сделана учеными в районе Сауспарк, где в период существования Римской империи сходились три основные дороги, построенные римлянами на завоеванной ими части Британии.
Латинское название Londiniensium, что является искаженным вариантом слова Londinium, было высечено на мраморной табличке, также содержащей упоминания о боге Марсе и нескольких римских императорах.
Установил табличку в древнем поселении на месте современного Лондона, как это следует из подписи, некий Тиберний Целерианий, лондонский купец.
Ученые датируют найденную табличку 50–150 годом н.э.

"Монастыри Ростова Великого" на выставке в Москве

11.10.2002 | www.travel.ru
"Монастыри Ростова Великого" - так названа выставка, которая открылась в четверг в Москве в ризнице Покровского собора (филиал Государственного Исторического музея). Экспозиция проводится в рамках цикла "Сбережено монастырями России", на этот раз свои художественные и исторические реликвии представил музей-заповедник "Ростовский Кремль".
Выставка сформирована из церковных предметов и облачений XVII-XIX веков, хранившихся в ризницах монастырей. Ростовский музей, изначально открытый как музей церковных древностей, еще до революции начал комплектоваться предметами, связанными с историей Церкви. К концу XIX века в Ростове и поблизости от него было 8 монастырей. Большая часть памятников, представленных на выставке, происходит из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, основанного в XIV-м веке. В XVIII веке эта обитель прославилась открытием мощей бывшего ростовского митрополита - святителя Димитрия, известного при жизни как талантливый ученый, историк-богослов и литератор. Посетители увидят портрет Димитрия и его посох. В экспозиции представлены серебряная чаша с изображением святого, вложенная в монастырь московским купцов Кункиным. Представлен также портрет архимандрита Павла (конец XVIII века), написанный местным художником Мощанским. Он был известен как великолепный мастер по финифти.
Самый древний из ростовских монастырей - Богоявленский Авраамиевский, основанный в XI веке, представлен на выставке рядом уникальных экспонатов. Выставка продлится до 10 декабря, сообщает РИА "Новости".

В Лондоне открывается выставка Бонда

11.10.2002 | www.travel.ru
16 октября в Лондонском научном музее (London Science Museum) открывается выставка, посвященная знаменитому агенту 007 Джеймсу Бонду. На выставке, получившей название "Bond, James Bond", представлено более 100 использовавшихся в фильмах предметов, а также одежда и машины, в том числе золотое оружие, бронированная спортивная машина и экзотические наряды девушек Бонда. Выставочная композиция составлена на основе 20 фильмов. Последний фильм бондиниады "Умри, но не сейчас" (Die Another Day) появится на экранах в ноябре, сообщает DELFI.

Знакомьтесь: Леонардо, возраст - 77 миллионов лет

13.10.2002 | MIGnews.com
С одобрения американских палеонтологов обнародована информация о мумифицированных останках динозавра, чей возраст насчитывает 77 миллионов лет.
"Леонардо, такое имя получил динозавр у ученых, был обнаружен в штате Монтана еще в 2000 году, но извлечен из земли в прошлом году.
Дебютная "премьера" ископаемого ящера перед научным сообществом состоялась во время на ежегодного собрания Общества Палеонтологии позвоночных в штате Оклахома.
Его хорошо сохранившиеся останки позволяют с уверенностью утверждать, что при жизни это был прекрасный экземпляр брахилофозавра, уткоподобного динозавра. К тому же в момент смерти он был, в сущности, малышом, вряд ли старше 3-4 лет.
В сообщении журнала National Geographic говорится, что присутствие большого количества мягких тканей позволяет считать его лишь четвертой окаменелостью динозавров в мире, которая попадает под классификацию "мумия".
2_leonardo1.jpg
фото 1
2_leonardo2.jpg
фото 2
2_leonardo3.jpg
фото 3
2_leonardo4.jpg
фото 4

Скелет полностью закрыт кожей, хорошо сохранилась мускулатура и подушечки ступней и…последняя пища, которая попала в его желудок – это своеобразный "салат" из папоротников, хвои, и магнолии.
Нейт Мерфи, куратор-палеонтолог Музея графства Филлипс, штат Монтана, говорит, что трудно переоценить важность этой находки. "Для палеонтолога находка одного целого экземпляра древнего животного равносильна выигрышу джек-пота. Однако обнаружение такого большого и прекрасно сохранившегося экземпляра - подобно переходу от конки к двигателю внутреннего сгорания. Это существенно продвинет вперед нашу науку".

Канберра: историю Австралии придется переписать?
14.10.02 | http://news.battery.ru
Австралийские археологи сообщили о том, что недавно обнаруженное к югу от восточного штата Квинсленд затонувшее судно может опровергнуть мнение о том, что первым европейцем, открывшим восточное побережье Австралии, был известный английский мореплаватель капитан Джеймс Кук. Корабль был обнаружен на побережье острова Фрейзер, популярного туристического курорта. По словам археологов, длина судна насчитывает около 30 метров. Как отмечает глава археологической экспедиции, на судне было четыре пушки. Это означает, что корабль был военным, а не торговым. Ученые считают, что корабль был построен в XVI веке в Европе, однако вряд ли в Англии. Скорее всего, по мнению археологов, корабль принадлежал Голландии или Португалии. Известно, что мореплаватели обеих стран исследовали западное побережье Австралии в начале XVII века. Однако никто из них так и не рискнул выйти на берег. Первые поселения европейцев в Австралии появились лишь после экспедиции капитана Кука в 1770 году. До сих пор считалось, что капитан Джеймс Кук был первым европейцем, прибывшим на восточное побережье Австралии, впоследствии колонизированной Британией. Археологи намерены с привлечением экспертов из Европы подробно изучить находку.

В Казани будут открыты музеи истории и религии

15.10.2002 | www.travel.ru
К 1000-летию Казани в столице Татарстана планируется открыть музеи Ислама, православия и истории государственности татарского народа. На днях начался сбор экспонатов для будущих музеев.
Предполагается, что музей ислама (полное название "Ислам в истории и культуре татарского народа") расположится в мечети Кул Шариф (Казанский Кремль), музей православия – в Благовещенском соборе, а музей государственности татарского народа – в Дворцовой церкви. В музее ислама будут представлены экспозиции по разделам: "Коран – источник знаний", "Столпы ислама", "Ислам в истории и культуре татарского народа", "Распространение ислама в мире", "Ислам и татарская диаспора", сообщает ИС МегаТИС.

В Афинах восстановят Дионисийский театр

16.10.2002 | MIGnews.com

Театр Дионииса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков. Поэтому в программе подготовки к Олимпийским играм 2004 года ему уделялось специальное внимание и место в программе мероприятий. Его генеральная реставрация была отложена в надежде на лучшие времена, но вот частичную реставрацию было решено провести уже перед играми. Наверное, это правильно. Ведь нет в Греции более древнего театра. Однако самый древний театр Греции при этом имеет вид почти плачевный.
Полное восстановление театра было мечтой Констатиноса Караманлиса, известный артист Алекиси Мниотис мечтал сыграть на его сцене. Но ни тот ни другой не успели. Причем проблема заключалась не столько в недостатке средств, сколько в необходимости проведения серьезной научной работы. И вот недавно греческий архитектор Константинос Болетис заявил, что частичная реставрация театра является вполне реальной задачей. Авторитет Болетиса не оставляет сомнений во взвешенности его заявлений - именно он провел реставрацию известного памятника античности Асклипию в Эпидавре.
Основной задачей археологов и специалистов по восстановлению станет поиск пирейского актита - камня, который добывали на берегу залива в Пирее и использовали при постройке театра. Геологоразведка показала, что в районе фонда Хадзикиракиу в Пирее имеется достаточное количество необходимого минерала, по качеству и фактуре весьма схожего с тем, который был использован для строительства театра. Как заявил архитектор Афина Самара, запасов камня долно хватить для восстановления задней стены театра и снять основное напряжение с нескольких колон римского и греческого стиля.
Главный Археологический Совет предложил председателю научного комитета Дионисийского Театра Александроса Мндиса направить в совет план-программу полного восстановления театра. Бюджет работ оценивается примерно в 900 миллионов драхм, пишет grek.ru. Остается только процитировать фразу известного советского юмориста: "В каждом приличном городе должна быть как минимум одна достопримечательность желательно древние развалины в хорошем состоянии".

