МАРТ / 2004

МАРТ

Эдинбург: найдены останки корабля Дарвина
01.03.2004 | News.Battery.ru
Группа исследователей из университета cв. Андрея в Шотландии уверена, что ей удалось обнаружить останки знаменитого судна "Бигль", на котором Чарльз Дарвин совершал свои путешествия.
Оснащённые самыми современными радарами и поисковыми устройствами, учёные во главе с доктором Робертом Прескоттом обнаружили останки судна под пятиметровым слоем болотной тины неподалёку от Поттон Айленд графство Эссекс). В настоящее время решается вопрос о проведении раскопок знаменитого судна, причём единственная проблема, с которой столкнулись исследователи - недостаточное финансирование проекта.
Основоположник теории эволюции совершил на "Бигле" кругосветное путешествие, занимаясь своими эпохальными научными изысканиями. Впоследствии судно было включено в состав береговой охраны, боровшейся с контрабандистами. В 1870 году оно было продано на слом всего за 525 фунтов.

Учёные нанесли удар по теории о гибели динозавров

02.03.2004 | www.membrana.ru

Международная группа учёных во главе с профессором Джертой Келлер (Gerta Keller) из Принстонского университета (Princeton University) обнаружила, что гигантский астероидный кратер Чайксалаб (Chicxulub) в Мексике возник за 300 тысяч лет до исчезновения динозавров.
Ранее именно с этим кратером диаметром 180 километров учёные во всём мире связывали наиболее реалистичную и самую популярную в научных кругах теорию гибели древних ящеров.
Келлер полагает, что чудовищный взрыв и последующие катастрофические изменения климата не перечеркнули жизнь динозавров сразу, но поставили их на грань выживания.
Лишь второй сверхмощный удар из космоса (а, может, и не один), последовавший через 300 тысяч лет после мексиканского взрыва (то есть — 65 миллионов лет назад), довершил дело, начатое первым астероидом.
Американские геологи полагают, что второе крупное падение произошло в районе Индийского океана.
Правда, у Джерты Келлер сразу нашлись оппоненты в различных университетах, которые оспаривают точность её датировки мексиканского кратера и всю теорию в целом.

Вена: римские гладиаторы были вегетарианцами и страдали от избыточного веса

03.03.2004 | News.Battery.ru
Согласно результатам исследований, проведенных австрийскими учеными, римские гладиаторы сильно отличались от того, какими их представляли на протяжении веков.
Ученые из Венского университета исследовали останки более 70 гладиаторов, захороненных на древнеримском кладбище на месте города Эфес, который был тогда столицей Малой Азии. Исследователи пришли к выводу, что это были не мускулистые и поджарые красавцы, поедавшие сырое мясо в промежутках между кровавыми сражениями, а страдающие от избытка веса вегетарианцы, которые питались ячменной кашей и бобами.
Древнеримские мозаики, на которых изображены стройные фигуры бойцов на аренах цирков, по мнению ученых, являют собой скорее художественный образ, дань культурной традиции, идущей со времен Древней Греции, но никак не правдивое изображение гладиаторов того времени. Дело в том, что, если бы гладиаторы питались мясом, в их костях уровень содержания стронция и цинка был бы примерно одинаковым. Однако спектральный анализ показал, что стронция в костях гораздо больше, чем цинка, как это обычно бывает у вегетарианцев.
Историки считают, что вегетарианская диета не только делала гладиаторов сильными - слой жира служил им дополнительной броней, защищая жизненно важные органы от холодного оружия. Кроме того, плотность костей у гладиаторов была намного большей, чем у среднего человека, который питался мясом.
Историки также смогли объяснить, почему зрители в римских цирках требовали добить поверженного воина, показывая кулак с направленным вниз большим пальцем. Они установили, что гладиаторов обычно добивали, протыкая сердце мечом через горло.

Египет: археологи узнали имя самого древнего царя

03.03.2004 | News.Battery.ru
Археологи обнаружили, возможно, имя самого древнего царя Египта. Как сообщила сегодня руководительница международной группы археологов Салима Икрам, в оазисе Эль-Харга на юге страны на скале найдено высеченное имя древнего правителя - Аа.
Ученые датируют находку примерно третьим тысячелетием до н.э. и относят имя этого царя к Нулевой династии, которая управляла страной до того, как Древний Египет был объединен фараонами Первой династии. Надпись также доказывает, что территория Древнего Египта простиралась далеко за пределы долины Нила, сообщает РИА "Новости".

