ИЮНЬ / 2003

ИЮНЬ

Парфенон закрыт. Туристов просят не беспокоить
01.06.2003 | www.mignews.com

Все музеи, археологические достопримечательности и исторические места Греции, включая 2.500-летний Парфенон, закрыты для посещения с сегодняшнего дня.
Причиной столь неприятного в разгар туристического сезона события стала 48-часовая забастовка, объявленная служащими министерства культуры Греции.
Работники сферы прекрасного требуют пересмотра трудовых контрактов для сезонных рабочих и выплаты премий, которые давно им обещаны.
Как заявили профсоюзные лидеры, завтра, 2 июня, "вся история Греции" по-прежнему будет под замком и недоступна толпам любознательных туристов. Слово – за правительством страны.

Чили: найден новый вид динозавров

02.06.2003 | news.battery.ru
Чилийские ученые объявили о том, что им удалось открыть новый вид травоядных динозавров.
28-летний Дэвид Рубилар и 26-летний Алехандер Варгас назвали свою находку Домейкозавр чилийский, в честь чилийского ученого Игнасио Домейко, жившего в XIX веке.
"Когда мы впервые обнаружили, что сталкиваемся с чем-то абсолютно новым, мы посетили палеонтологические коллекции в Бразилии и Аргентине, и поняли, что это неизвестное ранее создание", — заявили Рубилар и Варгас
Чилийским палеонтологам удалось воссоздать скелет нового вида динозавров на 40%, используя окаменелости, найденные на севере Чили одной из экспедиций несколько лет назад. Это самый полный скелет доисторического животного, который когда-либо был обнаружен в Чили.
Домейкозавр жил на территории современного Чили в конце мелового периода. Он принадлежал к малоизученному семейству Титанозавров. Домейкозавр, достигавший восьми метров в длину и высотой 2 метров в холке, обладал длинной шей и хвостом. По предположению чилийских палеонтологов, домейкозавр питался листьями араукарии.

Тайну смерти Колумба раскроет генетический анализ его останков

02.06.2003 | www.izv.info
Останки первооткрывателя Америки Христофора Колумба и его сына Эрнандо, которые покоятся в кафедральном соборе Севильи (Испания), сегодня будут эксгумированы для исследования их ДНК в генетической лаборатории Гранадского университета. Такому же генетическому анализу будут подвергнуты останки брата Колумба Диего. Эта операция проводится для того, чтобы установить, где действительно находится прах великого мореплавателя и от чего скончался Колумб.
Существуют две версии по поводу места захоронения Колумба. Согласно первой, его могила находится в склепе в Севилье в соборе, где его погребли. Согласно второй, настоящая могила находится в Доминиканской Республике у основания знаменитого маяка-памятника Колумбу. Доминиканцы очень гордятся тем, что останки Колумба покоятся в их земле, тем более, что они привлекают большое количество туристов. Испанцы, в свою очередь, не желают уступать им это почетное право, несмотря на то, что в последние годы жизни великий мореплаватель на родине подвергался гонениям.
Прямой потомок первооткрывателя Америки Анунсиада Колон считает, что прах ее великого предка покоится в Севилье. Более того, в своей книге "Христофор Колумб: загадки его смерти" она пишет, что ее славный предок умер не своей смертью. Она убеждена, что его умертвили, так как слава Колумба вызвала зависть и неприязнь к нему со стороны многих его соотечественников. Так это или нет, станет известно после того, как будет осуществлен анализ ДНК предполагаемых останков Христофора Колумба, его брата Диего и сына Эрнандо. Некоторые историки считают, что прах Колумба вообще давно бесследно исчез и его нет ни в Испании, ни в Доминиканской Республике. Эту версию также проверит исследование.

В Никарагуа обнаружены следы древней цивилизации
02.06.2003 | www.newsru.com
Николя Джаркин рубил деревья, готовясь строить склад на территории, принадлежащей никарагуанской сельскохозяйственной компании. Вдруг на земле он заметил какие-то плиты. Прежде чем вновь взяться за работу Николя позвал испанских и никарагуанских археологов, которые работали в доисторическом поселке Каролин по соседству.
То, что обнаружили ученые, поразило всех, кто там присутствовал: это были следы древней малоизвестной развитой цивилизации, которая жила в тропических лесах еще до того, как майя начали доминировать в северных районах региона, сообщает сегодня The Los Angeles Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Ученые назвали обнаруженный поселок Эль-Каскаль де Флор де Пино. Его месторасположение особенно удивляло специалистов, потому что большинство культур этого региона развивалось на равнинах и в долинах, отмечает археолог Эрменголь Гассиот из Автономного университета Барселоны.
"Ученые традиционно считают, что условия жизни в тропических лесах неприемлемы для развития социальной и политической целостности, - подчеркивает он. - Но здесь перед нами общество тропического леса с широкой социальной структурой. И существовало оно задолго до майя".
Что еще более важно, это открытие проливает свет на историю региона, который был для археологов терра инкогнита. Цивилизации Мексики и северной части Центральной Америки - ацтеки, майя, жители Теотиуакана - затмили культуры юга этого региона. Только в последнее десятилетие исследователи предприняли попытку узнать больше об этих загадочных народах.
Открытие, сделанное около горы Курка на побережье Карибского моря в 200 милях к востоку от Манагуа, заставляет предположить, что сложные общества начали развиваться в Центральной Америке раньше, чем считали ученые. Эксперты надеются, что исследование новой цивилизации - и особенно ее упадка, который наступил около 400 года н.э., поможет узнать больше об эволюции уже известных цивилизаций, живших на севере и на юге.
Гассиот пока не знает, кто построил город, и что стало с его жителями. Первые признаки заселенности территории относятся к 1500 до н.э., а строительство города началось в 750 году до н.э.
Археолог Джон Хупс из Университета Канзаса не исключает, что жители Каскаля могли быть предшественниками индейцев рама, которые до сих пор живут в этом районе. Они могли говорить на языке чибчан (chibchan), который был широко распространен в регионе. В наши дни на нем говорят всего несколько человек.
Поскольку представители этой цивилизации жили поблизости от побережья, они могли ловить рыбу и торговать золотом, доставляя его с территории нынешней Панамы и Перу на север Центральной Америки, и нефрита, привозя его из Коста-Рики на юг. Также они торговали гончарными изделиями и крупными изделиями из камня - археологи нашли в городе глиняные черепки, каменные наконечники для стрел и ножи.
Хупс считает, что город могли разрушить могущественные жители Теотиуакана или пираты - предшественники пиратов Карибского бассейна, которые наживались на грабежах около Москитового берега в XVII и XVIII. Разрушение этого города могло привести к нарушению обычных маршрутов, связывавших север и юг, и, соответственно, нанести урон торговле золотом и нефритами.
В центре города были обнаружены три огромные пирамидоподобные платформы, каждая высотой 20-25 футов, окружающие центральную площадь с базальтовыми колоннами 9 футов высотой каждая. Такая структура типична для многих древних городов региона. В отличие от каменных пирамид майя, эти платформы были изготовлены из смеси земли, камня и булыжников.
Вокруг площади ученые обнаружили остатки 22 других крупных строений. Ученые полагают, что это - не весь город, поскольку остальные здания могут быть скрыты бурной и густой растительностью.
Вокруг города ученые обнаружили несколько мелких поселений, которые, вероятно, полностью зависели от города.
Город был покинут между 400-440 годами нашей эры. Об этом говорят данные датировки по радиоуглероду. Верхний слой и в городе, и в близлежащих поселках состоит из золы и угля, что говорит о том, что в городе был пожар. "Одна из версий - внутренний политический конфликт, - говорит Гассиот. - Вторая - контакт с другим народом, пришедшим в регион".
С каждой платформы открывается вид на 20-30 миль во все стороны: на востоке - Карибское море, на западе - долина, на юге - лес. Однако поток туристов сюда вряд ли хлынет: до этого места можно добраться только по воде или по воздуху.

