АВГУСТ / 2003

АВГУСТ

Россия: в Саратовской области обнаружены захоронения древних иранцев
02.08.2003 | news.battery.ru
Около деревни Варыпаевка Аткарского района обнаружено огромное городище XYII-XYI веков до нашей эры. Археологами Саратовского госуниверситета за несколько дней вскрыты 20 курганов времен бронзового века, представляющих собой места захоронений и ритуальных действий. Найдены остатки костей животных, керамических изделий.
Научный руководитель экспедиции Владимир Лопатин рассказал, что похороненные язычники поклонялись духам своих предков и верили в переселение душ. Они занимались разведением скота и жили по берегам рек. По антропологическим данным археологи предполагают, что похороненные - предки современных иранцев. Находки будут отправлены в лабораторию университета, а потом в областной краеведческий музей.
Проводимые археологические работы носят ускоренный характер. На участке Починки-Изобильное планируется сооружение трассы газопровода, поэтому принято решение провести раскопки до начала работ, чтобы предотвратить гибель древних курганов, сообщает ИТАР-ТАСС.

Оман: найдены "предки" земной растительности

05.08.2003 | news.battery.ru
В Султанате Оман найдены самые древние на Земле растения. Об этом пишет в издающаяся в ОАЭ газета "Галф Ньюз". Возраст обнаруженных в ходе геологоразведочных работ на нефть окаменевших растений и семян оценивается в 425 млн. лет, что на 50 млн. лет отодвигает время появления на нашей планете растительной жизни.
Уникальная находка сделана геологами из Шеффилдского университета и специалистами Оманской нефтяной компании в районе Сафик в ходе бурения глубокой скважины. Обнаруженные окаменелости трав и их спор дают новые факты для переоценки истории возникновения жизни на Земле. Газета публикует фотографии "предков" современных растений, передает РИА "Новости".

Россия: археологи нашли на дне Выборгского залива шведскую галеру XVIII века

05.08.2003 | news.battery.ru
Подводные археологи пришли к выводу, что найденный на дне Выборгского залива корабль - это шведская галера "Эртрус", затонувшая в XVIII веке. Об этом сообщил контр-адмирал запаса Константин Шопотов - начальник и научный руководитель подводно-археологической экспедиции общества "Память Балтики", проводившего работы в районе банки Пааслуота (Выборгский залив), где 22 июня 1790 г. в Выборгском морском сражении российский флот одержал победу над шведским.

Греция: храм Зевса обнаружили почти случайно
08.08.2003 | news.battery.ru
В ходе археологических раскопок в районе Диона и Пиерии (Греция) найдены развалины древнего храма Зевса. Об этом сообщили в посольстве Греции в Москве. Десять лет назад на этой же территории был обнаружен храм Зевса Олимпийского.
Профессор Димитриос Пандерманлис, который последние 35 лет возглавляет археологические работы в Дионе, и археолог Корина Вастели заявили, что нынешняя находка относится к эллинистическому и римскому периодам. Остатки храма были обнаружены почти случайно на западных берегах реки Вафира во время проведения работ по защите местности от наводнений. Прямо у берега реки были обнаружены стены храма, несколько тумб для жертвоприношений животных, сам алтарь, святилище и статуя восседающего на троне Зевса в человеческий рост.
Это первый храм, вход которого был направлен на юг - большинство храмов Греции "смотрят" на восток. Этот факт объясняется тем, что предполагаемое жилище Зевса (Олимп) находится именно к югу от Диона. Кроме того, обнаруженный храм примечателен и найденными там 14 мраморными орлами в натуральную величину. Они обрамляют статую Зевса.
Фигуры орлов и статуя Зевса перенесены для хранения в музей Диона, а аналитическую демонстрацию находок проведет завтра заведующий археологическими работами в регионе профессор Димитриос Пандерманлис, сообщает РИА "Новости".

США: Калигула страдал манией величия

08.08.2003 | news.battery.ru
Группа американских и британских археологов, изучающая историю Римской империи, пришла к выводу, что Калигула - один из самых кровожадных и жестоких правителей Рима, - страдал, к тому же, манией величия.
Исследователи нашли на развалинах Форума свидетельства тому, что император превратил свой дворец в храм, а себя причислил к богам. Дариус Ария, директор Американского института Римской культуры говорит, что римские императоры могли быть причислены к лику святых только после смерти, однако Калигула решил опередить свое время и провозгласить себя богом еще при жизни.
Предположения ученых основываются на изучении плана расширения Форума. Из плана видно, что император-самодур решил соединить свой дворец с Форумом и превратить святое место, где стояли скульптуры близнецов Кастора и Поллукса (Полидевка) - сыновей Зевса - в вестибюль своего храма. Там, около этих скульптур, Калигула проводил большую часть своего времени, давая посетителям возможность поклоняться ему наравне с богами.
Божественные условия труда были и у его коня, имевшего свои дом и рабов. Калигула даже собирался сделать его официальным государственным лицом.
Итальянские археологи воздержались пока от комментариев на этот счет, заявив, что не обладают достаточным количеством доказательств.
Историческая справка: Калигула, Гай Цезарь, третий римский император, сын Германика и Агриппины, прозвание свое получил от солдатской обуви, которую носил с детства, с 37 вступил на престол после Тиверия; кровожадный и развратный правитель, предпринял безуспешный поход в Германию. Убит преторианцами.

Рим: сделанная археологами находка прольет свет на личную жизнь Калигулы

08.08.2003 | news.battery.ru
Остатки Дворца римского императора Калигулы идентифицированы археологами, проводящими раскопки на Римском Форуме, находящемся в центре итальянской столицы. Сообщение об этом появилось сегодня на сайте Министерства культурного достояния Италии. Согласно сообщению, остатки жилища Калигулы обнаружены между культовой и торговой частями Римского форума.
Гай Юлий Цезарь Германик, по прозвищу Калигула, правил Римом с 37 по 41 год н.э., наследовав престол у императора Тиберия. Он вошел в историю как кровавый деспот и диктатор "восточного типа". Калигулой его позвали за пристрастие к военной обуви, калиге, которой он отдавал предпочтение с детства. Несмотря на обилие художественных произведений о жизни кровавого диктатора, соответствующих подлинных документов о нем дошло до наших дней немного.
Историки и археологи надеются, что начавшиеся раскопки "дома Калигулы" позволят обнаружить новые подробности частной жизни римского императора, сообщает РИА "Новости".