Вена: в Эфиопии найдено захоронение древних обитателей Земли

03.03.2004 | News.Battery.ru
Международная группа археологов обнаружила крупное захоронение останков древних обитателей Земли на юго-востоке Эфиопии. Среди четырех сотен скелетов прародителей современных животных, чей возраст оценивается более чем в 4 млн. лет, оказались и кости трех человекообразных существ.
Находку, сделанную в районе Галила, можно признать уникальной, сообщил сотрудник Венского университета Герхард Вебер. По его словам, она способна помочь заполнить некоторые пустоты, существующие в теории эволюции, и внести в этот запутанный процесс определенную стройность.
Эфиопия давно известна как место выдающихся археологических находок. Страна переняла эстафету от Кении и Танзании, где в 50-70-е годы вели раскопки и делали сенсационные открытия кенийцы Луис и Мэри Лики, а также их не менее знаменитый сын Ричард. Плодотворная деятельность семьи Лики положило начало теории об африканском происхождении человечества, сообщает ИТАР-ТАСС.

Найдена мумия буддистского ламы, умершего 500 лет назад

04.03.2004 | www.newsru.com
Тибетский лама по имени Сангха Тензин во времена открытия Америки Колумбом пожертвовал жизнью для спасения индийской горной деревни в Гималаях. Его мумифицированное тело было найдено в могиле в деревне Гуэн поблизости от китайской границы.
Профессор Виктор Мейер, исследователь из музея археологии и антропологии Университета Пенсильвании обследовал мумию. Он сообщил, что ее возраст - не менее 500 лет: "Монах умер приблизительно в то же время, когда Колумб открыл Америку", пишет во вторник{Hindustantimes}.
Жители деревни Гуэн знали о мумии с 1975 года, когда землетрясение обнажило часть захоронения. Но деревня находится неподалеку от китайской границы. Это закрытая зона, контролируемая индийско-тибетской пограничной полицией. Поэтому долгие никто, кроме жителей деревни, не знал о мумии.

США: NASA отправляет экспедицию за тайнами лесов

04.03.2004 | News.Battery.ru
Американское аэрокосмическое агентство начинает трёхнедельную экспедицию по Южной и Центральной Америке, а также Антарктиде. Правда, её участники не будут бороться со змеями или мёрзнуть во льдах. Речь идёт о длительных полётах специальной лаборатории NASA, расположенной на борту самолёта DC-8.
Здесь установлен необычный радар AIRSAR с синтетической апертурой, который может работать с очень широким диапазоном волн, с поляризованными волнами, а также в режиме интерферометра.
Это позволяет машине видеть объекты, скрытые под густыми, пересекающимися друг с другом, кронами деревьев, и даже сквозь небольшой слой песка или снега.
NASA намерено обнаружить ранее неизвестные развалины храмов, крепостей или городов древних цивилизаций, скрытые в недоступных для людей местах джунглей.
Кроме того, учёные будут изучать "поведение" ледников Южного полушария, пытаясь вычислить их вклад в изменение уровня моря из-за глобального потепления.

У человека нашли нового предка - кадабба

05.03.2004 | www.newsru.com
Новый вид, добавленный к генеалогическому древу далеких предков человека, вызывает новые споры о том, насколько прямы или узловаты ветви этого древа.
Как сообщают ученые, задолго до прямоходящих австралопитеков (одну из них окрестили Люси, ее останкам - более 3 млн лет) и других дальних родственников на территории нынешней Эфиопии жил примитивный человекообразный вид. Было это 5,5-5,8 млн лет назад, сообщает {The New York Times} в материале, перевод которого публикует {Inopressa.ru}.
Новый вид становится одним из первых известных предков человека, может быть, одним из первых, после появления общего родственника шимпанзе и человека 6-8 млн лет назад.
Время судьбоносного раскола определено с помощью методов молекулярной биологии, а в последние годы исследователи окаменелостей обнаружили указания на то, как выглядели первые человекообразные, предки человека и их близкие родственники.
Когда три года назад появились первые описания окаменевших костей и зубов этого человекообразного, палеонтологи установили, что оно больше похоже на подвид обезьяны, который они назвали ардипитеком рамидус кадабба. Первый представитель этого вида был найден в 1994 году в Эфиопии в отложениях, которым 4,4 млн лет.
Но после новых открытий и более тщательных исследований ученые пришли к выводу, что окаменевших зубов каддаба, принадлежавших пяти разным особям, достаточно для того, чтобы считать его отдельным видом, ардипитеком кадабба.
По мнению ученых, кадабба не подвид, а предок рамидуса. Но для того, чтобы составить представление о других особенностях каддабы, имеется слишком мало костей скелета.
Описание нового вида человекообразных и его интерпретации опубликованы сегодня в журнале Science. Авторы статьи - Иоганнес Хайле-Селасси из Музея естественной истории Кливленда, Джен Сува из Университета Токио и Тим Уайт из Университета Калифорнии.
По словам Хайле-Селасси, форма и устройство шести зубов "особенно важны для понимания того, как менялись зубы при эволюции от общего предка, похожего на обезьяну, до первых человекообразных". Они важны и для проведения различия между ранними и поздними ардипитеками.
Полагают, что возраст еще одного вида человекообразных, сахелантропа, найденного в Чаде, 6-7 млн лет, а оррорина, обнаруженного в Кении, - 6 млн лет. Это примитивные существа, похожие на обезьян, по размерам не больше современных шимпанзе. Хотя анализ их останков не завершен, их классифицируют как отдельные виды.
Уайт, один из самых известных палеонтологов, в телефонном интервью заявил: "Эти первые человекообразные очень похожи. Посмотрев на снимки, мы были поражены их биологическим сходством, а вовсе не различиями".
Дэвид Беган, палеонтолог из Университета Токио, ставит такую интерпретацию под сомнение. По его мнению, маловероятно, что все три первых человекообразных являются представителями одного рода, и отмечает, что между ними есть значительные различия.
В целом разногласия сводятся к вопросу о том, на что похоже генеалогическое древо человекообразных - на лестницу или на куст. Сегодня все больше ученых, находящих виды человекообразных, существовавших в одно и то же время, согласны с тем, что развитие человекообразных шло по нескольким линиям и скорее похоже на куст с множеством ветвей.