Абидос: золотая находка в гробнице Осириса

03.06.2003 | www.maat.ru

Гюнтер Дрейер

Сенсационная находка в Египте. Немецкие археологи открыли на западном берегу Нила рядом с царскими гробницами, возраст которых насчитывает целых 5000 лет, небольшое сокровище: они обнаружили два глиняных сосуда с золотом и драгоценными камнями. Профессор Гюнтер Дрейер, (Немецкий Археологический институт (DAI) в Каире), в газетном репортаже сообщил, что «содержимое происходит предположительно из первоклассного саркофага, который принадлежал исключительно важной персоне».
Некрополь Умм эль-Кааб в Абидосе: здесь должна лежать гробница Осириса, бога, победившего смерть. И здесь около 3000 лет лежали почти на поверхности пустыни два незаметных глиняных сосуда, укрытые гипсовой шихтой. До поры, пока Дрейер и его коллеги не нашли эти сосуды на 80 сантиметровой глубине под склоном холма из мусора и извлекли на дневной свет вещь за вещью их драгоценное содержимое: 700 грамм золота, шесть с половиной килограмм превосходно отполированной ляпис-лазури, остатки древесины и материи а также черепки другого сосуда.
Рядом с камнями и кусочками золота, которые может быть еще более древние, чем сами сосуды, находились бронзовая фигурка, изображавшая бога Тота в облике павиана, а также серебряный Осирис. Серебро применялось в то время очень и очень редко, так как оно ценилось значительно больше чем золото.
Дрейер сообщил, что «золотые листочки слегка согнуты и могли бы принадлежать первоначально маске, которая была прикреплена к саркофагу и была насильственно отломана. Маленькие плашки ляпис-лазури составляли первоначально какую-то мозаику». Возможно речь идет об остатках захоронения, которое было потревожено. Позднее, полагают археологи, грабители расхищали ее содержимое. Тогда сокровища были вначале помещены в большие сосуды а затем заложены как жертвенные приношения для Осириса. «Место, где они находились, является все же самым священным местом Египта». Абидос был в так называемое позднее время местом паломничества почитателей Осириса.
Жертвенные сосуды были открыты в непосредственной близости от гробницы царя I династии Дена (2930–2910 гг. до н. э.) — подземного помещения размером 53 на 40 метров, которое с 1993 детально изучается и реконструируется.
Собственно говоря, хотели Гюнтер Дрейер и его коллеги только «почистить» окрестности, для того чтобы сделать доступ к царским гробницам первой и второй династий. При этом они случайно натолкнулись на глиняные сосуды. «Открытие, во всяком случае, крайне необычное».

Cодержимое сосуда, найденного в Абидосе миссией под руководством Гюнтера Дрейера

Абидос. Умм эль-Кааб

Как только египетские власти, которые первым делом конфисковали находку, снова снимут запреты с сокровища, Дрейер сможет точнее исследовать его загадочное происхождение. Археолог: «конечно, приятнее всего было бы нам, если найденные вещи происходили бы из первой династии, ведь их возраст тогда — почти целых 5000 лет.
В верхнеегипетском городе Абидосе находятся не только многочисленные гробницы царей, но и руины храмов времени Сети I и Рамсеса II. Огромный храм Осириса разрушен очень значительно. Лучше сохранился храм Сети I (ок. 1290 г. до н. э.), посвященный Амону, Осирису, Исиде, Хору и другим богам.

Храмовый комплекс Сети I. Зал священных ладей

Расписанные рельефы принадлежат к числу лучших, из относящихся к Новому царству, и необычайно хорошо сохранились. В центре сооружения лежит искусственный остров с расположенными по периметру колоннами, рвом с водой, — образ легендарной гробницы Осириса.
© «Hamburger Abendblatt»
© Авторизованный перевод: Константин Селянин

В пригороде Пекина обнаружены древние гробницы

04.06.2003 | www.allchina.ru
В Яньцине - пригородном уезде Пекина обнаружена целая группа древних гробниц. По мнению археологов, эти археологические находки свидетельствуют о том, что в древние времена вблизи административного центра уезда Яньцин находился немалый город, расположенный на северо-западной окраине китайской столицы.
Как сообщил вчера сотрудник Пекинского института памятников старины Ван Цинлинь, согласно итогам предварительного обследования, в названной зоне находится 56 гробниц, относящиеся к периодам династий Хань (206 г. до н.э. - 220 г.), Тан (618 - 907 гг.), Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.). В частности, гробницы династий Хань и Тан были сооружены главным образом из кирпичей. Среди гробниц периода династий Мин и Цин доминирующее место занимают земляные. К настоящему времени 17 из названных могил раскопаны. Найденные культурные ценности включают гончарные и железные изделия, медные зеркала и монеты.