В Египте взялись за возрождение мировой культуры

16.10.2002 | MIGnews.com

15 октября в городе Александрия состоялось торжественное открытие библиотеки, построенной на том же месте, где находилось сгоревшее за 400 лет до нашей эры книгохранилище, считавшейся одним из семи чудес света. В церемонии открытия библиотеки приняли участие главы почти 30 государств, включая президента Египта Хусни Мубарака, и около 300 почетных зарубежных гостей.
Александрийская библиотека была сооружена более 2500 лет назад и по праву считалась одним из главных научных центров своего времени. Идея ее восстановления вызвала немало горячих споров. Археологи утверждали, что в процессе строительства могут быть повреждены бесценные предметы древности, а политики злословили о том, что этот проект - всего лишь выгодный трюк, который вряд ли поможет справиться с неграмотностью египтян. Тем не менее, Египет настоял на своем - и работы по воссозданию "очага знаний" начались. Строительство новой Александрийской библиотеки, проект которой был разработан норвежскими архитекторами, продолжалось около 12 лет и обошлось в 220 миллионов долларов. Половину этой суммы внесло египетское правительство, половина поступила из-за рубежа. В частности, спонсорами проекта выступили ЮНЕСКО, некоторые европейские и арабские государства, а также Япония.

library2.jpg library3.jpg library4.jpg library5.jpg library6.jpg

Проект норвежцев действительно производит неизгладимое впечатление. Одиннадцатиэтажное здание в форме косо срезанного цилиндра (символ солнца в Древнем Египте), на одной из стен которого вместо окон вырезаны буквы всех алфавитов мира. Вокруг центрального здания планируется выстроить здания планетария, Музея науки, Международной школы информации, Музея каллиграфии и реставрационной лаборатории. Официальными языками библиотеки будут арабский, английский и французский, однако электронная система научного центра сможет воспроизводить документы почти на всех известных языках. Книги для библиотеки собирали всем миром - многие страны сочли за честь внести свою лепту в создание "символа международного гуманитарного сотрудничества". В настоящее время в ее фондах уже собрано более четырех миллионов книг, 500 тысяч карт, 100 тысяч рукописей, 10 тысяч древних книг и огромное количество компакт-дисков.
Официальный сайт: http://www.bibalex.gov.eg/

Находка в Мачу-Пикчу

17.10.2002 | www.travel.ru

Перуанские археологи, проводившие раскопки в древней крепости инков Мачу-Пикчу, обнаружили мумифицированные останки человека. Это останки девушки, которую, как предполагают ученые, принесли в жертву около 500 лет назад.
Мумия была найдена в пещере на глубине 120 метров. Подобная находка в Мачу-Пикчу сделана впервые. Ранее там находили только отдельные человеческие кости. Крепость Мачу-Пикчу, сооруженная инками примерно пять веков назад в Андах на высоте двух с половиной тысяч метров, была обнаружена исследователями только в 1911 году. Об этом сообщает ИС Новости Латинской Америки.

Кости молчат

17.10.2002 | www.compulenta.ru
В Латинской Америке практически одновременно были найдены несколько уникальных древних захоронений. Одно из них было найдено в Никарагуа при проведении строительных работ. Возраст захоронения на берегу озера Ксолотан составляет около тысячи лет, в нем были обнаружены останки 20 человек. По словам специалистов, находка позволит пролить свет на несколько загадок, касающихся миграций древних американцев из Центральной в Южную Америку. Пивоваренная компания Consorcio Cervecero Centroamericano, которая проводила работы на месте обнаружения древнего захоронения, рассматривает возможность открытия доступа к ним для всех желающих.
Второе открытие было сделано на территории Перу - в городе инков Мачу-Пикчу. Этот город был построен около 500 лет назад, однако после гибели цивилизации инков он был забыт. Вновь Мачу Пикчу нашли лишь в 1911 г. Тогда же археологи отыскали 172 захоронения, но все они содержали лишь останки людей, преимущественно женщин. В обнаруженном недавно захоронении есть бытовые предметы: бронзовые иглы, глиняный горшок, каменная сковорода и другие.

Расширен список китайских даров мировой цивилизации

18.10.2002 | MIGnews.com

Бумага, чай, фарфор, порох, акупунктура, зонтики, мороженое, шелк и спички. Таков отнюдь неполный список того, что Китай дал миру. Теперь это список пополнится еще одним достижением, на сей раз в области строительства. Оказывается, китайцам принадлежит первенство в создании… бетона.
Археологическая находка, обнаруженная в ходе раскопок развалин крупного архитектурного комплекса в провинции Ганьсу на северо-западе Китая, свидетельствует о том, что 5 тысяч лет назад предки китайцев уже овладели технологией производства бетона, который они использовали при строительстве архитектурных сооружений.
Исследуя развалины общей площадью 420 квадратных метров, археологи обратили внимание на особую прочность пола одного разрушенного павильона площадью 130 квадратных метров.
Проведенная научно-техническая экспертиза показала, что несущая способность пола достигает 120 килограммов на квадратный сантиметр, что по техническим характеристикам равняется настоящему цементному бетону. Находка этого памятника культуры дала право ученым утверждать, что это древнейший в мире бетонит.
В настоящее время эксперты приступили к определению состава древнего бетонита и технологии его изготовления.

Церетели греческого искусства, или Александр Македонский по-чикагски

19.10.2002 | MIGnews.com

В Греции есть все же не все. Нет, например, памятника Александру Македонскому. Это обстоятельство давно мучило скульптора Тассоса Пападопулоса, американца греческого происхождения. И он, в конце концов, решил исправить эту несправедливость, предложив высечь в скале горы Кердиллион в Македонии (север Греции), поблизости от того места, где родился великий полководец, его голову размером в 240 футов, то есть в четыре раза больше голов четырех американских президентов, высеченных в скалах горы Рашмор в Южной Дакоте.