Китай: археологи надеются раскрыть тайну цивилизации "Cкопление трёх звёзд"

11.08.2003 | news.battery.ru
Очередной "раунд" крупномасштабных археологических раскопок развалин цивилизации "Саньсиндуй" ("Скопление трех звезд") на юго-западе Китая начнется в сентябре этого года. Ученые уверены, что на сей раз им удастся раскрыть загадку древнего царства, существовавшего в течение 2000 лет и затем таинственно исчезнувшего с лица Земли 3000 лет тому назад.
Ученые планируют к 2010 году провести археологические раскопки развалин площадью 7 тыс. кв. м. Возможно, под землей удастся обнаружить руины дворца, алтаря, могил знати, а также мастерских по изготовлению медных и нефритовых изделий.

Германия: найдены улики по делу об убийстве, совершенном 5300 лет назад
13.08.2003 | news.battery.ru
Ученые, изучив ДНК человека, жившего на Земле около 5300 лет назад, мумия которого была обнаружена в 1991 году в тающем леднике в Тирольских Альпах, пришли к выводу, что он был убит в схватке, которая длилась минимум 2 дня.
Сначала специалисты предполагали, что человек эпохи неолита, которого прозвали Эцти (по названию Эцтальских гор, где его обнаружили), попал в снежную бурю и замерз. Однако по новым данным, его смерть - это древнейшее из известных убийств человека.
Эксперты исследовали образцы крови, обнаруженные на останках человека и предметах, найденных рядом с ним. Анализ показал, что ДНК принадлежит четырем различным людям. В 1991 году обнаружение Эцти стало настоящей сенсацией. Его нашли два австрийских альпиниста в леднике на высоте 10500 футов на итальянско-австрийской границе.
Эцти был одет в шерстяную накидку, изготовленную из кусков шкур серны, горного козла и оленя, сотканный из растений капюшон и меховую шапку и обут в кожаную обувь, набитую травой. При нем были найдены небольшой бронзовый топор, кинжал из кремня с деревянной рукояткой, лук, 14 деревянных стрел (две из них с кремниевыми наконечниками и оперением из перьев), сплетенная из травы сетка и кожаный мешочек.
В 2001 году итальянский радиолог установил, что в плече Эцти застряла головка стрелы. По всей видимости, в него стреляли сзади и ему удалось вытащить из своего тела только древко. Теперь исследователи пытаются найти в том месте, где было обнаружено тело Эцти, дополнительные свидетельства сражения.
По словам одного из альпинистов, Эцти сжимал в правой руки кинжал. Когда тело извлекали из ледника, оружие выпало из его рук, но следы на правой ладони сохранились. Все его тело покрыто ранами и ушибами, свидетельствующими о том, что Эцти били.
Эцти отчаянно боролся за свою жизнь - на колчане со стрелами были обнаружены следы крови двух людей, также кровь была найдена на его кинжале. Еще один из образцов крови был обнаружен на накидке Эцти - вероятнее всего, он нес своего раненого товарища на плече.

Германия: опухоль мозга, которой 365 000 лет

13.08.2003 | news.battery.ru
По свидетельству ученых, им удалось обнаружить редкое свидетельство наличия опухоли мозга в окаменелых останках черепа Каменного века.
Основываясь на измерениях и анализе человеческого черепа, его возраст - 365 000 лет. Череп был найден в ходе раскопок на западе Германии, близ города Штейнхайм. Сразу три эксперта из университета Тюбингена подтвердили тот факт, что человеческое существо страдало от менингиомы, доброкачественной опухоли большого размера.
Ученые, проведшие помимо радиографического исследования эндоскопию, макроскопию, а также магнитно-резонансной томографию, обнаружили крупное образование в кости, которое подтвердило первоначальную теорию.
Поскольку черепа людей Каменного века были меньше, чем у современного Homo Sapience, исследователи предположили, что "обладатель" черепа мог страдать хроническими головными болями и, возможно, он был частично парализован. Кстати, умер он явно своей смертью и, скорее всего, все от той же менингиомы.

США: предки гоминидов были совсем как люди

14.08.2003 | news.battery.ru

Наши самые древние предки, возможно, вели себя гораздо более человечно, чем полагало большинство ученых, утверждают авторы нового исследования останков ранних гоминидов в Эфиопии. Антропологи из университета Огайо утверждают, что малые различия самок и самцов предков гоминидов дают основания считать, что они жили в более сотрудничающем и менее конкурентном обществе. Приводимые им доказательства концентрируются на масштабах полового диморфизма - различий в размерах по половому признаку, - которые существовали у ранних приматов, и на основе которых можно судить о социальной структуре этих обществ. А исследователи из университета Кента сообщили о том, что останки самцов и самок Australopithecus afarensis по размеру отличаются гораздо меньше, чем ожидали антропологи.
Сравнив эти кости с почти полным скелетом австралопитека - Люси - исследователи пришли к выводу, что социальная структура наших древнейших предков более сравнима с обществом современных людей и шимпанзе, чем с сообществом горилл и орангутангов, как считалось ранее.
Гориллы, орангутанги и бабуины отличаются социальными структурами, построенными на конкуренции самцов. Шимпанзе и люди, хотя сохраняют конкуренцию, проявляют черты сотрудничества, делающие их более "гуманными". Палеонтологи знали, что с тех пор, как появился Homo sapiens, между представителями обоих полов существуют минимальные различия в размерах (у современных людей не более 15%). О предшествующих периодах что-либо однозначное утверждать было сложно из-за скудости ископаемых останков.
В двух новых исследования использованы последние находки (останки 13 гоминидов), сделанные в Эфиопии.