Причины глобального потепления ищут… в Ираке

05.06.2003 | www.mignews.com

Специалисты ведут поиск древних иракских табличек, которые, как полагают, содержат ключ к пониманию проблемы глобального потепления.
Представитель министерства иностранных дел Великобритании Билл Рэммелл сказал, выступая в Палате общин, что правительство предприняло определенные шаги, чтобы найти и взять под охрану таблички древних шумеров, возраст которых приближается к 5.000 рубежу.
По словам экспертов, они содержат "самые продолжительные по времени и самые полные из всех известных на Земле записей климатических условий и сводок погоды.
Вопрос о судьбе этих артефактов - как считают, самых древних записей в мире - был поднят старейшиной палаты Общин, Тэмом Дэлйеллом. В своем выступлении он отметил: "Жизненно важно сохранить письменные свидетельства глобальных климатических колебаний за последние 5.000 лет".
По мнению ученых, имея довольно полный и продолжительный по времени отчет о погодных изменениях в прошлом, гораздо проще будет понять и оценить те явления, которые происходят сегодня.
По словам парламентария Рэммелла, " представители министерства иностранных дел беседовали с профессором Ричардом Гроувом из университета Сассекса, который является ведущий экспертом в этой области. "Он объяснил, что таблички датируются 2.900 годом до новой эры, и, как думают, являются самыми древними письменными отчетами в мире".

250 лет Британскому музею

06.06.2003 | www.mignews.com

В субботу одно из главных собраний художественных ценностей мира – Британский Музей (www.thebritishmuseum.ac.uk)– отмечает юбилей, свое 250-летие. Учрежденный в XVIII веке он по-прежнему не знает отбоя от посетителей и в веке XXI-ом.
Музей был основан в 1753, как своеобразная "витрина" расцветающей имперской мощи, где британские экспонаты соседствовали с сокровищами и трофеями со всего света.
Торжества по случаю дня рождения на этой неделе имеют сладостно-горький привкус, поскольку от музея требуют возвращения в другие страны ряда, хранящихся в нем сокровищ. Кроме того, музей встречает свой юбилей в условиях сокращения бюджета и притока туристов, вызванных всеобщим спадом туризма в связи с участившимися во всем мире терактами.
Первый национальный общественный музей в мире был основан в соответствии с парламентским актом от 7 июня 1753 года. Начало музею было положено 70.000 экспонатами, которые были переданы новому музею коллекционером сэром Хансом Слоуном.
В 1756 году Британский музей приобрел свою первую египетскую мумию, для публики она была открыта в 1759 году, когда экспонаты разместились в особняке XVII-го века в одном из особняком лондонского района Блумсбери. Первый штат состоял из библиотекаря, шести хранителей, швейцара, посыльного, двух охранников и четырех уборщиц.
Сегодня музей занимает просторное здание в стиле неоклассицизма, построенное на месте первого музея, его коллекция насчитывает 7 миллионов экспонатов, в музее трудятся 1.000 сотрудников, ежегодно его посещают 5 миллионов посетителей со всего мира.
Однако мандат, данный музею парламентом – "изучать и показывать всемирные исторические и доисторические ценности", вызывает сейчас множество нареканий. Так, Греция уже давно требует возвращения мрамора Парфенона, фриз, возраст которого достигает 2.500 лет. Правительство Англии приобрело этот мрамор в 1811 году у лорда Элгин, британского посла в Османской империи.
Другие страны также требуют возвращения экспонатов, являющихся их национальным достоянием. Пока же руководство музея признала лишь факт покупки нескольких работ, украденных нацистами в годы Второй мировой войны.
Но все эти негативные обстоятельства, с которыми столкнулся в последнее время Британский музей, не может омрачить торжеств, связанных с его юбилеем.

Старая Ладога - древняя столица Руси

06.06.2003 | www.museum.ru
Министерство культуры РФ, Государственный Эрмитаж, Староладожский музей-заповедник, Государственный Исторический музей представляют выставку "Старая Ладога - древняя столица Руси. К 1250-летию основания". Первое упоминание о поселении Ладога в Повести временных лет связано с призванием новгородцами на княжение варяга Рюрика, который сделал Ладогу своей столицей. Отмечаемая дата основана на дендрохронологическом исследовании бревен из древнейшего горизонта застройки. Самая ранняя из полученных этим способом дат - 753 г., который условно и принят за год основания Ладоги. Поселение возникло в нижнем течении р. Волхов как торгово-ремесленный центр и морской порт на пути из Северной Европы в Арабский Халифат и Византию. Основной массив экспонатов характеризует различные стороны жизни Ладожского поселения. Среди них оружие, украшения, элементы костюма, а также инструменты, использовавшиеся в домашнем хозяйстве и ремесленном производстве. Специальные разделы выставки посвящены торговле и судоходству. Впервые выставляется редкая находка - стойка корабельного навеса с процарапанным на ней изображением бородатого лица. Эту картину дополняет погребальный инвентарь из древнейших могильников в окрестностях Ладоги. Фрагменты стенной росписи ладожских церквей и некоторые предметы христианского культа, относящиеся к более позднему времени, логически завершают выставку преображением Руси языческой в Русь христианскую.

Поселение эпохи Македонского

07.06.2003 | www.itar-tass.ru

ДУШАНБЕ, 7 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Галина Гриднева, Валерий Жуков/.
С новыми данными, подтверждающими существование на территории современного Душанбе поселения эпохи Александра Македонского, завершила полевой сезон археологическая экспедиция института истории таджикской Академии наук. За два месяц раскопок исследователи углубились более чем на три метра, где вскрыли постройки 4-2 веков до нашей эры.
Время не пощадило древние строения, но среди основания стен найдены фрагменты изящных, тонкостенных керамических чаш, кувшинов и кубков, относящихся к греко-бактрийскому времени, сообщила сегодня в интервью корр. ИТАР-ТАСС начальник экспедиции, старший научный сотрудник Мира Бубнова. По ее словам, эта коллекция керамики принадлежит к той же культуре, что и сережка в виде сфинкса, а также бронзовая пластина с изображением божества Диониса и театральная маска греческого образца, обнаруженные в ходе раскопок предыдущих лет.
Мира Бубнова отметила, что ряд археологов отожествляют душанбинское поселение с одним из небольших городков легендарной Бактрии. Они же считают, что в раннем средневековье на месте Душанбе располагалась столица княжества Шуман, описанного китайским паломником 7-го века Сюаньцзянем. "Однако, подчеркнула начальник экспедиции, нужно перекидать еще не одну тонну земли, чтобы снять "белые пятна" в древней истории Душанбе".

В Пальмире обнаружена уникальная мозаика

07.06.2003 | www.mignews.com
Как сообщает сирийское агентство SANA, группа археологов из Польши и Сирии обнаружила в северо-восточной части страны практически неповрежденную римскую мозаику III века.
Археологи нашли мозаику площадью около 70 квадратных метров в ходе раскопок древнего дворца в районе Пальмиры (Тудмор) http://www.homsonline.com/Citeis/Palmyra.htm. Центральная тема мозаики: битва человека с мифическим крылатым чудовищем. Окаймляет ее орнамент из геометрических фигур, виноградника, изображений оленей и лошадей.
По мнению ученых, речь идет об обнаружении ценнейшей мозаики за все время раскопок в Пальмире, которые ведутся в течение последних десятилетий.