Пападопулосу удалось продать свою идею Фонду Александра Великого, штаб-квартира которого находится в Чикаго. Членами этого фонда являются богатые и влиятельные американские граждане греческого происхождения, к которым по традиции обращаются афинские политики, когда возникает необходимость порадеть о колыбели западной цивилизации или заступиться за нее перед Вашингтоном. Члены фонда пустили шапку по кругу и собрали 45 миллионов долларов, что вполне достаточно для осуществления грандиозного проекта Пападопулоса.
Когда в Афинах узнали об этом проекте, там немедленно замаячили тени данайцев, дары приносящих. Греческие ученые-классицисты и защитники окружающей среды всполошились. Даже сам Александр Македонский, хотя и великий мегаломаньяк, согласно историческим источникам, не хотел, чтобы его лик был высечен в скалах, утверждают они. К тому же подобный "монументализм" чужд греческой культуре, основанной на чувстве меры, на принципе "золотой середины."
Против проекта выступают и местные экологи, и археологи-политики. Первые опасаются, что "Центральный парк культуры и отдыха имени Македонского" поставит под угрозу уничтожения знаменитые сосновые рощи этого уголка. Они грозят подать в суд на чикагцев и их аспровалтских клевретов. Вторых беспокоит то обстоятельство, что скульптура Александра может дать новый старт опасным спорам по поводу его национальной принадлежности. По словам археолога Хараямбоса Бакиртсиса, "это возродит напряженность с соседней Македонией, бывшей югославской республикой, которая считает Александра Великого своим. А что если и македонцы захотят высечь такую же голову царя? К чему приведет все это?" На что президент Объединенного греко-американского конгресса отвечает: проект осуществляется не в пику Македонии, а ради большей "европеизации" греческого туризма. "Да, это грандиозный проект, но для поддержания великих греческих традиций ничего не жалко", - добавляет он.
Тем не менее, местные власти небольшого приморского городка Аспровалты в восторге от чикагцев и их проекта. Дело в том, что этот регион, несмотря на прекрасные пляжи и великолепные отели, находится в состоянии упадка. Туризм сильно обмелел в результате бушевавших поблизости балканских войн. Местные власти надеются, что гигантская голова Александра станет магнитом, притягивающим туристов, и поможет таким образом разбудить экономику погруженной в спячку Аспровалты. Мэр этого местечка Ангелос Франтцис утверждает, что "заручился согласием министров", но "согласен рассмотреть любые предложения и рекомендации в целях удовлетворения оппозиции". Мэр Франтцис говорит, что жителями Аспровалты движут отнюдь не только корыстные мотивы. "Осуществление проекта положит конец всем сомнениям в греческом происхождении Александра Великого. Он родился в Пелле, которая была македонским царством в античные времена, а сейчас входит в состав Греции".
Эту историю принял близко к сердцу Зураб Церетели - известный своими грандиозными замыслами и прославившийся в искусствоведческих кругах любовью к гигантизму. "Я хорошо понимаю Тассоса, - сказал он корреспонденту газеты "Известия". - Мне удалось восстановить в чертежах и размерах фигуру Колосса Родосского. Но греки почему-то не хотят устанавливать это чудо света".

С полей сражений - в музей
21.10.2002 | www.museum.ru
В Десногорском историко-краеведческом музее (Смоленская область) открыта выставка, посвященная 59-й годовщине освобождения Смоленщины. Выставка организована силами сотрудников музея и участников поискового отряда "Обелиск". Здесь представлено свыше сотни предметов, среди которых награды, личные вещи, снаряжение, вооружение, в том числе легендарный "Максим".
"Гвоздем" выставки стал уникальный экспонат, найденный поисковиками. Это хорошо сохранившийся меховой планшет, почти 60 лет пролежавший в земле.
Помимо находок времен Великой Отечественной войны в экспозиции представлены предметы довоенного быта.

Пикассо и Дали гостят в Афинах

21.10.2002 | MIGnews.com

Гречанка по происхождению королева Испании София в рамках частного визита в Грецию должна открыть в Афинах две художественные выставки испанских мастеров. Об этом в понедельник сообщили устроители мероприятия.
Торжественное открытие одной из выставок состоится во вторник, 22 октября, в Национальной галерее греческой столицы. Экспозиция называется "Эпоха Пикассо в испанской живописи XX века". Здесь будут представлены работы не только самого Пикассо, но и его современников и единомышленников, в частности, Хуана Миро, чьи полотна временно покинули залы музея современного искусства в Мадриде.
Днем позже, в среду, София откроет еще одну выставку в Художественном музее "Цикладик". Здесь будет экспонироваться великий эксцентрик Сальвадор Дали. Оба мероприятия рассчитаны на три месяца.
Королева София Испанская – сестра бывшего греческого короля Константина, который в настоящее время проживает в Великобритании. Сегодня королева находится с визитом на греческом острове Патмос.

Выставка "Викинги на Востоке" открылась в Минске

22.10.2002 | www.travel.ru
20 октября в Минске открылась белорусско-шведская выставка "Викинги на Востоке". Посетители выставки смогут ознакомиться с оружием, украшениями и предметами быта викингов.
Как заявил на открытии выставки генеральный директор Государственного исторического музея Швеции Кристиан Берг, "цель выставки — встреча истории и культурного наследия Белоруссии и Швеции". С белорусской стороны в выставке принимает участие Национальный музей истории и культуры Белоруссии.
Выставка получила политическую поддержку со стороны посольства Швеции в России и шведского консульства в Белоруссии. В частности, второй секретарь посольства Швеции в России Ян Шадек отметил, что знакомство с историей викингов должно расширить культурные контакты двух стран. Как утверждают историки, в ХI веке скандинавская культура широко проникла на территорию Белоруссии. Канал проникновения культуры викингов известен в истории как "путь из варяг в греки", сообщает ИА "Росбалт".

В Иерусалиме найдено первое материальное свидетельство жизни Христа

22.10.2002 | www.lenta.ru

Ученые обнаружили в Иерусалиме известняковую похоронную урну, возраст которой составляет около 2000 лет. Урна может стать самым ранним археологическим свидетельством жизни Иисуса Христа, сообщает американская телекомпания CNN.
На одной из граней урны с останками умершего в 63 году нашей эры человека содержится надпись на арамейском языке, которая гласит: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса".
Во времена Иисуса Христа на арамейском говорили евреи, населявшие Палестину, иврит использовался лишь на правительственном уровне и во время религиозных служб.
Профессор Университета Сорбоны Андре Лемьер (Andre Lemaire), обнаруживший и расшифровавший надпись, считает вполне вероятным, что похоронная урна содержит останки брата Иисуса Христа Иакова.

Несмотря на то, что большинство ученых признают факт существования Иисуса из Назарета, до сих пор не существовало ни одного материального свидетельства, датированного первым веком нашей эры, которое можно было бы связать напрямую с Иисусом, сыном Марии и Иосифа.
Как признают сами эксперты, в подобных исследованиях невозможно быть совершенно уверенным в аутентичности любого артефакта. Тем не менее, тщательное изучение материала и способа изготовления погребальной урны, а также лингвистический анализ надписи подтверждают возраст находки.
Подобные погребальные урны действительно использовались евреями c 20-х годов до нашей эры вплоть до 70-х годов от Рождества Христова.