Китай: найдена мумия буддистского ламы, умершего 500 лет назад

05.03.2004 | News.Battery.ru
Профессор Виктор Мейер, исследователь из музея археологии и антропологии Университета Пенсильвании обследовал мумию. Он сообщил, что ее возраст - не менее 500 лет: "Монах умер приблизительно в то же время, когда Колумб открыл Америку", пишет во вторникHindustantimes.

Египет: российские археологи ищут сокровища

05.03.2004 | News.Battery.ru
Российские археологи будут искать римские сокровища у побережья Египта. Как сообщил сегодня местному агентству новостей МЕНА Захи Хаввас, возглавляемый им Высший совет по археологии дал согласие на работы русских ученых во главе с доктором Галиной Беловой вблизи средиземноморского побережья страны.
Работы будут вестись под надзором Управления затонувших предметов старины в городе Александрия. Подводные работы начнутся в середине апреля.
Белова и другой российский египтолог Элеонор Кормышева уже много лет проводят археологические раскопки на территории Египта, сообщает РИА "Новости".

Находка в карпатской пещере

06.03.2004 | www.MIGnews.com
Останки мужчины, женщины и мальчика-подростка, живших 35.000 тому назад на территории нынешней Румынии, признаны антропологами наиболее информативными из всех, доселе найденых.
Ученые из Вашингтонского университета св.Льюиса говорят, что находка, сделанная в одной из карпатских пещер, изменила их представление о современном человеке.
Найденные кости принадлежат 35-летнему мужчине, 14-или 15-летнему юноше и женщине неопределенного возраста. По профессии все они были охотниками, так как до изобретения сельского хозяйства землянам оставалось еще 25,000 лет. Но эти люди уже имели представление о религии, использовали каменные инструменты, их общество было социально структурировано, а период существования совпал с вымиранием неандертальцев в Европе.
Летом в район этих пещер прибудет международная бригада, и ученые из США, Норвегии, Португалии и Великобритании проведут исследования условий жизни первых современных людей.

Украина: со дна Днепра поднимают бригантину XVIII века

09.03.2004 | News.Battery.ru
Запорожские археологи пытаются спасти найденную на дне Днепра бригантину XVIII века.
Президент Института подводных исследований Максим Остапенко сообщил о том, что в районе острова Хортица начались подводные работы по подъему древнего двадцатиметрового судна на поверхность.
Бригантину нашли несколько лет тому назад в том месте, где в XVIII веке была корабельная верфь, на которой строили суда Днепровской флотилии, участвовавшей в русско-турецких войнах.
По мнению специалистов, спасти судно от разрушения может только срочная обработка корпуса специальным химическим составом.
Сейчас подводные археологи очищают корабль от моллюсков, ила и песка.