В Берлине раздели египетскую королеву

08.06.2003 | www.mignews.com
Верховное управление по делам древностей Египта выразило свой протест Германии в связи с тем, что в Берлинском музее бюст античной египетской королевы Нефертити был водружен на статую обнаженной женщины.
"Сегодня мы направили письмо египетскому послу в Берлине, немецкому послу в Каире и ЮНЕСКО", - заявил 7 июня генеральный секретарь управления по делам древностей Захи Хавас. Он также отметил, что в письме Египет призывает Германию срочно снять с выставки экспонат, который оскорбляет историю и национальную гордость страны.
Правительственная газета Египта "Аль-Акбар Аль-Йом" на своей лицевой странице напечатала цветную фотографию обнаженной королевы, на которую смотрит сотрудник берлинского музея. "Немецкий бандит смотрит на свое преступление", - пишет издание.
По словам Хаваса, бюст, найденный в 19 веке в Тель эль-Амарне был незаконно вывезен из страны. Он также сказал, что Египет ответственен за свои древности, находящиеся заграницей и не будет, сложа руки, наблюдать за подобными действиями Германии.
Королева Нефертити была женой фараона Эхнатона, известного также как Аменхотеп IV. Согласно истории Египта, Эхнатон создал в своем государстве монотеизм с культом бога солнца, Атона. Он также перенес столицу страны в Эль-Амарну.
Бюст Нефертити принадлежит Египетскому Музею в Берлине.

США: все люди на Земле братья и происходят от одного народа численностью в 2000 человек

08.06.2003 | news.battery.ru
Судя по анализам ДНК, взятых у разных народов, первые потомки современных людей совершили свою первую миграцию где-то 70000 лет назад и расселились из Африки по всему остальному свету. К таким выводам пришли генетики из Стэнфордского Университета и Российской Академии Наук. В статье, опубликованной в американском журнале Human Genetics, исследователи обосновывают свои выводы относительно того, что население того самого первого народа, совершающего миграцию из Африки, состояло приблизительно лишь из 2000 человек.
"Эта оценка не отрицает присутствие других поселений Homo sapiens в Африке, хотя это показывает, что они были вероятно изолированы от друг друга генетически, и что современные люди идут по своей родословной от одного этого или еще очень немногих из тех поселений, которые родственны ему", сказали Маркус В. Фелдман, профессор в Стэнфорде и соавтор исследования.
Если все люди исходят от одних корней одного народа, вышедшего из Африки, то небольшое изменение нашей наследственной информации легко объяснить.
"Наши результаты совместимы с теорией 'из Африки', согласно которой африканский народ в районе Сахары стал родоначальником всех современных людей через серии периодических миграций на Ближний Восток, в Европу, Азию, Океанию и Америку", сказал Фелдман.
Так как все люди имеют фактически идентичную ДНК, генетики должны искать небольшие химические изменения генома, которые отличают один народ от другого. В исследовании команда ученых провела сравнение 377 маркеров в ДНК, отобранных у 1056 индивидуумов, представляющих 52 различные географические зоны в Африке, Евразии (Ближний Восток, Европа, Центральная и Южная Азия), Восточной Азии, Океании и Америки.
Статистический анализ данных показал близкие генетические отношения между двумя поселениями первых охотников-собирателей в Африке, живущих в районе Сахары, бассейна реки Конго, Ботсваны и Намибии. Эти два поселения "могут представлять самую старую ветвь современных людей, изученных нами", сообщают авторы.
Данные показали генетический раскол между предками этих поселений охотников-собирателей (Пигмеи) и предков современных африканских людей, ведущих сельское хозяйство, которые населяют много стран в южной Африке. "Это разделение произошло между 70000 и 140000 лет назад и сопровождалось миграцией из Африки в Евразию, Океанию, Восточную Азию и Америку", сказал Фелдман.
Этот результат соответствует более ранним исследованиям, в котором Фелдман и другие анализировали Y хромосомы у более 1000 мужчин из 21 современных народов. В том исследовании ученые сделали вывод, что первая миграция из Африки, возможно, произошла примерно 66000 лет назад.
В отличие от охотников-собирателей, предки африканских поселений, ведущих сельское хозяйство в районе Сахары, похоже, начинают вести освоение новых земель и увеличивать численность населения, что началось приблизительно 35000 лет назад: "Этому увеличению в численности населения, вероятно, предшествовали технологические достижения, которые вели к росту выживания, а затем и к росту рождаемости", сообщают авторы. Народы Евразии и Восточной Азии также показывают рост населения, начавшийся приблизительно 25000 лет назад.

Древние документы обретут виртуально бессмертие

09.06.2003 | www.ntr.ru
Техника трехмерного сканирования, прошедшая испытание в Британском Музее, способна приблизить к нам создание виртуальных музеев. Новым методом лазерного сканирования были сделаны цифровые копии с хрупких глиняных табличек. Помощник хранителя отдела Древнего Ближнего Востока рассказал, что это что-то вроде фотокопирования, только в миллионы раз мощнее. Теперь трехмерное изображение таблички должно появиться на сайте музея. Те же самые данные позволят специальным механизмам создавать точные копии оригинала.
Идея возникла в прошлом году, когда для выставки, посвященной древнему ассирийскому царю Ашшурбанипалу потребовались копии тысячи глиняных табличек. Дело в том, что в Британском Музее находится несколько тысяч табличек из библиотеки царя. Это словари, сказания и списки домашних животных. Копирование столь большого количества предметов традиционным методом заняло бы несколько лет. А новый лазерный сканер позволяет сократить этот срок до считанных недель. Шотландской компании Kestrel 3D для пробной работы были переданы две таблички.
Не стоит забывать, что клинописные таблички очень хрупкие, и могут просто разрушиться от прикосновений – а вот луч лазера не способен нанести им вред.
Музей ожидает получить результаты эксперимента в ближайшее время. Если опыт окажется удачным, хранители надеются выставить в интернет значительную часть музейной коллекции.