Генрих Манн: письма после смерти

22.10.2002 | MIGnews.com
15 коробок с документами и письмами из наследия Генриха Манна (1871-1950) обнаружены в Праге.
Нашла их сотрудница фонда "Архив берлинской академии искусств. Как заявил в понедельник в Берлине директор фонда Вольфганг Траутвайн, речь идет о пятнадцати картонных коробках с документами и письмами, о которых до сих пор ничего не было известно исследователям.
По словам Траутвайна, специалисты исходили из того, что эта часть архива писателя безвозвратно утеряна. Между тем, среди найденных материалов – рукописи отдельных произведений, фотографии, картотека мюнхенской библиотеки Генриха Манна, а также части богатой корреспонденции. Так, среди найденного числятся 1200 писем Генриху Манну, в том числе от актрисы, автора интереснейших мемуаров Тилы Дюриё и писателя Эриха Мюзама, замученного в концлагере Заксенхаузен.
Найденные материалы находились в мюнхенском архиве Манна, который после эмиграции писателя в 1933 году оказался в Праге. Большую часть наследия писателя передала в 1951 году в восточноберлинский архив Генриха Манна дочь писателя Леония.
По данным Вольфганга Траутвайна, архив Генриха Манна, находящийся в настоящее время в ведении Берлинской академии искусств, это пять погонных метров рукописей, дневников, переписки и рабочих записей. Работу над обработкой новонайденного архива Академия надеется вести совместно с Пражским литературным архивом.
Возможно, пражская находка прольет дополнительный свет на перипетии трагической судьбы Мюзамов: Эрих был убит в 1934 году в гитлеровском лагере за отказ петь "Хорста Весселя", Ценцл Мюзам в 1936 году вывезла архив мужа в СССР, где была арестована и провела в заключении и ссылке 21 год. Часть архива ей удалось в 1955 году вывезти в ГДР, где он был присвоен властями и с тех пор находился в Архиве академии искусств. Ныне главная цель сотрудников архива, по словам его директора, состоит в том, чтобы как можно скорее сделать его материалы доступными для исследователей, сообщает радио "Немецкая волна".
Архивы Генриха Манна

"Коллекция Балдина" вернётся в Германию

22.10.2002 | MIGnews.com
В Германию вернётся так называемая "Коллекция Балдина", сообщил министр культуры России Михаил Швыдкой.
Графическое собрание, принадлежащее Бременскому художественному музею, во время Второй мировой войны было перевезено в замок на территории земли Бранденбург. Здесь его в 1945 году и обнаружили солдаты Красной армии, забравшие рисунки с собой. Не известно, как сложилась бы судьба коллекции, не вмешайся в ситуацию офицер Виктор Балдин. Искусствовед по образованию, Балдин распознал ценность рисунков, забрал их с собой в Москву. В 1947 году он передал их в Государственный научный музей архитектуры им. Щусева.
Сам Виктор Балдин приложил немало сил, чтобы добиться возвращения коллекции, хранящейся с 1991-го года в Эрмитаже, в Бремен. Он умер в 1997-ом году, так и не сумев выполнить свое желание. Теперь, как сказал Михаил Швыдкой, решены все формальные проблемы, мешавшие возвращению коллекции. На прошлой неделе Михаил Швыдкой, прибывший в Германию в качестве театрального критика по приглашению театра имени максима Горького, встретился в Берлине и со своими коллегами - нынешним федеральным уполномоченным по вопросам культуры Юлианом Нидой-Рюмелиным и его преемницей в новом кабинете Кристиной Вайсс.

Исландское искусство ХХ века

22.10.2002 | www.museum.ru
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку "Лицом к природе. Исландское искусство ХХ века", которая будет работать с 22 октября до 1 декабря. Пресс-конференция состоится 22 октября в 14.00. Вернисаж - в 16.00.
Впервые в России проходит выставка искусства Исландии - страны, уникальность которой определяется неразрывным переплетением истории, культуры и неповторимой природы. Вечные льды и жар недр, залитые лавой пустынные плато и величественные гористые пространства, широкие равнины и бесчисленные водопады, более 30 действующих вулканов и 300 горячих источников, - все это накладывает неизгладимый отпечаток на образ жизни и образы искусства Исландии.
По своему составу выставка в Москве практически повторяет ту, которая год назад с большим успехом прошла в Галерее Коркоран в Вашингтоне. Демонстрируется более 60 работ, созданных как классиками исландского искусства, так и сегодняшними молодыми авторами.
Следует специально отметить специфику труднопроизносимых имен художников. В Исландии традиционно не существуют фамилии, но после имени используется "отчество": в мужской форме (заканчивающееся на"-сон" - "сын") и женской (с завершением "-доухтир" - "дочь").
Пейзаж стоял у истоков современного исландского искусства. В начале ХХ века развивающие романтическую традицию панорамные ландшафты Тоураринна Б. Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона создавали образ страны широких просторов. Особый интерес к пейзажу был связан с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость (окончательную самостоятельность от Дании Исландия получила в 1944 году). Изображение природы Исландии стало в это время своеобразным выражением национальной идеи. Пионеры исландского искусства "создавали новый визуальный мир для своего народа".
Приоритет пейзажного жанра сохранялся в исландской культуре многие десятилетия. Классик национальной живописи Йоханнес С. Кьярваль, прошедший в Европе все искания и искусы авангарда, по возвращению на родной остров обратился к изображению пейзажа. Использование Кьярвалем приемов модернизма придало традиционным темам неповторимую выразительность.
В предвоенные годы впечатляющие эффектные и идеализированные виды уступили место жестким пустынным ландшафтам. Изображения гористой земли, голых песков, покрытых застывшей лавой плато, холодных ледников стали темами творчества Йоуна Стефаунссона и Юлианы Свейнсдоухтир.
В середине ХХ столетия, как и повсеместно, доминирующее положение в исландском искусстве заняла абстрактная живопись. Но и тогда пейзаж не исчез из творчества исландских мастеров. Первый пример использования абстракционизма для создания пейзажных аллюзий продемонстрировал член группы "Кобра" Свавар Гуднасон. Эта линия была продолжена Кристианом Дэвидссоном, Ниной Триггвадоухтир, идентифицировавших с природой лирический абстракционизм.
Влияние пейзажа всегда ощущалось в станковом и концептуальном исландском искусстве 1960-70-х годов, плавно переходя в виртуальное искусство и инсталляции последних лет. И сегодня, несмотря на пестроту направлений и стилей, лирический ландшафт остается востребованным и основным в национальном творчестве. Используя природные мотивы, современные мастера либо подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо подчеркнуто противопоставляют себя традиции. Однако в любом случае родная природа в их произведениях - всеобъемлющая сила, с которой каждый из них находится в вечном диалоге, земля вечного присутствия.
Выставка произведений художников дополнена мини-экспозицией из 10 художественных фотографий, запечатлевших уникальную природу Исландии (фотограф Эрих Шпигельхальтер, Германия). В залах звучат музыкальные композиции знаменитой исландской певицы Бьорк из альбома "Homogenic". В рамках Дней исландской культуры в Третьяковской галерее будут демонстрироваться несколько художественных фильмов современных исландских режиссеров.

История человечества в кулинарных достижениях

22.10.2002 | MIGnews.com

Даты многих кулинарных открытий определены весьма приблизительно. Имена их изобретателей неизвестны. Новые продукты появлялись в результате географических и научных открытий, технологических инноваций... Так, к примеру, мороженое стало результатом фантазии и таланта кулинаров разных эпох и народов. В 62 г. н. э. - в Древнем Риме для императора Нерона впервые было изготовлено мороженое из льда и соков. В 600-е г. н.э. в Китае к этим составляющим начали добавлять молоко. Мороженое, в современном виде, было изготовлено в 1769 году во Франции. А вафельные стаканчики для него появились в 1904 году в США.

Примерно 10 тысяч лет до н. э. в рационе человека появились пиво и хлеб. Пиво в бутылки разлили в 1568 году.

Примерно 6 тысяч лет до. н. э. - появление творога и сыра.

Примерно 3 тысячи лет до н. э. люди научились варить суп.

В 2737 году до н. э. отмечено употребление чая.

В 1500 году до н. э. начато употребление шоколада. Плитка шоколада появилась лишь в 1849 году, а молочный шоколад - в 1875.

Примерно в 1 200 году до н э. впервые изготовлены конфеты. Конфеты в современном понимании этого слова появились в Х1Х веке.

Примерно в 1 000 году до н. э. были впервые засолены огурцы.