Киргизия: на дне озера Иссык-Куль найдены уникальные жертвенные сосуды

15.08.2003 | news.battery.ru
Два уникальных бронзовых жертвенных казана, датируемых первым тысячелетием до нашей эры, подняли со дна высокогорного озера Иссык-Куль в Киргизии участники международной археологической экспедиции. Как сообщил сегодня руководитель экспедиции академик национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских, оба раритета находятся в полной сохранности и представляют большую историческую ценность.
"Это находка самого крупного масштаба на территории республики", - подчеркнул археолог. Высота одного из жертвенных казанов достигает 60 см, второй - чуть поменьше, зато украшен небольшими "куриными ножками". Оба они относятся к Сакской эпохе.
Находки были обнаружены на глубине 4 м в районе города Чолпон-Ата во вторник, но только поздно вечером в среду с помощью московских аквалангистов их удалось поднять с глубины. В работе экспедиции принимали участие киргизские, российские и казахстанские ученые.

Россия: украшение возрастом старше 30 тыс. лет обнаружили археологи Коми в Пермской области

15.08.2003 | news.battery.ru
Уникальную находку обнаружили археологи Института языка, литературы и истории Коми научного центра при раскопках в Пермской области. На стоянке Заозерье, которой более 30 тысяч лет (период верхнего палеолита), они нашли одно из древнейших известных науке украшений. "Маленькая перламутровая подвеска из ракушки с двумя отверстиями, просверленными каменным сверлом, служит явным доказательством того, что на стоянке жил человек современного вида, потому что неандертальцы не делали украшений. Подобные находки столь древнего возраста очень редки", - рассказал начальник палеолитического отряда, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Коми научного центра УрО РАН Павел Павлов.
По его словам, стоянка Заозерье более интересна тем, что очень хорошо сохранилась до наших дней, поэтому ученые могут судить о характере поселения. "Исследования позволяют проследить путь, по которому люди пришли в Коми через верхнюю Каму и Печору до стоянки Базовая - она моложе Заозерья на пару тысяч лет", - отметил П.Павлов.
Работы на Заозерье ведутся уже третий год. Площадь памятника - около трех тысяч квадратных метров, из которых археологи пока исследовали 80, так как раскопки приходится делать на глубине в несколько метров, объяснил ученый. Этим летом, помимо археологов из Коми в раскопках принимали участие ученые из Норвегии и Голландии. В последующем работы на стоянке продолжатся, главная находка завершившейся экспедиции вскоре займет место в музее Института.

Россия: найдена древнейшая географическая карта

15.08.2003 | news.battery.ru
На Южном Урале найдена трехмерная карта Земли, созданная 70 млн. лет назад. Поначалу никто не знал, что огромная каменная плита, испещренная непонятными знаками, станет мировой сенсацией. Ее откопали участники экспедиции Башкирского университета в окрестностях горы Чандур. Поверхность верхней, лицевой части плиты была гладкой, словно фарфор. Под пожелтевшей керамической облицовкой холодило пальцы стекло, потом руки археологов ощутили бархатистую поверхность камня-доломита. Плита размером метр на полтора весила больше тонны - ее едва вытащили из ямы. "В Башкирии давно ходит легенда о странных плитах с орнаментами", - говорит профессор Башкирского госуниверситета Александр Чувыров.
В 1921 г. о них упомянул в своем отчете побывавший на Чандре историк Вахрушев. Он сообщал, что плит шесть, но четыре утеряны. А в источниках XIX в. говорится, что плит было две сотни. Ученые сделали предположение, что на плите изображена древняя карта. На компьютере совместили изображение на каменной плите с картами различных участков земной поверхности. Изображение на плите соответствовало только южноуральскому. Сделать его можно было только с высоты птичьего полета.
Профессор Чувыров отправил снимки плиты на экспертизу ведущим картографам в Москву. Профессор Университета геодезии и картографии Александр Стеценко подтвердил: "Это трехмерная карта". Ученые даже рассчитали ее масштаб: "В одном сантиметре - 1,1 километра".

Китай: обнаружены остатки орудий периода палеолита

16.08.2003 | news.battery.ru
После обследования находок, обнаруженных в волости Цзицзячжуан уезда Вэй провинции Хэбэй (Северный Китай), китайские археологи пришли к выводу, что примерно 1 миллион лет тому назад на этом месте была стоянка палеоантропов.
Начиная с июня текущего года на территории уезда Вэй удалось обнаружить окаменелые останки носорогов, скорлупу страусовых яиц и каменные изделия, которые применялись 1000000 лет тому назад. Как сообщают эксперты, к настоящему времени лишь в 25 местах Китая были обнаружены подобные древние орудия.
По мнению экспертов, это новое открытие археологов в этой волости предоставит большие возможности для изучения процесса эволюции палеоантропов.

Россия: Северная Осетия станет Меккой для археологов

17.08.2003 | news.battery.ru
Во время строительства моста через Терек дорожники натолкнулись на древний курган. Ковш экскаватора чудом не зацепил кувшин и другие предметы древней культуры. Первые же находки археологов стали настоящей сенсацией.
Найденные учеными посуда, утварь и украшения относятся к 15 веку до н.э. Находки уже отправлены для специального исследования. Оно позволит точнее определить эпоху, в которую пользовались люди этими предметами. Самая ценная находка, по мнению археологов, - небольшая повозка. Исследователи впервые обнаружили в могильнике свидетельство обряда: для перехода в другой мир наши предки изготавливали модель брички. Само место раскопок может стать настоящей Меккой для археологов.
С эпохи ранней бронзы, может быть, с эпохи неолита это был естественный проход, караванный путь, который связывал и Южно-Российские степи, и Причерноморье, и другие регионы с Востоком, заявил Хасан Чшиев, начальник Эльхотовской экспедиции.
Сейчас вскрыты только три катакомбы. Сколько всего их - неизвестно. А площадь всего городища - 50 кв. м. Археологи считают, что самые важные находки еще впереди. Ученые продолжают вести раскопки, а дорожники вынуждены перейти на новый объект. Об этом сообщает "Первый канал".