Археологи нашли мумию царицы Нефертити

09.06.2003 | www.izv.info
Британским археологам удалось идентифицировать останки одной из первых красавиц древнего мира. В результате 12-летних исследований ученые пришли к выводу, что мумия, найденная в конце XIX столетия в Долине Царей в Египте, принадлежит царице Нефертити. Она была мачехой фараона Тутанхамона и считалась самой могущественной женщиной Древнего Египта.
Исследователи заинтересовались мумией, когда заметили сходство фотоснимка с бюстом Нефертити, хранящимся в Берлинском музее еще с 20-х годов прошлого века. Бюст является прекрасно известным портретом женщины со стройной шеей, высокими скулами и тонким носом. В качестве ключей к разгадке тайны ученые также использовали парик и отверстия в ушах мумии.
Мумию нашли французские археологи в 1898 году. Она была замурована в боковой камере гробницы фараона Аменхотепа II. Тело довольно плохо сохранилось, а потому почти не привлекло к себе внимания. Его сфотографировали единственный раз в 1907 году, прежде чем снова замуровали. В научном обиходе мумию называли попросту "молодой женщиной".
Прорыв в многолетней работе стал возможен после того, как египетские власти впервые позволили детально обследовать мумию, которой 3.5 тыс. лет. Под несколькими слоями древних тканей археологи обнаружили отвалившуюся руку, которая была согнута в жесте, позволенном только монархам. По словам исследователей, с твердой уверенностью утверждать, что это Нефертити нельзя, но вероятность весьма велика, сообщает BBC.

Китай: археологи заканчивают раскопки в районе "Трех ущелий"

09.06.2003 | news.battery.ru
Китайские археологи заканчивают раскопки в районе "Трех ущелий" - так называется плотина строящегося крупнейшего в мире гидротехнического узла. Пространство на протяжении 600 км будет заполнено водой. Съехавшиеся со всего мира специалисты спешат - культурные памятники, которые могут быть скрыты под слоем земли и камня, бесценны, однако пока удалось извлечь лишь малую часть, говорят археологи.
Общая стоимость работ по строительству гидроэлектростанции - $25 миллиардов. Новое сооружение должно положить конец катастрофическим паводкам и ликвидировать дефицит электроэнергии. Согласно проекту, многие населенные пункты были снесены, а тысячи людей переселены в другие места.

Раскопки культуры Ахар-Банас в Индии

09.06.2003 | www.compulenta.ru
Группа археологов из музея Пенсильванского университета (США) и Декканского колледжа в Пуне (Индия) во время раскопок в древнем городе Гилунд в Южном Раджастане (Индия) обнаружила здание, а внутри него - ящик с оттесненными в глиняных плитках образцами древних печатей. По оценкам исследователей, оттиски были изготовлены ориентировочно в 2100-1700 до нашей эры. Особенности находки позволяют по-иному взглянуть на уровень развития цивилизации Ахар-Банас, существовавшей в так называемую постиндскую эпоху. До сих пор ученые знали об этой древней культуре немного: в частности, то, что ее представители не знали письменности. Многие археологи считали ахар-банасцев настоящими дикарями.
Ученые предполагают, что назначение древних печатей - утвердить человека (чаще всего, знатного) в праве собственности на какие-либо вещи. Контейнеры с продуктами или тканями запечатывались глиной, почти так же, как запечатываются сургучом современные бандероли. "Штампы", в свою очередь, украшались символами или портретами людей.
Коллекция, содержащая более 100 образцов отпечатков, свидетельствует об имущественном, а возможно, и культурном расслоении ахар-банасцев. Вероятно, образцы, которые хранились в большом овальном ящике около полутора метров высотой и 70 см в диаметре, использовались для идентификации печатей представителей элиты.
Любопытно, что манера, в которой исполнены печати свидетельствует о достаточно высоком уровне культуры жителей древнего Гилунда. Они не только напоминают подобные изделия Индской цивилизации, но и имеют схожие черты с печатями других культур, и в частности, так называемого археологического комплекса Бактрия-Маргиана (BMAC), расположенного на территории Средней Азии, и в частности, СНГ и Афганистана.
Дом из самана (обожженного на солнце кирпича), где находился ящик, до сих пор полностью не раскопан. Ученые предполагают, что это какое-то "общественное учреждение", частично использовавшееся как склад. Вероятно там, помимо печатей, хранились еще и различные изделия и продукты: топленое сливочное и растительное масла, а также ткани.
Не исключено, что дальнейшие исследования Гилунда позволит больше узнать о Ахар-Манасе и его взаимоотношениях с Индской цивилизацией или даже о причинах упадка и гибели последней. "Больше зная о том, как такие культуры как Ахар-Банас и ВМАС соотносятся с Индской цивилизацией, мы сможем в значительной мере расширить наши представления о подъеме и упадке древних цивилизаций мира", - сказал руководитель археологического проекта с американской стороны, доктор Грегори Поссел.
Международная исследовательская группа проводит раскопки в Гилунде, начиная с 1999 года. Археологи пытались понять, какой была общественная жизнь представителей ахар-банасской цивилизации, а также оценить уровень их сельского хозяйства. Итоги раскопок будут, по всей видимости, подведены следующей зимой, когда археологи выяснят, был ли Гилунд укрепленным сооружением. Они также намерены провести дальнейшие исследования здания, в котором были найдены образцы печатей, и определить его функцию.

Открылся для посетителей древнейший русский храм

10.06.2003 | www.travel.ru
Один из древнейших православных храмов России - Никольский собор Великого Новгорода - открылся в минувшую пятницу для посетителей. Никольский собор относится к самым древним памятникам русского зодчества. Он строился в XII веке - в 1113-36 годы. После Великой Отечественной войны в Никольском соборе размещалась музейная экспозиция по истории Церкви, атеистический отдел и планетарий. В 80-е годы прошлого столетия памятник истории и культуры пришел в аварийное состояние. Реставрация собора проводилась на деньги спонсоров и Ганзейского союза нового времени, в который входит и Великий Новгород. Четыре года назад во время празднования 1140-летия Великого Новгорода Никольский собор открыли на несколько дней, а затем опять закрыли. По мнению специалистов, реставрационные работы здесь не завершены и сегодня. Однако по просьбам новгородцев храм открывают для посещения, поскольку уже можно показать большую его часть.
При входе будет открыта экспозиция, посвященная реставрации и истории исследования храма, в частности, работе одного из известных в реставрационном мире мастера Михаила Каргера, 100-летие со дня рождения которого исполняется в этом году.
Никольский собор на Ярославовом дворище был заложен в 1113 году повелением новгородского князя Мстислава Владимировича после удачного похода на Чудь. В ходе реставрационных работ в нем были открыты значительные комплексы фресок XII века, большинство из которых теперь станет доступно посетителям, сообщает ИА "Росбалт".

Обнаженная Нефертити в Берлине: новый взгляд или неуважение к древности?