Примерно в 500 году до н. э. приготовлена первая колбаса.

В 490 году до. н. э. изготовлены первые макароны. Первый кулинарный рецепт макарон с сыром записан в 1367 году. В 1819 году изобретены спагетти.

В 4 веке до. н. э. записан первый дошедший до нас рецепт салата (салат из белых бобов).

В 200 году до. н. э. впервые начата культивация картофеля и спаржи.

55 году до. н. э. - впервые приготовлены горчица и рисовый пудинг.

1 век н. э. - мировая кулинария обогащается пирогами, пиццами и тостами. Современные пиццы появились в 1879 году.

2 век н. э. - впервые приготовлены суши (японское блюдо из риса и морепродуктов).

7 век - создан рецепт знаменитой корейской квашеной капусты ким-чи.

13 век - гамбургеры и вафли.

15 век - блины

1411 год - создана рецептура изготовления прославленного сыра Рокфор. В 1554 году открыт рецепт сыра Камамбер.

1484 год - изобретены "хот-доги" - булочки с сосиской, ставшие национальным блюдом американцев. На момент открытия "хот-догов" Америка еще не была открыта. После плаваний Колумба в Европе оказались помидоры (1544) и картофель (1553).

1495 год - мармелад

1610 год - бублики

1621 год - воздушная кукуруза (попкорн). Широкое распространение этого блюда началось лишь в начале ХХ века, когда появились кинотеатры.
1680-е годы - жареный картофель по-французски. Ныне это блюдо в обязательном порядке входит в меню всех ресторанов фаст-фуд.

ХVII век - кетчуп (малоизвестно, что его изобрели в Китае, и название этого продукта - китайское). Компания Heinz первой в мире начала производить кетчуп а 1876 году.

1739 год - крекеры

1756 год - майонез

1795 год - консервная банка. Знаменитая фраза Хлестакова "Суп в кастрюльке прибыл из Парижа..." именно о ней.

1798 год - лимонад (то есть газированный безалкогольный напиток). В 1835 году лимонад начали разливать в бутылки. В 1885 году создан рецепт лимонада Dr. Pepper, в 1886 году - Coca-Cola, в 1898 году - Pepsi-Cola.
1830 год - изобретен "король супов" - марсельский рыбный суп буайбесс.

1848 год - изобретение жевательной резинки в современном понимании этого слова. Многие народы мира жевали листья растений, смолу и т.д. В 1871 году была изобретена машина для изготовления жвачки.

1853 год - картофельные чипсы

1870 год - маргарин

1871 год - записан рецепт говядины по-строгановски (бефстроганов)

1879 год - сахарин

1924 год - замороженные продукты. Появление индустрии полуфабрикатов.

Неизвестный покупатель не пожалел полмиллиона долларов за кровь адмирала Нельсона

22.10.2002 | www.lenta.ru

Коллекция личных вещей и документов, принадлежавших адмиралу Горацио Нельсону, выставленная на продажу аукционным домом Sotheby's, собрала рекордную сумму в три миллиона сто тысяч долларов.
Все представленные 93 лота были раскуплены. Причем, как и предполагали аукционеры, наибольший интерес вызвали два предмета - сабля, подаренная Нельсону султаном Селимом III после битвы при Абукире и шелковый кошелек со следами крови адмирала.
Кошелек с 21 золотой монетой, который был в кармане Нельсона во время Трафальгарского сражения, был продан за 416 тысяч долларов. Его приобрел анонимный частный коллекционер. Глава ювелирного отдела Sotheby's заявил, что ничуть не удивлен суммой, заплаченной за кошелек. "Несмотря на то, что мы не можем сказать точно, что пятна крови на кошельке являются кровью Нельсона, тем не менее эта вещь имеет непосредственное отношения как к адмиралу, так и Трафальгарскому сражению," - сказал он.
Сабля Нельсона была продана за 518 тысяч долларов (336 тысяч 500 фунтов). Как передает BBC News, цена, уплаченная за саблю вчетверо превышала стартовую. Еще одна уникальная вещь - бриллиантовая брошь с инициалами адмирала, принадлежавшая Эмме Гамильтон, ушла за 247 тысяч долларов.
Все выставленные на аукцион предметы принадлежали наследникам Александра Дэвисона - близкого друга и казначея Горацио Нельсона. Кроме украшений и оружия, на аукцион были выставлены документы и письма адмирала.

Новые открытия в Моалле, или вновь о господине Анхтифи

22.10.2002 | www.maat.ru

Британские археологи, исследовавшие надписи в могиле четырехтысячелетней давности, обнаружили новую пирамиду и окружающий ее некрополь, «город мертвых», который, возможно, прольет драматический свет на одну из самых «темных» эпох в истории Древнего Египта.
Египтолог из Университета Ливерпульской школы археологии Марк Колиер, а также Билл Мэнли из Национального Музея Шотландии и их коллеги только что вернулись из Моаллы, небольшого населенного пункта в 20 милях южнее Луксора на берегу Нила. Они отправлялисьь туда для того, чтобы обследовать небольшое скальное захоронение, которое было осписано французскими археологами еще 80 лет назад. Оно было известно как могила господина Анхтифи, бавшего наместником в этом регионе ок. 2100 г. до н. э. С разрешения Высшего Совета по древностям АРЕ они планировали лишь очистить его от щебня и изучить иероглифические надписи, которые якобы были вырезаны в скалах.
«Первое, на что мы обратили внимание, — это то, что захоронение было сооружено не в утесе, но в отдельно стоящем джебеле, небольшой горе, абсолютно изолированной от утесов — и имеющей форму правильной пирамиды», — сказал господин Мэнли. «Позднее, присмотревшись, мы поняли, что это не просто скромное захоронение где-то в стороне.Французы докопались только до части его огромного содержимого».

Захоронения в виде пирамид были привилегией царей. Анхтифи был номархом, который по крайней мере номинально правил от имени царя, не имея при этом права быть похороненым в пирамиде. Однако амбиции вельможи, судя по дошедшим до нас текстам, были иными. Одна из надписей в его гробнице гласит: «Я — начало всех людей и я — их конец, поскольку не будет никого подобного мне и не может быть такого, как я».
Археологи забрались на джебель и заглянули внутрь. Сверху они увидели очертания древнего двора и то, что скорее всего является остатками заупокойного храма или обширной часовни.
«Ясно, что это не рядовое захоронение в скале, а настоящая пирамида: здесь были все элементы пирамиды. Единственная разница — это была скорее естественная пирамида, чем искусственная. Все пространство окружено огромными могильниками, а она расположена в самом центре и обращена прямо на запад, на заход солнца», — продолжает господин Мэнли. «Здесь по крайней мере 4 — 5 км захоронений. Мы приехали сюда с такой маленькой экспедицией только для того, чтобы списать надписи в небольшой гробнице, а вместо этого обнаружили весь этот огромный некрополь». Наличие такого большого числа захоронений возле гробницы вельможи увеличивает шансы найти Хефат — утраченный город Анхтифы.
«Когда мы отправлялись в путь, мы не думали, что наш проект потребует больших затрат. Теперь однако очевидно, что на реставрацию и очистку понадобятся суммы раз в 8 больше», — заявил д-р. Колиер.
Обрушившиеся скалы могли скрыть еще несколько захороенений. Шансы найти среди них хоть одно неповрежденное за 40 веков малы. Даже на заре истории разграбление могил было очень популярным занятием.
«Но они все еще ценны как источники информации», — говорит д-р. Колиер. «Грабителей интересовали шедевры искусства, но при этом они вполне могли оставить предметы, представляющие интеллектуальную ценность. Возможно, мы много чего обнаружим, но не золото».
© «Guardian»
© Авторизованный перевод: Наталья Ландо

Саккара: незаконченная ступенчатая гробница обнаружена японскими археологами

22.10.2002 | www.maat.ru
руппа японских археологов обнаружила в Саккаре огромное сооружение, представляющее собой один из старейших образцов архитектурного стиля ранних династий (3000 — 2700 гг. до н. э.).
Эта находка значительно продвигает нас в понимании методов строительства ступенчатой пирамиды Джосера, которая была завершена при III династии (2705 — 2630 гг. до н. э.). При раскопках была обнаружена деревянная статуя женщины в натуральную величину в хорошем состоянии того же периода.
Основание ступенчатого сооружения было обнаружено во время раскопок насыпи в одном километре на север от комплекса Серапеума в Саккаре. Министр культуры Фарук Хосни заявил, что предварительные данные говорят о 5-тиметровом сооружении с основанием в 33,52 км.