Великобритания: облик Нефертити восстановлен

17.08.2003 | news.battery.ru
Британским ученым удалось воссоздать образ египетской царицы Нефертити. Как сообщил сегодня британский телеканал Discovery, в июле ученым во главе с Джоанном Флетчером после 12 лет поисков удалось обнаружить могилу и мумию легендарной Нефертити, жившей около 3 тыс. лет назад. Останки были тщательно изучены, после чего был создан портрет царицы в цифровом изображении.
Нефертити, чье имя в переводе с древнеегипетского означает "Красавица грядет", была женой царя Аменхотепа IV и принимала участие в проведении религиозных реформ мужа. В 1912г. в Эль-Амарне была раскопана мастерская ваятеля Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити, которые хранятся в Каирском музее и в государственных музеях Берлина.

Франция: древние галлы напивались, как в мультфильмах

18.08.2003 | news.battery.ru
Свежие находки археологов свидетельствуют о том, что галлы, обитавшие в древности на территории Франции, и в самом деле устраивали такие же широкомасштабные попойки, какие мы видим в известных комиксах и мультфильмах об Астериксе и Обеликсе.
В ходе раскопок в городке Коран в Овернь французские и швейцарские ученые обнаружили культовое место с остатками амфор, относящееся ко времени римского нашествия (около 50 лет до нашей эры).
Судя по количеству амфор, галлы выпивали несколько гектолитров вина, а найденное количество останков животных свидетельствует о том, что в банкетах принимали участие сотни человек. Тот факт, что рядом были обнаружены также человеческие черепа, кости лошадей и оружие, является для ученых еще одним подтверждением того, они наткнулись на святыню галлов, относящуюся ко II или I веку до Рождества Христова, говорит Винсен Гишар, директор центра по исследованию галльской культуры.
Эксперты полагают, что данная находка интересна не только своим сходством с сюжетами приключений персонажей мультфильмов Астерикса и Обеликса, но и тем фактом, что она подтверждает некоторые дошедшие до нас рассказы об исторических событиях.
"Благодаря археологии, теперь обретает реальные очертания сказание о короле Люерне, который якобы ездил по империи, одаривал своих воинов золотом и серебром и устраивал грандиозные кутежи", - утверждают археологи.
Крупнейшие обнаруженные места жертвоприношений галлов находятся в местечке Герней-сюр-Аронд и Рибемон-сюр-Анкт, в 700 километрах к северу от Корана. Нет сомнений, что там проходили "крупные сборища", банкеты и пиршества, говорит господин Гишар.

Германия: найдена солнечная обсерватория, построенная 7 тысяч лет

19.08.2003 | news.battery.ru

Во время раскопок около города Гозек немецкие археологи обнаружили фрагменты солнечной обсерватории, построенной около 7 тысяч лет назад.
По словам ученых, находка означает, что племена, населявшие территорию Германии еще до нашей эры, следили за перемещениями солнца и пытались определять годичные циклы.
Доисторическую обсерваторию уже назвали "немецким Стоунхенджем". По словам ученых, она была построена на 2-3 тысячи лет раньше знаменитого исторического памятника в Британии.

Германия: 72 тысячи лет назад человек впервые оделся

19.08.2003 | news.battery.ru
Группа немецких археологов, исследовавших эволюцию вшей, смогла выяснить, когда человечество впервые начало пользоваться одеждой. Исследуя эволюцию головной вши, pediculus humanus, немцы пришли к выводу, что примерно 72 тысячи лет назад эта вошь эволюционировала в нательную. Известно, что последняя разновидность насекомого питается на человеческом теле, но живет в одежде. Зная скорость мутации генов, ученые вывели примерную дату появления первой человеческой одежды. Поразительным образом эта дата совпадает со сведениями о первых миграциях людей из Африки. Теперь можно предположить, что появление одежды как раз и позволило нашим далеким предкам расстаться с жарким климатом Африки и двинуться на север, в том числе и в Европу, пишет газета Daily Telegraph. Определить время появления одежды иным способом представлялось весьма затруднительным, поскольку ткань не может сохраняться так долго. Самый древний из найденных археологами клочок ткани был соткан за пять тысяч лет до нашей эры.

Россия: в Великом Новгороде археологи нашли древнерусскую каменную икону

19.08.2003 | news.battery.ru
На раскопках в Великом Новгороде археологи нашли древнерусскую каменную икону. Как сообщили в Новгородском центре по организации и обеспечению археологических исследований, каменная икона с изображением Святого Василия была обнаружена 15 августа на Никитинском раскопе на Торговой стороне Великого Новгорода.
Древнерусскую икону нашли в слоях 13-14 веков. По словам специалистов, подобная икона является крайне редкой находкой.
Аналогичные находки икон, выполненных на камне, за все время археологических раскопок в Великом Новгороде можно пересчитать на пальцах одной руки, сказала доктор исторических наук профессор Елена Рыбина.
Кроме древнерусской каменной иконы, в слое 14 века на Никитинском раскопе археологи сделали еще одну примечательную находку. Это - резная костяная накладка с изображением гусляра, сидящего под деревом.
По некоторым элементам одежды гусляра, по словам специалистов, можно предположить, что обнаруженная накладка имеет западноевропейское происхождение.
По данным Центра по организации и обеспечению археологических исследований, ранее в сезоне 2003 года на Троицком и Никитинском раскопах, а также на Рюриковом городище были обнаружены 10 древнерусских берестяных грамот.
К числу интересных находок сезона специалисты также отнесли струнодержатель для так называемых "звончатых гусель", западноевропейскую епископскую пломбу, две так называемых вислых свинцовых печати новгородских посадников и печать новгородского владычного наместника, восточный музыкальный инструмент варган, металлический змеевик с христианским и языческим символами.