10.06.2003 | www.maat.ru

Директор Египетского музея в Берлине предложил на суд общественности новую «версию» восприятия знаменитого бюста царицы Нефертити. Скульптурный портрет царицы, ставший одним из знаменитейших произведений мирового искусства, был установлен на статуе обнаженной женщины, выполненной из бронзы.
Ответом на этот шаг стали самые разнообразные отклики, в большинстве своем ярко негативные, и их можно понять. «Эта бронзовая статуя голой женщины уродует Нефертити. Это невероятное зрелище отвергнут все египтологи и все, кто по-настоящему любит древнеегипетское искусство, — говорит д-р Захи Хавасс, Генеральный Секретарь Высшего Совета по древностям АРЕ.
Вслед за заявлением Хавасса Министр культуры АРЕ д-р Фарук Хосни обратился с протестом к Генеральному директору ЮНЕСКО и германскому послу в Каире, требуя вернуть Нефертити ее исконный облик. «Эта экспозиция унижает и искажает историю Египта, — говорит д-р Хавасс, подчеркивая роль портрета Нефертити — одного из выдающихся произведений, созданных руками египетского скульптора в 14 в. до н. э., хранящегося сегодня в Берлине. Египетская государственная газета «Аль-Акбар Аль-Йом» представила вчера «новое творение» на своей передовице. Статья, которую сопровождает фотография, называется «Царицу Нефертити обнажили в Берлинском музее». Иллюстрацию, на которой один из рабочих смотрит на подготовленный к установке портрет царицы, сопровождает подпись: «Немецкий бандит смотрит на свое преступление».
«Памятник, обнаруженный в начале XX века в эль-Амарне, был похищен из страны, вывезен абсолютно незаконно, — настаивает Хавасс, — Египет ответственен за памятники своего наследия, находящиеся за рубежом и не будет молчать, глядя на такое невежество».
© «Arabicnews»
© «Akhbar El-Yom»

Высший Совет по древностям АРЕ: битва за возвращение памятников

11.06.2003 | www.maat.ru
В октябре будет отпраздновано возвращение на родину мумии царя Рамсеса I, исчезнувшей из поля зрения египтологов более полувека назад. Возвращение царской мумии из Michael Carlos Museum в Соединенных Штатах стало возможным благодаря настойчивым усилиям Высшего Совета по древностям АРЕ в рамках программы по возвращению украденных и незаконно вывезенных памятников на родину. Работники Michael Carlos Museum подтвердили, что царская мумия будет возвращена в Египет после окончания выставки в конце сентября, где она является центральным экспонатом.
На протяжении десятилетий огромное количество бесценных памятников древности из гробниц и храмов вывозили из Египта. За последнее время высшему Совету по Древностям уже удалось вернуть шесть памятников на родину из США и Канады. Археологи говорят, что четыре из них — плиты, некогда вывезенные из гробницы царя Сети I в Долине Царей, Луксор.
На последней пресс-конференции министр культуры АРЕ Фарук Хосни заявил, что подобная миссия Высшего Совета по Древностям поддерживается договором Совета по Сохранению Национального Достояния ЮНЕСКО, подписанным в 1972 году. Согласно этому Договору, ЮНЕСКО поддерживает возвращение памятников древности, вывезенных из страны после 1972 года.
Ходят слухи, что многие другие памятники вскоре вернуться на родину, включая статую Александра Великого из розового гранита — 162 сантиметровое изображение великого полководца в одеянии фараона.
После своего загадочного исчезновения и пребывания в неизвестности в течение многих лет, она внезапно появилась в музее во Франкфурте. Археологи предполагают, что первоначально она была поднята со дна Средиземного моря у берегов Александрии. Служащие Высшего Совета по древностям также полагают, что в Японии в настоящее время находятся рельефы, украденные 20 лет назад из подземных крипт храма Хатхор в Дендере. «Японцы должны вернуть эти росписи в Египет, согласно Договору ЮНЕСКО», — заявил д-р Захи Хавасс, Генеральный секретарь Высшего Совета по древностям.
В настоящее время официальные лица Высшего Совета по древностям ведут переговоры со многими крупными музеями мира, пытаясь вернуть египетские древности украденные или нелегально вывезенные из страны в XVIII и XIX веках. Было заявлено, что по отношению к частным лицам и учреждениям, которые отказываются сотрудничать с Египтом, будут приняты решительные меры. Министр культуры предупредил, что «к нарушителям Договора ЮНЕСКО будет применено судебное преследование». В таком случае Египет прекратит все взаимоотношения с теми, кто нарушит договоренности, и среди них могут оказаться многие авторитетные археологи. Сотрудники Высшего совета по Древностям подтвердили, что двое известных археологов, один британец и один немец, были отстранены от работы на раскопках. Британский археолог вызвал «немилость» после того, как была раскрыта его сомнительная сделка с одним из американских экспертов по древностям. Немецкий археолог был обвинен в покупке нескольких древних памятников, украденных с места раскопок.
Представитель Высшего Совета по Древностям заявил, что «немецкий археолог купил несколько бронзовых скульптур, датируемых временем правления XII династии». Статья об этом была опубликована в одном из журналов — статуэтки были найдены в Фаюме в 1985 году, и сейчас экспонируются в музее в Мюнхене.
Министр культуры также заявил, что решительные меры будут применены к любому сотруднику его ведомства, обвиненному в коррупции. Он также подчеркнул, что в Законодательство по Сохранению Национальго Достояния будут вскоре внесены изменения, что наложит более серьезные взыскания на тех, кто будет признан виновным в помощи и содействии контрабандистам. Также Высший Совет по Древностям планирует ужесточить контроль для выезжающих из Египта — в 24 аэропортах, портах и других выездных точках будут установлены проверочные пункты, чтобы помешать вывозу древностей из страны.
© «Metimes.com»

Археологи спорят, действительно ли в Египте найдена мумия Нефертити

11.06.2003 | www.membrana.ru

Археологи, участвующие в экспедиции в долину царей в Луксоре (Египет), объявили, что им, возможно удалось найти мумию знаменитой царицы Нефертити, одной из самых могущественных и красивейших цариц древности.
Во всяком случае, участники этой экспедиции, возглавляемой доктором Джоан Флетчер (Joann Fletcher) из Йоркского университета (University of York) и профинансированной телеканалом Discovery, полагают, что мумия молодой женщины, найденной в захоронении KV35, вполне может принадлежать именно этой царице. Многие признаки указывают на то, что умершая принадлежала к египетской знати, или даже королевской династии.
Однако другие египтологи не разделяют энтузиазма группы Флетчер. По словам Захи Хавааса, генерального секретаря Совета по древним культурным ценностям Египта, основаниями для заявлений о том, что вышеуказанная мумия принадлежит Нефертити была сделана всего лишь на основании "внешнего сходства" мумии со статуями Нефертити, найденными ещё до Первой Мировой войны, а это несерьёзно, поскольку в ту пору "искусство было идеалистическим, а не реалистическим".
К тому же рентгеновский анализ находки указывает, что это — мумия шестнадцатилетней девушки, а Нефертити, согласно преданиям, умерла в куда более зрелом возрасте.