С трех сторон явно просматриваются 15 ступеней, которые отсутствуют, однако, с юго-восточной и южной стороны. Археологи считают, что площадка, на которой была обнаружена эта постройка, использовалась некогда как каменоломня. Данные показывают, что ступенчатый метод строительства вообще был распространен во времена III династии.
Др. Захи Хаваcс, Генеральный секретарь Высшего Совета по древностям, сказал, что японская экспедиция обнаружила дорогу, ведущую к незавершенному захоронению неподалеку от этого сооружения. В южном помещении гробницы группа ученых обнаружила официальные печати, которые обычно помещали в могилу уже после ее завершения.
Кроме того, в могиле была обнаружена деревянная статуя женщины. На ее поверхности заметны следы крашеного гипса, а глаза сделаны из бронзы. Среди прочих интересных находок обнаженная женская фигура из слоновой кости, фаянсовый фрагмент с изображением Анубиса, голова сильно поврежденной статуи, а также остатки еще одной деревянной фигуры.
Глава японской группы сказал, что в северном помещении захоронения находилась деревянная статуя женщины в натуральную величину, которая случайно оказалась не засыпанной песком. На статуе был надет парик, какие носили в начале эпохи владычества фараонов. После более пристального исследования статую отнесли к периоду Древнего царства (ок. 2705 — 2137 гг. до н. э.).
© «Guardian»

Нож в законе
23.10.2002 | www.ng.ru
В Госдуме, в переходе первого этажа, открылась выставка "Оружие, имеющее культурную ценность". Ясно, что эта выставка не предназначена для глаз большинства простых смертных - в Госдуму так просто не попадешь. И целью выставки было, как сказано в официальных источниках, содействие решению сложных вопросов, касающихся коллекционирования образцов старинных пистолетов, ружей, кинжалов и других средств вооруженной борьбы прошлого. Проще говоря, чтобы депутаты смогли ознакомиться с обсуждаемым материалом и понять, как именно следует решить те самые сложные вопросы. Самое интересное, что в настоящее время экспонирование оружия, имеющего культурную ценность, не подкреплено четкими законами. И выставку можно считать полулегальной. Мало того, собрания подобного оружия в музеях, частные коллекции также вполне могут быть арестованы. Не говоря уж о художниках-оружейниках, которых посадить в тюрьму как нечего делать. Собственно, так оно и происходит. А все из-за примитивного отсутствия в законах отдельных пунктов, касающихся именно такого оружия, не боевого, а культурной ценности. На выставке в Думе представлены раритетные сабли дагестанских, армянских и русских художников XIX века, а также ножи, кинжалы и топорики Гильдии мастеров-оружейников, созданной в 1998 году.
Увлечение художественным оружием вовсе не скрытая кровожадность мастеров, а напротив, оно у них "в крови", как признался молодой художник из Москвы Яшар Исмайлов. Девушкам это трудно объяснить, дело тут в мужском темпераменте. Но, видимо, есть девушки понятливые, не нуждающиеся в объяснениях. Такие, как Елена Ефимова и Наталья Забелина-Асеева - тоже, между прочим, мастера гильдии, члены Союза художников России. Елена в 1985 году получила награду на комплексной выставке "Молодежь страны Советов" за панно "Полярный день Берингоморья", имеет диплом ВДНХ. А Наталья на досуге любит постоять у печи. Только не блины оттуда достает, а раскаленные железки, потому как она кузнец.

Фантазировать с оружием можно бесконечно. У кого-то оно ассоциируется с женщинами - кинжал Юрия Власова с рукоятью в виде "Венеры Дамасской", у кого-то с летучей мышью - изъеденный грызунами клинок Геннадия Соколова "Страшный сон в душную летнюю ночь накануне полнолуния". Кто-то создает стальную "Ящерицу" (Яшар Исмайлов), а кто-то - "Ручного василиска" (Андрей Колесников). Евгения Сорокина вдохновляют произведения Пушкина, Гоголя, Алексея Константиновича Толстого. Одна из последних его работ - гарнитур "Князь Серебряный" (ножи, кубок из дамасской стали). А у Александра Курбатова выработалась целая философия. Его нож "Канон" абсолютно не функционален. Клинок-то у него большой, острый, а схватиться нельзя: рукоять выполнена в виде большого деревянного куба. "Это твердое в мягком и мягкое в твердом. Рукоять и клинок - добро и зло", - размышляет Александр. Они как бы компенсируют друг друга. Ему же принадлежит идея микрофона-булавы. И это вовсе не удар в спину журналистов. Все просто: "Оружие - это слово". А убить и вилкой можно.

Публика, оказавшаяся на открытии - депутаты, журналисты, представители комитета Госдумы по обороне, члены Гильдии мастеров-оружейников, - прогуливалась между стендами с незаконно хранящимся и изготавливаемым оружием, уникальными экземплярами из собрания Государственного исторического музея и творениями современных художников. Узаконить происходящее должно подписание депутатами проекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии". А впрочем, как известно, каждое ружье когда-нибудь выстреливает...

Екатерина Селезнева, Юлия Чучалова

Итальянцы обнаружили свой Стоунхедж
22.10.2002 | www.utro.ru

Итальянские ученые сделали неожиданную находку: в горах Калабрии, на высоте почти 1065 метров над уровнем моря они обнаружили каменные конструкции, идентичные тем, что находятся на Солсберийской равнине в Англии и известны всему миру под названием Стоунхендж. Итальянские сооружения, как полагают, древнее британских: их относят к так называемой микенской культуре, определяя возраст строений в 4 000-2 400 лет до н.э. (британский Стоунхендж относится к 2 150 г. до н.э.). К настоящему времени каменные глыбы по большей части разрушены: ученые определили, что это стало следствием землетрясений, которые за многие века не раз сотрясали здешнюю почву.
Конструкция итальянского Стоунхенджа ничем не отличается от своего британского аналога: на двух каменных глыбах высотой примерно в 10 метров лежит каменная "перекладина". Ширина глыб достигает 18 метров при общем весе каждой "палочки" в 200 тонн. Осколки конструкций разбросаны на значительной площади, что предполагает обширный характер "застройки". Итальянские археологи говорят, что находки, ранее сделанные в этом месте, свидетельствуют о наличии тут микенского поселения. Как и в случае со Стоунхенджем, нет полной ясности относительно целей подобного рода сооружений: для простоты ученые считают, что возводили их в культовых целях, хотя версия об использовании каменных плит в качестве своего рода астрономической лаборатории, также в ходу.