США: ученые нашли затонувшее судно с золотом на 180 млн. долларов

19.08.2003 | news.battery.ru
В Атлантическом океане исследователи обнаружили затонувшее в результате кораблекрушения судно, на борту которого находится самый дорогой груз, который когда-либо извлекался со дна моря.
В трюмах этого корабля находятся золотые монеты на сумму 180 млн. долларов, уверяют ученые.
Пароход S.S. Republic, построенный в 1860 году, перевозил 59 пассажиров и золотые монеты из Нью-Йорка в Новый Орлеан. Он потерпел крушение и затонул в результате урагана неподалеку от города Саванна в штате Джорджия 25 октября 1865 года.
Всем пассажирам удалось спастись, однако золото, предназначавшееся для восстановления южных районов США после гражданской войны, тогда так и не удалось обнаружить.
Судно находится на глубине 510 метром приблизительно в 160 километрах к юго-востоку от Саванны.
Останки парохода были обнаружены Грегом Стеммом и Джоном Моррисом из компании Odyssey Marine Explorations Inc., которые потратили на поиски S.S. Republic 12 лет.
Исследователи предполагают начать работы по исследованию останков парохода в следующем месяце. Специально для этого они уже приобрели судно и глубоководного робота с дистанционным управлением.
"Это все равно как работать собственной рукой, - рассказывает Грег Стемм о роботе, - можно буквально почувствовать давление, когда берешь и двигаешь предметы на большой глубине".
Федеральное правительство запретило проведение раскопок кому бы то ни было, кроме Odyssey Marine Explorations Inc.

Россия: таинственный город обнаружили на Амуре...

20.08.2003 | news.battery.ru
Таинственный Ачанский городок обнаружила на Амуре археологическая экспедиция. Об этом сообщил журналистам в среду руководитель экспедиции Валерий Павлик.
Экспедиция проводится под эгидой Хабаровского краеведческого музея и его филиала - музея археологии Дальнего Востока.
Директор Хабаровского краеведческого музея кандидат исторических наук Николай Рубан в среду также подтвердил факт обнаружения неизвестного поселения примерно 17 века. "Это действительно похоже на загадочный Ачанский городок - первое поселение русских на среднем Амуре. Мы планируем большую экспедицию, чтобы провести раскопки на этом месте", - сказал Николай Рубан.
Летописи и так называемые "отписки" (своеобразные отчеты руководителей отрядов первопроходцев) свидетельствуют о том, что в середине 17 века по совершенно неизведанному тогда Амуру отправился в сплав с отрядом казаков-первопроходцев Ерофей Хабаров.
Согласно сохранившимся в архивах документам, 28 сентября 1651 года отряд Хабарова остановился на зимовку у высокого каменного берега, в местности, именуемой "ачаны". Известно, что здесь казаки возвели городок, оборонительные стены и вели победоносное ожесточенное сражение с большим войском, пришедшим с юга.
Но когда Хабаров с казаками летом следующего года продолжили сплав, Ачанский городок был разрушен.
Его искали экспедиции историков, археологов Сибирского научного центра, Приамурского географического общества, других научных учреждений. Даже археолог с мировым именем академик Алексей Окладников с учениками прошел по Приамурью тысячи километров и перекопал десятки тысяч кубометров земли в поисках следов Ачанского городка. Но все их усилия успехом не увенчались.

Россия: пермские диггеры нашли капище Чернобога

20.08.2003 | news.battery.ru
Лето 2003 года стало богатым на находки для пермских диггеров и станции RUFORS, объединивших свои усилия в поисках старинных подземных ходов, которые строились купцами в середине XVIII - конце XIX в.в. в районе "старой Перми". За последний месяц было найдено и обследовано два подземных гужевых хода, которые ведут на набережную Камы. Ходы великолепно сохранились и открывают новую страницу в истории нашего города. Исследования архивных документов доказывают существование целой сети взаимосвязанных ходов и туннелей, средний возраст которых составляет от 200 до 120 лет. Однако, наиболее поразительное открытие диггеры сделали еще три года назад, обнаружив в районе Галереи подземные ходы, ведущие в старинные подземелья, на стенах которых сохранились необычные языческие фрески, содержание которых позволяет выдвигать предположение о том, что в этом месте располагалось капище Чернобога. Последние археологические открытия Пермской археологической этнографической экспедиции подтверждают факт существования на территории Перми старинных поселений, жители которых являлись поклонниками культа Солнца. Подземелья Перми имеют более древнюю историю, чем сам город, сохранились ходы и помещения, построенные еще до основания Перми. В настоящее время диггеры и станция RUFORS работают над обобщением накопленного материала и созданием карты подземных старинных коммуникаций Перми.

Египет: англичане наврали про Нефертити

21.08.2003 | news.battery.ru
Высший совет по делам древностей Египта обвинил ученых из британского университета Йорк, заявивших об идентификации мумии древнеегипетской царицы Нефертити, в фальсификации и прямом подлоге. Председатель Совета объявил о том, что англичане во главе с их руководителем, профессором Джоан Флетчер, лишаются лицензии на проведение дальнейших изысканий.
Недавно Флетчер заявила, что ей удалось обнаружить в запасниках Национального музея в Каире забальзамированное тело Нефертити. Как заявили в Совете, эти останки более 100 лет пылились в музейном хранилище под обычным инвентарным номером. Мумия принадлежит не женщине в возрасте около 30 лет, в котором умерла царица, а 16-летнему юноше. Что касается внешнего сходства с супругой фараона Эхнатона, правившего в 14 веке до нашей эры, то оно, по мнению представителей Совета, оказалось случайным.