Каир: в Египте не верят, что британцы верно "опознали" мумию Нефертити

11.06.2003 | news.battery.ru
Египетские ученые выражают сомнение в том, что британские специалисты-египтологи идентифицировали мумию царицы Нефертити. Сходство мумии, находящейся в Национальном музее в Каире, и облика супруги фараона Эхнатона нуждается в дополнительных доказательствах, - заявил глава Высшего совета по делам древностей АРЕ, всемирно известный египтолог Захи Хавас.
Хавас подчеркнул, что рентгеновское исследование мумии показывает, что она принадлежит 16-летней девушке, а не Нефертити, которой на момент смерти было около 30 лет.
Британские ученые заявили, что им удалось обнаружить в запасниках Национального музея в Каире мумию Нефертити. Руководитель научной экспедиции, египтолог Джоан Флетчер сказала, что мумия, найденная археологами еще в 1898 г., поддается идентификации при помощи рентгеновского цифрового исследования.
Специалисты практически уверены, что эти останки принадлежат именно Нефертити - супруге фараона Эхнатона, навечно оставшейся олицетворением женской красоты.
По их мнению, об этом свидетельствуют как внешнее сходство со знаменитым бюстом Нефертити, хранящимся в Берлине, так и целый ряд других косвенных доказательств.

В Эфиопии найдены самые древние черепа прямых предков Homo Sapiens

11.06.2003 | www.newsru.com
Во время раскопок в Эфиопии ученые обнаружили человеческие черепа, возраст которых, по предварительным оценкам, составляет 160 тысяч лет. Как отмечает АР, эти черепа являются самыми древними и целыми останками непосредственных предков Homo Sapiens, обнаруженными на сегодняшний день.
Черепа взрослого мужчины и ребенка и остатки черепа еще одной взрослой особи были найдены в эфиопской деревне Херто (225 километров от столицы страны Аддис-Абебы), в районе Афара, знаменитом своими ископаемыми и громкими палеонтологическими открытиями.
Палеонтологи также нашли части черепов и зубы еще семи особей.
По мнению ученых, обнаруженные ими черепа относятся к ключевой стадии эволюции человека, во время которой окончательно сформировались лицевые особенности современного Homo Sapiens. По сути, они являются отсутствующим звеном в модели эволюции человека.
Они обладают ярко выраженными лицевыми признаками современного человека - выпуклый лоб, гладкое лицо, уменьшенные надбровные дуги. Этим они отличаются от известных науке более древних предков человека, для которых были характерны узкие лбы и массивные брови.
Кроме того, они показывают, что современные люди сосуществовали одновременно с неандертальцами.
"Они не были полностью подобными современным людям, но они приблизились к ним практически вплотную. Они настолько близко подошли к нам, что вполне могут называться Homo Sapiens", - утверждает Тим Вайт, профессор-палеонтолог Калифорнийского университета. Он возглавлял международную команду ученых, которые откопали черепа и провели их исследование.
До этой находки возраст самых ранних останков предков Homo Sapiens, известных науке, составлял от 130 до 100 тысяч лет. При этом они зачастую не были настолько хорошо сохранившимися, и иногда их возраст невозможно было точно определить, отмечает Вайт.
Точный возраст найденных в Афаре черепов составляет от 160 тысяч до 154 тысяч лет.
Их подробное описание появится в завтрашнем выпуске журнала Nature.
Тим Вайт и его коллеги относят обладателей найденных черепов к подвиду Homo Sapiens. Они называют их "Homo Sapiens идалту". "Идалту" на афарском языке означает "старший, старейший".
Два других авторитетных ученых-палеонтолога, участия в раскопках не принимавшие, утверждают, что эти черепа - чрезвычайно важная находка, которая заполняет огромную брешь в изучении останков людей, возраст которых составляет от 100 до 300 тысяч лет.
Рик Поттс, директор программы по исследованию происхождения человека в Смитсоновском институте, и Филипп Райтмаир, ученый-палеоантрополог из Нью-Йоркского университета, согласились с утверждением Тима Вайта, что возраст этих черепов и сам факт их обнаружения подтверждают теорию, что современные люди появились именно в Африке 100 - 200 тысяч лет назад, и только потом распространились по всему миру.
"Теперь у нас есть уникальная серия черепов, которые показывают, что мы сначала появились в Африке, а не одновременно по всему земному шару", - отмечает Тим Вайт.

"Homo sapiens идалту" любили гиппопотамов
Ученые полагают, что ранние современные люди жили около неглубоких пресных озер, которые были обильно населены рыбами и крокодилами. Кроме того, они любили гиппопотамов. "Homo Sapiens идалтус" использовали изготовленные ими инструменты труда для охоты и добычи пищи.
Ученым понадобилось три года, чтобы очистить и восстановить черепа, которые были найдены еще в 1997 году. Но только сейчас специалистам удалось провести их анализ и осознать, что же они нашли.
"Это великолепная находка. Я полагаю, что это самая важная находка останков современного человека на данный момент", - вторит ученым сотрудник лондонского Музея истории природы Крис Стрингер.
Черепа относятся к более поздней ступени развития, чем неандертальцы. Они свидетельствуют, что ранние люди появились в Африке еще до того, как в Европе исчез последний неандерталец, отмечает Стрингер.
"Они ясно показывают, что неандертальцы не были звеном в эволюции человека".

Джоан Флетчер могут отстранить от работ

11.06.2003 | www.maat.ru
Египтологическая общественность с сомнением встретила облетевшую мир новость о том, что якобы найдена мумия знаменитой царицы Нефертити. Радиологический анализ останков так называемой «молодой женщины» из KV35 в Долине царей показал, что царственной особе было немногим более 16 лет на момент смерти, тогда как Нефертити, родившая своему супругу Эхнатону шесть дочерей, скончалась в возрасте 35–40 лет.
Канал Дискавери, анонсировавший находку в понедельник заявил, что останки женщины были вновь обнаружены в боковой камере гробницы Аменхотепа II, некоторое время служившей тайником для останков других царей, которых в древности сюда перенесли жрецы, чтобы защитить их от уничтожения грабителями гробниц.
Исследования велись под руководством Джоанн Флеттчер Группой по исследованию мумификации из университета в Йорке. «Несмотря на то, что мы можем лишь предполагать, что мумия может принадлежать Нефертити, данные, обнаруженные экспедицией, безусловно, очень важны для египтологии», — сообщила Флетчер. Д-р Захи Хавасс, Генеральный Секретарь Высшего Совета по древностям АРЕ заявил, что какое-либо сходство найденной мумии и всемирно известных портретов Нефертити, хранящихся в Берлине и Каире не дает оснований заявлять о том, что мумия принадлежит легендарной царице. Другие известные представители египтологической общественности также осудили безапелляционный тон сообщений о «находке Нефертити», которыми последние дни пестрит мировая пресса. «Флетчер сделала слишком много предположений», — заявила Лайза Саббахи, профессор египтологии Американского Университета в Каире, уточнив, что «амарнский» парик, основное доказательство в гипотезе Флетчер, мог, например, принадлежать и другой мумии и случайно попасть в гробницу во время переноски жрецами многочисленных царских останков.
«Джоан Флетчер — начинающий египтолог, — заявил Захи Хавасс. — Она лишь недавно защитилась и не может, обладая столь скудным опытом, говорить о подобном открытии». Д-р Хавасс также уточнил, что Флетчер уже не первый раз позволяет себе выдвигать малообоснованные теории.
Высший Совет по древностям АРЕ принял решение впредь отзывать право на археологические исследования у тех зарубежных миссий, которые позволили себе обнародовать перед широкой общественностью необоснованные выводы.
© «Associated Press»
© «Egypt Online»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