Британская загадка всех времен

22.10.2002 | www.utro.ru

Пожалуй, ни одна древняя постройка не вызывала столько споров, не рождала столько легенд и мифов, как Стоунхендж, даже знаменитые египетские пирамиды. "Каменная изгородь" (stone henge), находящаяся на юго-востоке Англии, представляет собой систему концентрических окружностей диаметром более ста метров, обозначенных на местности валами, лунками и огромными камнями-мегалитами. Самая удивительная часть Стоунхенджа – пять "трилитов", сдвоенных каменных блоков, накрытых сверху тяжелыми плитами. Пятидесятитонные блоки трилитов установлены в самом центре сооружения и в плане напоминают подкову. Не менее внушительным является "сарсеновое кольцо" (сарсен – минерал), охватывающее комплекс трилитов со всех сторон. Камни кольца весят по 25 тонн. Кто именно соорудил Стоунхендж и каково его предназначение, до сих пор неясно. И это несмотря на многочисленные исследования.
В средние века существовала легенда, что Стоунхендж воздвиг за одну ночь главный чародей бриттов Мерлин в память о сражении с саксами. Археологи предполагают, что Стоунхендж был построен в промежутке между 1900 и 1600 годами до нашей эры (встречается и другая дата – 2965 год до н.э) кельтскими племенами бикеров и уэссекцев. Некоторые приписывают постройку Стоунхенджа друидам, хотя никаких свидетельств того, что друиды построили или использовали этот памятник, не найдено.
О назначении "каменной изгороди" также ведутся яростные споры вот уже не одно столетие. Первоначально археологи видели в Стоунхендже обыкновенное культовое сооружение, предназначенное для совершения религиозных обрядов древними бриттами. Однако дальнейшие исследования постройки показали, что не все так просто. Известные ученые начали говорить о том, что планировка комплекса находится в тесной связи с рядом современных астрономических, физических и математических знаний и что Стоунхендж был своеобразной астрономической обсерваторией. Еще в 1740 году Уильям Стакли установил, что центральная ось, проходящая через Алтарь и Пяточный камень и направленная вдоль Аллеи, ориентирована на точку, совпадающую с положением восходящего солнца в период летнего солнцестояния. Такая ориентация главной оси была подтверждена в 1902 году сэром Норманом Локьером. В 1963 году появилась версия, что Стоунхендж использовался не только для наблюдений за солнцестоянием, но также и для предсказания времени равноденствия. В 1964 году Сесил Ньюхэм сообщил, что, по его мнению, Стоунхендж служил также и лунной обсерваторией. Его открытия были подтверждены в ряде работ профессора Джеральда Хокинса, пользовавшегося математическими вычислениями на ЭВМ. Хокинс доказал, что Стоунхендж не только был ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также рассчитан на возможность предсказания лунных затмений. Доктор физико-математических наук И.А.Климишин тоже считает, что Стоунхендж позволяет не только строго определять времена года, но и предсказывать солнечные и лунные затмения. Новозеландский астроном Бич говорит, что расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы. А наш соотечественник Андрей Злобин, произведя математические расчеты, пришел к поразительному выводу: четыре окружности Стоунхенджа, образованные "меловым валом", сарсеновым кольцом, лунками "игрек" и лунками "зет, с точностью моделируют решение задачи немецкого ученого Дирихле для уравнения Лапласа. При этом сами окружности, являющиеся изолиниями решения, нанесены на местности с четной кратностью, что практически полностью исключает возможность случайного совпадения.
Не менее интересны исследования и кандидата геолого-минералогических наук В.И.Авинского, который вместе с В.Ф.Терешиным построил на плане Стоунхенджа пентаграмму, вписав ее в окружность самого Стоунхенджа. Оказалось, что соприкосновения линий этой пентаграммы с внешней окружностью Стоунхенджа пропорциональны диаметрам планет Солнечной системы. Затем Авинский построил в пентаграмме треугольник и угол при его вершине условно назвал углом "альфа", который равен 32 градусам и 72 минутам. Далее он построил такую же, как и в Стоунхендже, пентаграмму на сечении земного шара и показал, что все трещины в земной коре кратны углу "альфа". В результате Авинский заявил, что открыл новый закон природы: все в мире кратно и подчинено альфаметрике (так он назвал новый закон). Более того, если построить пентаграмму на разрезе земного ядра и вывести точки соприкосновения пентаграммы с внешним диаметром Земли, то эти точки явятся точками наибольшего напряжения, где сосредотачиваются полосы нефтяных залежей.
Есть версии и вовсе фантастические. Например, некоторые современные эзотерики полагают, что с помощью Стоунхенджа и других подобных сооружений уцелевшие после постигших когда-то Землю катастроф представители атлантов решили сохранить знания своей цивилизации. А недавно я где-то вычитал, что Стоунхендж – "экспериментальная лаборатория, где закладывалось семя (генофонд) будущей цивилизации на случай гибели современной расы людей". Кое-кто считает древнюю постройку чем-то вроде космодрома. В 1968 году Артур Шаттлевуд утверждал, что видел НЛО вблизи выхода огненного круга, возникшего прямо из камней Стоунхенджа. Когда же он решил полюбопытствовать и подойти поближе, НЛО ушел ввысь...
Но все же, наверное, ближе к истине "астрономическая теория". Впрочем, исследователи, не отвергая и эту версию, утверждают, что Стоунхендж был еще и храмом смерти. Так это или нет, но Стоунхендж или место, на котором он стоит, в какое-то время использовались в качестве кладбища. Об этом свидетельствуют человеческие и животные останки, найденные в раскопках.
Вполне вероятно, что у Стоунхенджа было не одно назначение, а несколько. И цели создателями "Каменной изгороди" преследовались разные: от мистических до научных.
Вадим САМОКАТОВ

Найденная гробница брата Христа вызывает вопросы
24.10.2002 | www.travel.ru
Находка французского археолога, якобы обнаружившего гробницу брата Иисуса Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители церкви и научных кругов. Как отметил управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Владыка Меркурий отметил, что к экспертизе находки должны быть допущены представители церкви. По его мнению, если сообщения прессы соответствуют действительности, речь идет об обнаружении гроба апостола Иакова - брата Божия, который единственный из детей Иосифа был близок Христу и считался учеником Спасителя. После его Воскресения и Вознесения Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма. Обнаружение его гроба может считаться еще одним подтверждением библейского толкования истории.
Речь идет о находке французского археолога Андре Лемэра. В Израиле в одной из частных коллекций он обнаружил каменный гроб, на котором на арамейском языке высечено: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". По мнению ученого, гроб относится к 63-му году нашей эры. Свою уверенность в том, что гроб принадлежал брату Иисуса Христа, он обосновывает рядом обстоятельств и в первую очередь тем, что подобная практика захоронений соответствовала религиозным обрядам иудеев того периода.
Кроме того, проведенная специалистами Института геологии в Израиле экспертиза песчаника, из которого изготовлен гроб, показала, что возраст гроба - около 2 тыс. лет, а следов недавней обработки на нем не выявлено. Соответствует версии Лемэра и характер надписи на арамейском языке - по мнению профессора университета Джонса Хопкинса Кайла Маккартера, особенности высеченного на гробе текста позволяют отнести его к первому веку нашей эры.
Тем не менее, многие в научных кругах США считают, что находка вызовет серьезные споры между учеными. В случае же, если подлинность гроба брата Божия будет доказана в научных кругах и признана церковью, совершенное представителем Сорбонны открытие можно будет отнести к одному из важнейших в истории периода Нового Завета и имеющих прямое отношение к Иисусу Христу. Об этом сообщает РИА "Новости".