Каир: евреи в неоплатном долгу перед Египтом

22.08.2003 | news.battery.ru
Похоже, град обвинений в адрес евреев не иссякнет никогда. Декан юридического факультета египетского университета "Аль-Заказик", доктор Набиль Хилми вместе с группой египетских ученых, проживающих в Швейцарии, обвиняет еврейский народ в краже триллионов тонн золота во время знаменитого исхода евреев из Египта.
Доктор считает, что такое обвинение станет достойным ответом на многочисленные претензии, которые постоянно предъявляют миру евреи, ссылаясь на те или иные исторические и религиозные источники.
По словам доктора Хилми, дело происходило следующим образом. На следующее после исхода евреев утро фараон обнаружил вокруг своего дворца толпы плачущих женщин. "О чем горюете, девушки?", спросил обеспокоенный правитель. Сквозь слезы женщины поведали ему, что злые евреи украли у них украшения, посуду, одежду, словом подчистую унесли все, что можно было.
"Крупнейшей коллективной махинацией за всю историю человечества" называет это доктор. Надо сказать, что трогательное описание страданий египтянок несколько расходится с описанием, существующем в Торе, в соответствие с которым, евреи должны были бросить все и уходить в чем стояли. Потому как известно, у них не успело даже подняться тесто, так что теперь дабы не забыть о тех днях, раз в года на Песах евреи целую неделю питаются пресной и безвкусной мацой.
Хилми же считает, что евреи провернули гораздо более сложную операцию под названием "В полночь". "Так всегда делают евреи отвлекают общественное внимание на мелочи, чтобы сделать что-нибудь ужасное", доверительно поведал ученый. "В ночь перед исходом всем евреям было дано указание забрать все, что можно у египтян, включая золото и посуду".
Доктор и его коллеги организовали уже юридическую группу, которая будет заниматься техническими вопросами организации судебной тяжбы. В Египет были посланы представители, которые будут искать свидетельства на месте "преступления". Сам же доктор утверждает, что основывался на книге Шемот, главе 35.
Ревнители справедливости подсчитали долг перед египетским народом следующим образом: предположительно, была украдена тонна вещей. Ценность ее удваивается каждые двадцать лет. Плюс пять процентов ежегодно. В тонне золота есть минимум 700 килограмм чистого металла, а так как среди украденного были и украшения, то есть золото с медью, ценность имущества равноценна 1.125.898.240 миллионам тонн. Другими словами, речь идет о 1.125 триллионах тонн золота.
Если дело дойдет до суда, несмотря на давность преступления, Хилми намерен выступить в суде с обвинением против всех евреев. Но нельзя не отдать должного и безмерному чувству справедливости доктора: он согласен разбить сумму долга на платежи, на тысячу лет. С процентами, разумеется.

Италия: сенсационная находка археологов

23.08.2003 | news.battery.ru
На маленьком острове у берегов Сицилии найдена прекрасно сохранившаяся статуя Юлия Цезаря.
До сих пор воссоздать облик римского императора было практически невозможно, почти все скульптурные портреты были сильно повреждены. Зато найденный бюст - в превосходном состоянии, у статуи даже не отколот нос.
Пока что скульптура Цезаря хранится в сейфе единственной гостиницы на острове. В скором времени ее перевезут в один из музеев в Риме. Документальный фильм о находке статуи Цезаря выйдет на телеэкраны в январе будущего года.

Россия: в чувашской деревне нашли уникальный зуб мамонта

23.08.2003 | news.battery.ru
Житель деревни Анаткасы Моргаушского района Чувашии Андрей Григорьев, собирая камни возле реки Штранга, наткнулся на странный предмет, похожий на большой рог. "Ничего подобного я раньше не видел, - рассказал он позже "Известиям", - будто рог, но с корнем. Сразу смекнул, что это клык какого-то доисторического животного или зверя-мутанта".
Андрей Валерьянович тут же связался с сельской администрацией, и находку отправили к специалистам. Те определили, что Григорьев не ошибся в своих предположениях, он действительно обнаружил останки доисторического животного, а точнее - уникальный зуб мамонта весом 2.4 кг, длиной 22 см, высотой от корня зуба 17 см и шириной 9.8 см. Исследования громадного зуба продолжаются.

Россия: в Новгородской области обнаружена средневековая славянская азбука

23.08.2003 | news.battery.ru
На раскопках в Старой Руссе Новгородской области археологами обнаружена славянская средневековая азбука. Деревянная дощечка размером 42 на 5 см и толщиной около 1 см с вырезанными на ней первыми 10 буквами славянской азбуки была найдена на Пятницком раскопе в слоях XIV-XV веков.
На одной стороне дощечки вырезаны буквы Аз, Буки, Веди, Глаголь и Добро, на другой - Есть, Жизнь, Зело, Земля, Ижица. Археологи предполагают, что были еще 4 таких таблички, на которых изображены остальные буквы алфавита.
Найденная средневековая азбука является крайне редкой находкой. Ранее на раскопках в Великом Новгороде и Старой Руссе археологи находили только берестяные азбуки. За все время археологических раскопок, которые ведутся в Старой Руссе с 1966 года, было найдено 38 берестяных грамот. К числу наиболее интересных находок можно отнести найденную на Борисоглебском раскопе в слоях XII века первую матерную берестяную грамоту, которая опровергла мнение о том, что у древних славяне до монгольского нашествия якобы не было ненормативной лексики, и мат пришел на землю русичей из тюркских языков.
Кроме того, одной из ценных находок считается найденный на этом же раскопе в слоях начала 11 века уникальный комплекс церковных христианских древностей - кресты, свечи и деревянный сосуд с христианской символикой, - свидетельствующий о том, что в Старой Руссе уже вскоре после официального крещения Руси уже существовала христианская община, сообщает NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Россия: уникальная находка - лапоть