Многострадальная Нефертити, или о том, как гипотезу выдают за доказанный факт

11.06.2003 | www.maat.ru
В последнем выпуске газеты «The Sunday Times» египтолог Джоан Флетчер из университета Йорка выступила с «сенсационным заявлением» о том, что якобы удалось идентифицировать останки знаменитой Нефертити.

Джоан Флетчер, склонившаяся над телом неизвестной женщины царского дома XVIII династии, в которой она видит, предположительно, Нефертити

Скульптурный портрет Нефертити, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом в эль-Амарне. Известняк, роспись. Берлин-Шарлоттенбург

«После 12 лет поисков Нефертити, это, вероятно, самое чудесное открытие в моей жизни», — сообщила Флетчер в заявлении, которое транслировал канал «Dicsovery», финансировавший экспедицию. «Хотя пока мы можем лишь с большой вероятностью предположить то, что мумия идентифицирована верно, находки, очевидно, в любом случае будут иметь большое значение для египтологии», — добавляет Флетчер.
Экспедиция стартовала в июне прошлого года — тогда группе Флетчер удалось идентифицировать один из париков, которые носили приближенные к царю женщины во времена правления Эхнатона, сообщает «Reuters». Неподалеку были более века назад найдены три мумии — две женские и одна маленького мальчика. Тогда же власти Египта разрешили обследовать мумию молодой женщины, которая, как подозревала Джоан Флетчер, могла принадлежать Нефертити.
После обследования она смогла представить довольно весомые доказательства. Рентген показал сходство анатомии мумии с известными описаниями Нефертити, которая известна своей лебединой шеей. Другое доказательство — следы от плотно впивавшегося в кожу лобного ремешка. Помимо этого, Флетчер указывает, что голова ее была обрита, а в одной из ушных мочек сделано два отверстия для сережек, как и на дошедших до нас портретах царицы.
Позднее ученые обнаружили отделенную от мумии правую руку, в ссохшихся пальцах которой был королевский скипетр. Она была согнута в жесте, позволенном только монархам. Кроме того, в одной из ниш гробницы были найдены драгоценности, которые подкрепили подозрения Флетчер о том, что найдена действительно мумия Нефертити.
«Правда ру»

К сожалению, речь вновь идет о гипотезе, которую активно продвигают в массы с целью получить новые источники финансирования. К сожалению, на данный момент нет никаких оснований говорить о том, что тело т. н. «молодой женщины» из гробницы Аменхотепа II в Долине царей принадлежит именно Нефертити, а не какой-либо другой царице или принцессе. Форма найденного парика, увы, не является здесь доказательством принадлежности тела Нефертити, как, впрочем, и царственная поза погребенной. Гипотеза о том, что Нефертити была погребена в этом тайнике среди других мумий, высказывалась неоднократно. Однако никто из египтологов не позволял себе высказать это предположение, более чем сомнительное, столь безапелляционно.

Несколько царских мумий, лежащих в боковой камере гробницы Аменхотепа II. Слева направо: т. н. «старшая женщина», скорее всего, царица Тейе, мумия молодого юноши, мумия. приписываемая Нефертити
Несколько царских мумий, лежащих в боковой камере гробницы Аменхотепа II.
Слева направо: т. н. «старшая женщина», скорее всего, царица Тейе, мумия
молодого юноши, мумия. приписываемая Нефертити

Для того, чтобы установить «подлинность» сделанного утверждения, необходим сравнительный анализ ДНК спорной мумии и останков царицы Мутноджемет, сестры Нефертити, найденной в 1970-х годах в Саккаре археологом Джеффри Мартином. Египет по религиозно-этическим причинам не дает разрешения на анализ ДНК царских мумий, а потому вопрос остается нерешенным.

Мумия, найденная в 1898 году Виктором Лоре среди других останков в гробнице Аменхотепа II в Долине царей. Именно ее сегодня «приписывают» Нефертити
Мумия, найденная в 1898 году Виктором Лоре среди других останков в гробнице
 Аменхотепа II в Долине царей. Именно ее сегодня «приписывают» Нефертити

Мумия, о которой идет речь, была тщательно обследована еще в первой половине XX века знаменитым Эллотом Смитом, специалистом по царским мумиям, который писал: «Мумия принадлежит молодой женщине, умершей до наступления двадцатипятилетнего возраста». Могла ли это быть Нефертити, родившая Эхнатону шестерых дочерей? Очень сомнительно.
Итог плачевен. Статья в «Sunday Times» говорит о «возможности» того, что мумия может принадлежать Нефертити. Сегодня СМИ во всем мире вышли с заголовками типа «Тело Нефертити найдено», тем самым искажая действительность и вводя в заблуждение рядового читателя, интересующегося Египтом. Хотя, как известно, для поиска дальнейшего финансирования экспедиции все средства хороши, а широкая общественность будет рада узнать, что тело царицы найдено.

С помощью переносной аппаратуры производится ретгенографическое исследование царственных останков, приписываемых Нефертити
С помощью переносной аппаратуры производится ретгенографическое
исследование царственных останков, приписываемых Нефертити

Помнится, найдя тайник с несколькими предметами, надписанными именем Тутанхамона, Теодор Дэвис издал его содержимое как памятники незавершенной гробницы царя, найденной его экспедицией. Через десять с небольшим лет Картер найдет подлинную гробницу Тутанхамона и время расставило все на свои места. Будем надеяться, что мы еще станем свидетелями находки мумии знаменитой царицы и более чистоплотного расследования событий последних дней ее жизни.
Виктор Солкин