Египетские древности в Венеции

25.10.2002 | www.travel.ru
С 9 сентября по 25 мая 2003 года более чем 300 раритетов египетской истории и культуры представлено на выставке в Palazzo Grassi, Венеция. Экспонаты раскрывают основные этапы истории Египта, иллюстрируя внешнюю и внутреннюю политику, религию, а также роскошную жизнь и торжественную смерть выдающихся деятелей эпохи.

Выставка статуй Будды в Пекине

25.10.2002 | www.travel.ru
25 октября в Музее пекинского Алтаря нового века открывается выставка каменных скульптур Будды из Цинчжоу "Ритм святости". Выставка продлится до февраля следующего года, сообщает Китайский информационный Интернет-центр.

Круги на полях – новая гипотеза

26.10.2002 | MIGnews.com

На севере графства Йоркшир в Великобритании были обнаружены остатки крупного скотоводческого хозяйства Железного века. Меловые холмы близ Мельтона в радиусе 10 км использовались древними скотоводами для выпаса и разведения животных. Отмечается, что это одна из крупнейших находок археологов, принимая во внимание масштабы древнего "фермерского хозяйства".
Этот участок привлек пристальное внимание экспертов после того, как аэрофотосъемка, сделанная в 1950-е годы, обнаружила на полях, засеянных зерновыми культурами, таинственные линии. Группа археологов под руководством английского исследователя из фонда "Наследие" Дейва Маклеода, полагает, что они разгадали тайну кругов.
Хотя на этом участке не осталось никаких физических свидетельств, но, пользуясь самыми последними методами воздушной археологии в сочетании с наземными раскопками, группа ученых изучила линии, возраст которых определяется II-м веком до рождества Христова.
Археологи нашли канавы и запруды, которые создавали своеобразные "трубы" для обеспечения водой тысячи голов домашнего скота. Эти каналы вели к единственному надежному водному источнику в этом районе. Полагают, что трубы были частью гораздо более крупной системы, простирающейся на 20 километров.
По словам Маклеода, "нигде больше на территории Великобритании мы не находили столь масштабной системы ирригационных сооружений такой сложной конструкции и столь масштабную по площади охвата".

Древний шведский парусник вновь посетит Китай

28.10.2002 | www.travel.ru
Шведская команда из 120 кораблестроителей в крупнейшем портовом городе Швеции Гетеборге форсирует работы по воссозданию точной копии древнего, 60-метрового в длину трехмачтового парусника, носившего имя "Гетеборг". Ожидается, что воссозданный парусник в 2004 году повторит свое путешествие в Китай, следуя тем же морским путем, как и два века тому назад. Об этом сообщили 23 октября члены находящейся с визитом в Шанхае делегации Швеции. В ее состав входят представители мэрии города Гетеборга, ответственные представители шведских судостроительных компаний и др.
В 1739 году парусник "Гетеборг" завершил свое первое плавание к берегам китайской провинции Гуандун. После этого парусник побывал в Китае еще два раза. В 1745 году, возвращаясь из Китая на Родину, парусник наскочил на риф и затонул. Об этом сообщает Китайский информационный Интернет-центр.

Загадка Великой Пирамиды

28.10.2002 | www.maat.ru

Захи Хавасс
Многие люди не совсем правильно поняли название фильма, недавно показанного по каналу Национального Географического Общества, — «Открытие тайн загадочной шахты». Я понял это только после демонстрации фильма, который смогли посмотреть миллионы людей по всему миру, и после того, как некоторые египтяне выразили свое разочарование, так как мы не нашли в пирамиде сокровищ, подобных сокровищам царя Тутанхамона. Я вернулся к первоначальному сценарию фильма и обнаружил, что он излагает определенные представления о Великой Пирамиде, разделяемые многими людьми по всему миру. Так, я решил ответить на некоторые вопросы, естественно возникающие по ходу исследований.
Во время моих последних лекций многие спрашивали меня о «двери», которая была найдена внутри южной «воздушной шахты» пирамиды. Действительно, продвинувшись в глубину шахты на 64 метра, зонд-робот наткнулся на известняковую плиту, преградившую ему путь, которая, предположительно, действительно является дверью.
Что же в действительности скрывается за так называемой «дверью», возбудило интерес многих исследователей. Мне и самому, надо признаться, очень любопытно, что скрывается внутри пирамиды, но спешу добавить, что египтологи никогда не рассчитывали найти внутри какие-нибудь сокровища. На самом деле, если мы даже ничего не обнаружим за этой дверью, кроме пустого пространства, для науки это все равно будет очень важно.
Датировка пирамиды и по сей день является загадкой, и мы упорно работаем над разрешением тайны одного из самых замечательных памятников в мире. Что же касается участия Национального Географического Общества в этом проекте, то еще на стадии разработки зонда-робота было решено, что все работы будут вестись непосредственно под моим руководством. Во время наших исследований я посоветовал моему другу, Тиму Келли, директору телевизионного канала Национального географического общества, провести трансляцию вскрытия шахты в прямом эфире, что позволит миллионам людей по всему миру вместе с нами, одновременно, открыть загадку Великой Пирамиды.
Но у многих людей есть безумные идеи. Например, как-то в моем офисе в Гизе меня посетил один калифорниец. Он заявил, что хочет осмотреть мою ванную комнату. Недоумевая, я отвел его туда. Когда же он вернулся, то попросил разрешения сфотографировать ее. «Для чего?!» — спросил я. Он пояснил, что «все говорят, что в вашей ванной комнате есть подземный ход, соединяющий ее с Пирамидой, которым вы пользуетесь днем, чтобы подложить какие-нибудь предметы в Пирамиду в знак доказательства того, что она связана с исчезнувшими цивилизациями». «И вы обнаружили подземный ход в моей ванной комнате?» — поинтересовался я. «Нет!» — ответил он. «Так что же вы думаете делать с фотографиями?». К моему удивлению он сказал, что собирается опубликовать их в Интернете. Это не шутка — это реальная история. Это была одна из причин, по которой я создал сайт в Интернете, чтобы размещать там новейшие снимки и отчеты обо всех открытиях в Великой Пирамиде.
Во время лекции в Сиэтле, Вашингтон, которую я читал несколько месяцев назад, в зале встал человек и спросил меня: «Почему вы не открыли эту дверь? Она была найдена еще в 1993 году, и до сих пор ничего не сделано, чтобы разгадать эту загадку». Уже тогда я ответил, что 2002 год, возможно, станет годом этого открытия. Я сказал, что очень многие имеют теории на этот счет.
Например, мы знаем, что Хуфу, строитель пирамиды, написал книгу — об этом говорится еще у Манефона, египетского жреца, жившего во времена правления Птолемея II, который разделил всю историю Египта на 30 династических периодов. Также я упомянул, что Райнер Штадельман, известный немецкий археолог, полагает, что эта «дверь» — не более чем камень, закрывающий вход в шахту. Эдвардс, напротив, считает, что с таким же успехом мы можем обнаружить там свиток папируса, который многое поведает нам о строительстве Великой Пирамиды. Мне тоже очень любопытно взглянуть, что же скрывается за этой дверью — если там вообще что-нибудь есть! Именно поэтому я обратился в Национальное Географическое Общество и нашел там великолепную поддержку в лице моих друзей — Терри Гарсия и Тима Келли. Они сказали: «Захи, мы сделаем это!»...