25.08.2003 | news.battery.ru

Остатки лаптя из липового лыка, возраст которого превышает 750 лет, обнаружены археологами в самом центре Курска - на улице Софьи Перовской. Здесь, на месте древнего городища, имеющего статус охранной зоны, традиционно ведутся раскопки. Находку обнаружили после того, как археологов пригласили оценить ущерб, причиненный культурному слою земли на этой улице после самовольного строительства частных гаражей. Археологи сошлись во мнении, что лаптю около 800 лет.
"Это редчайшая археологическая находка, - сообщил ученый секретарь курского Музея археологии Андрей Шпилев. - Относится она к периоду Древней Руси XII века. Рядом с лаптем мы обнаружили осколки керамической посуды XI-XIII веков. Обычно такие старинные изделия из ткани, дерева или лыка через определенное время сгнивают в земле и до нашего времени не сохраняются. Только благодаря плотному глинистому слою и уцелели фрагменты этой древней обуви - глина сыграла роль природного "холодильника". В качестве подтверждения приведу такой факт. На территории Гочевского археологического комплекса, что в Беловском районе, во время раскопок было вскрыто захоронение девочки 10-11 лет. У нее на голове с левой стороны была обнаружена льняная лента шириной 20-21 сантиметр и длиной около 15 сантиметров. Но сохранить ее не удалось. Как только лента высохла, она мгновенно превратилась в труху. В данном же случае фрагменты лаптя сохранились лишь благодаря плотному глинистому слою. Не исключено, что лапоть мог быть сохранен полностью, если бы не разрушительная работа экскаватора".
"Лапоть несомненно относится к периоду Киевской Руси, - считает Андрей Шпилев. - Об этом свидетельствуют предметы, найденные рядом. Они аналогичны тем, которые обнаружены на месте Гочевских курганных могильников и поселения, где ведутся раскопки с начала 90-х годов под руководством директора нашего музея Геннадия Стародубцева. Там найдены остатки сооружений, орудий труда, предметы домашней утвари, различные украшения, относящиеся к периоду Древней Руси, то есть к X-XII векам. И там, и здесь обнаружены похожие предметы старины. Как известно, именно в то время по территории нынешних Курского (в том числе самого Курска) и Беловского районов проходил большой торговый путь из Волжской Булгарии (нынешний Татарстан) в Киев".
К сожалению, далее производить на этом месте археологические работы не представляется возможным из-за плотной жилой застройки. Но то, что удалось обнаружить фрагменты старинного лаптя, - случай в археологии уникальный. Эта археологическая находка бесценна.
В настоящее время лапоть исследуется работниками музея на предмет плетения. Не исключена его экспертиза в ближайшие месяцы специалистами Института истории материальной культуры Российской академии наук.
Лапти - лыченицы, лычаки, лычные сапоги - обувь исключительно удобная. В них не жарко летом, тепло зимой, они мягкие и комфортные. При ходьбе на дальние расстояния не натирают ноги. Несмотря на название, зачастую их плели не только из лыка, но и из бересты и даже из кожаных ремешков (в городах).
Первое документальное упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет": в год 6493-й (985-й) пошел князь Владимир Красное Солнышко на булгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях и победил булгар. Когда киевский князь одержал победу над волжскими булгарами, его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Они не захотят быть нашими данниками. Пойдем, князь, поищем лучше лапотников".

Россия: в Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности

27.08.2003 | news.battery.ru
Национальный парк "Себежский" (Псковская область) намерен заняться реконструкцией поселения I тыс. до н.э., следы которого обнаружены у деревни Осыно. Опыт таких реконструкций достаточно распространен в Западной Европе (Дания, Германия, Швеция), но для России, во всяком случае, для ее Северо-Запада, проект уникальный, сообщил научный сотрудник археологического отдела Псковского музея-заповедника Александр Михайлов.
На месте раскопок обнаружено много интересного материала: было найдено большое количество изделий из камня и кости. Среди находок - каменные топоры, зернотерки, заколки, булавки, подвески и прочее. Как отметил Александр Михайлов, каждая находка по-своему ценна, но одна из самых значительных касается структуры городища: во время раскопок были обнаружены вал и ров, обеспечивавшие безопасность городища. Люди на городище жили очень долго: начиная с VII - V вв. до н.э., заканчивая XII-XIII вв. н.э. В XII-XIII вв. здесь жили славяне, а кто были самые первые поселенцы - вопрос дискуссионный. Скорее всего, это представители каких-то балтийских племен, возможно, предки современных латышей.
На основе реконструированного поселения сотрудники парка намерены развивать туристическую инфраструктуру, различные образовательные и экологические программы. К тому же, городища этого времени практически не изучались. Полное изучение площади городища даст археологии очень многое.

Индия: археологи не смогли разрешить спор между индусами и мусульманами

27.08.2003 | news.battery.ru
25 августа археологи представили отчет по поводу мечети "Эйодхия", разрушенной индусами в 1992 году. Индусы утверждали, что мечеть выстроена на месте древнего храма.
Ожидалось, что точку в споре, унесшим слишком много жизней, поставят археологи, однако им так и не удалось вынести однозначное решение.
Все, что они смогли с уверенностью сообщить, что мечеть выстроена на месте какого-то древнего здания, а вот был ли это индуистский храм, остается не выясненным.

Россия: найденная новгородскими археологами каменная икона оказалась подделкой

27.08.2003 | news.battery.ru
Найденная на археологических раскопках в Великом Новгороде древнерусская каменная икона оказалась подделкой. Согласно информации из Новгородского центра по организации и обеспечению археологических исследований, 15 августа в слоях 13-14 веков на Никитинском раскопе на Торговой стороне Великого Новгорода была обнаружена каменная икона с изображением Святого Василия.
Сначала специалисты оценили находку как крайне редкую, однако, при более детальном исследовании иконы выяснилось, что она изготовлена в наши дни. Как сообщил научный руководитель Новгородской археологической экспедиции Валентин Янин, трудно сказать, чем руководствовался и какую цель преследовал человек, подкинувший подделку археологам. По словам академика, детальное исследование каменной иконы непременно выявило бы то, что она является современной.
На вопрос о том, по каким именно признакам археологи сумели выявить подделку, руководитель экспедиции отказался отвечать, чтобы впоследствии это не послужило своеобразной подсказкой авторам подобных розыгрышей. "Впрочем, подобные случаи происходят на новгородских раскопах довольно редко", - отметил Янин, передает РИА "Новости".

Великобритания: древние римляне ходили в... носках

28.08.2003 | news.battery.ru
Распространенное представление о римлянах, как о необычайно сильных и выносливых воинах, было поколеблено находкой английских археологов. Раскопки древнеримского поселения на территории Лондона подарили ученым замечательную находку - осколки бронзовой статуи легионера и среди них хорошо сохранившийся фрагмент ступни.
Нога, как ей и положено, обута в средиземноморскую сандалию, но под ней явно видны очертания носка. Археологи даже утверждают, что этот носок был связан из шерсти.
У англичан эта находка вызвала прилив гордости - погода на их благословенном острове оказалась даже жестче, чем нравы древних римлян. И тому есть письменные доказательства. Так, древнеримский историк Тацит характеризует в письмах английскую погоду как ужасную и невыносимую.

Германия: найдено древнейшее изображение гениталий

28.08.2003 | news.battery.ru
В местечке Цшерниц недалеко от Лейпцига немецкие археологи обнаружили глиняную фигурку мужчины, вернее, ее нижнюю часть, а именно - ягодицы с могучим пенисом впереди. Ученые окрестили находку "Адонис из Цшерница".
Сенсация заключается в том, что возраст находки 7 тыс. лет, и она является самым древним изображением мужского пениса, которое когда-либо было найдено в Европе. Фигурка, полная высота которой должна быть около 25 см, была изготовлена настоящим мастером. "Удивительно, как качественно проработаны даже мельчайшие детали", - восторгается археолог Кристоф Хайерманн.
До сих пор ученые находили лишь фигурки женщин, символизирующие плодородие. "Теперь ясно, что наши предки умели оценить и достоинства мужского тела", - говорит один из экспертов. Начиная с сентября находка будет выставлена в археологическом музее города Дрездена.

Россия: обнаружена уникальная стоянка древних людей времен Каменного века

28.08.2003 | news.battery.ru
Уникальная стоянка древних людей времен Каменного века обнаружена в Ростовской области. В Усть-Донецком районе раскопки ведутся с 1 августа. Ростовские археологи давно планировали провести исследования этого места, но взяться за работу им удалось только в 2003 году.
Другого такого памятника, поражающего многообразием предметов быта жителей Каменного века, в Ростовской области нет. Уже набралась целая коллекция находок. Среди них - топоры, иглы, наконечники стрел. Выяснилось, что первобытные люди были очень искусными рыбаками.
Несмотря на то, что всем экспонатам более семи тысяч лет, они на редкость хорошо сохранились. Совсем скоро жители Ростова смогут увидеть все эти орудия труда и быта жителей каменного века в краеведческом музее Ростовской области.

Хайфа: возраст будут мерить сверхпроводимостью

29.08.2003 | news.battery.ru
Израильские ученые из института науки Вейсмана и университета Хайфы разработали новый способ определения возраста археологических объектов. Новая техника основана на измерении магнитного сигнала свинца, который широко использовался древними людьми при изготовлении труб, монет и сосудов. Для этого тестируемый экземпляр должен быть охлажден до криогенных температур, пишет журнал PhysicsWeb.
Свинец - стабильный элемент и окисляется в оксид и карбонат свинца очень медленно. Свойства сверхпроводника свинец приобретает при температуре ниже 7,2 К, что не происходит с продуктами коррозии свинца. Это означает, что если образец поместить в магнитное поле при криогенных температурах, намагниченность свинца в несколько раз будет превышать намагниченность оксида свинца.
Именно на этом эффекте основан новый метод датирования. Данные о намагниченности дают возможность рассчитать пропорцию между свинцом и продуктами коррозии в исследуемом образце.
Используя археологические находки персидского периода (2500 лет назад) и периода крестоносцев (750 лет назад) из Тель-Дора, ученые составили график, по которому, зная массу продукта коррозии на единицу веса в том или ином предмете, можно с легкостью определить его возраст. Зависимость массы продуктов коррозии от времени оказалась прямо пропорциональной независимо от условий окружающей среды.
Ученые утверждают, что их метод абсолютно безопасен для древних археологических объектов. Более того, чем древнее исследуемый предмет, тем более точен метод, так как в нем накапливается большая масса продуктов коррозии, что уменьшает статистическую ошибку.

Греция: итальянские археологи раскопали исторические могилы

29.08.2003 | news.battery.ru
Двойное археологическое открытие сделано итальянскими учеными на острове Нельсона в Средиземном море, близ побережья Александрии. Сначала археологи обнаружили захоронение, относящееся к Позднему периоду Древнего Египта и датируемое примерно 400 г. до н.э.
В могиле найдены три мумии и множество украшений и скульптур с текстами из 6 главы Книги мертвых. Другая находка перенесла археологов во времена знаменитого сражения в заливе Абу-Кир, где в 1798 году адмирал Нельсон нанес сокрушительное поражение французскому флоту.
Найдены хорошо сохранившиеся останки английских моряков, участвовавших в битве. Время пощадило не только их тела, но и парадную морскую форму.

Польша: обнаружены уникальные остовы древних кораблей

29.08.2003 | news.battery.ru
В Польше обмелевшая из-за жары река обнажила два уникальных остова затонувших деревянных кораблей 18 и 19 веков, сообщила "Газета Выборча".
"Одра освободила деревянные корабли длиной в несколько десятков метров", - говорится в газетной статье. Корабли обнаружены в районе города Кросьно. "Такие корабли плавали исключительно на Одре", - пояснил сотрудник Центрального морского музея Вальдемар Оссовский, который приехал осмотреть остовы двух найденных кораблей. "Они были знакомы историкам только по иллюстрациям, ни один из кораблей не сохранился до наших дней", - сказал сотрудник морского музея. Ранее были обнаружены остовы еще двух кораблей. Однако они гораздо младше нынешней находки, так как при их изготовлении уже частично использовались металлические конструкции.

Париж: французский археолог отправляется в Афганистан на поиски третей по величине статуи Будды

29.08.2003 | news.battery.ru
Известный французский археолог профессор Жан Франсуа Жарриж отправляется сегодня в Афганистан на поиски третей по величине статуи Будды. Фанатики-талибы в апреле 2001 года взорвали в провинции Бамиан два гигантских наскальных изображения Будды, представлявших собой уникальные образцы творчества древних мастеров и входившие в число шедевров мирового культурного наследия.
Описание статуи, которую ищет профессор Жарриж, содержится в травелоге китайского буддистского путешественника-пилигрима, совершившего поездку по Афганистану в VII веке нашей эры. Как полагают французские ученые, статуя вполне могла сохраниться, засыпанная слоем земли. Команда археологов из Франции вела раскопки в Афганистане до 1982 года, но начавшаяся гражданская война прервала их изыскания, передает РИА "Новости".
Во время визита во Францию президент Афганистана Хамид Карзай лично просил археологов приступить к новым полевым раскопкам. Ждут французского профессора и в Пакистане, где он многие годы изучал археологические памятники в провинции Белуджистан, включая поселение времен неолита в Мехргархе. Здесь также пришлось свернуть работы из-за столкновений в этом районе между белуджскими кланами. Теперь президент Пакистана Первез Мушарраф дал гарантии, что в этом районе все межплеменные споры разрешены, а безопасность восстановлена.

АВГУСТ / 2003