Манчестер: древнегреческие гимнасты побеждали гантелями

09.03.2004 | News.Battery.ru
У них не было стероидов, высотных тренировок и технологической обуви, но древние олимпийцы все-таки могли увеличивать свои способности. {А помогали им гантели}. Новое исследование показало, что удерживаемый в руках груз помогал древнегреческим пятиборцам побеждать в прыжках в длину, увеличивая мощность толчка и тем самым способствуя покрытию ими большего расстояния. Два груза весом по три килограмма помогали увеличить длину трехметрового прыжка на целых 17 сантиметров. "Это несколько противоречит обыденной интуиции", - признает Альберто Минетти из университета Манчестера, автор исследования. - "по идее дополнительный груз должен казаться обузой". Но гантели - пара небольших изогнутых или снабженных рукоятками кусков камня или свинца - действительно помогали. Такие гантели зафиксированы в некоторых греческих росписях, но их предназначение до сего дня было неясно.
Минетти и Лука Ардиго выяснили наиболее эффективный вес утяжелений, используя компьютерную модель легкоатлета. Ученые также провели испытания, в которых добровольцы прыгали вверх-вниз на специальной платформе, выставляя руки вперед. В обоих случаях наилучшие результаты достигались тогда, когда в каждой руке была гантеля весом около 3 килограммов. При дальнейшем увеличении веса эффективность падала. Раскачивание рук с гирями в начале прыжка помогало обрести большую энергию
Еще большее преимущество получается при прыжке, в начале которого руки с гантелями выставлены вперед, а при приземлении оказываются сзади, так, как это изображено в древней росписи. По словам Минетти, это смещает центр тяжести тела, позволяя на несколько сантиметров удлинить траекторию. Диапазон веса найденных гантелей (от двух до девяти килограммов) совпадает с диапазоном масс, позволяющих увеличить оба эти эффекта.
Ученые полагают, что от применения подобных хитростей могут выиграть и современные виды спорта, например, волейбол, баскетбол, фигурное катание и фристайл.

Рим: Калигула был маньяком

11.03.2004 | News.Battery.ru
Многие века ученые спорят, был ли Калигула, эксцентричный третий правитель Римской империи, одержим манией величия, отважившимся бросить вызов богам, или же просто плохим императором, чьи капризы были преувеличены уже после его смерти. И вот группа археологов, раскапывающая древний дворец Калигулы, сообщила, что им удалось обнаружить твердые доказательства того, что он был именно "маньяком", который превратил один из самых почитаемых римских храмов в переднее крыльцо своей резиденции.
"Все знают, что он был немного ненормальным. Но у нас есть доказательства того, что он был абсолютно не в себе, и что он считал себя одним из богов", - сообщил директор раскопок Дариус Арья, директор Американского института римской культуры.
Хотя руины дворца Калигулы на краю Форума были впервые исследованы почти сто лет назад, новые раскопки позволили обнаружить фундамент и систему канализации, которые показали, что дворец был гораздо больше. Арья рассказал, что судя по руинам, резиденция Калигулы простиралась вглубь Форума и выступала напротив храма Кастора и Поллукса именно таким образом, как это позже описали римские историки. Это означает, что дворец включил и подмял под себя храм. Калигула действительно говорил римлянам: "Я живу среди богов. Я один из них, а потому, чтобы попасть в мой дом, нужно пройти сквозь храм".
Все древние историки говорят об умопомрачении Калигулы, которое привело его правление к быстрому концу. Он правил чуть меньше четырех лет, после чего был убит офицерами той самой гвардии, которая была учреждена для его охраны в 41 году н.э. Древние источники описывают его как помешанного и властолюбивого правителя, требовавшего, чтобы консулом избрали его коня, и добивавшегося установления своих изображений в римских храмах.
Позднее историки и археологи предположили, что часть этих рассказов могла быть политически мотивирована теми, кто хотел оклеветать убитого императора.

Израиль: археологи обнаружили при раскопках древнюю христианскую деревню

11.03.2004 | News.Battery.ru
Крупная историческая находка была сделана израильскими археологами, сообщает РБК. При раскопках недалеко от г.Нетанья было обнаружено крупное поселение. По предварительным данным это поселение было христианской деревней, существовавшей там приблизительно в 4-5 веке н.э. Ученые сумели откопать дом, состоящий, по меньшей мере, из двух комнат, полы в которых были уложены разноцветной мозаикой, что говорит о высоком уровне жизни населения в тот период. По словам пресс-секретаря мэрии г. Нетанья Рами Гоберника, на месте раскопок будет создан исторический музей. После заката Римской империи в IV веке н.э. на Святой Земле жили преимущественно византийские христиане. В 636 г. эта территория была захвачена арабами, передает АР.

Кипр: найдена самая древняя домашняя кошка

12.03.2004 | News.Battery.ru
Останки древнейшей прирученной кошки найдены на острове Кипр - животное погребено вместе с другими свидетельствами роскоши Каменного века.
Ученые считают, что 8-месячный котенок оказался захороненным вместе с человеком 9.5 тысяч лет назад неслучайно. Кипрская находка у неолитического поселения Хирокития, таким образом, являет собой древнейший пример одомашнивания кошки. "Принято считать, что кошек начали приручать в древнем Египте, между 20 и 19 веками до нашей эры, т.е. 3-4 тысячелетия назад", - пишет один из авторов публикации в Science Жан-Дени Винье (Jean-Denis Vigne). Но были и предположения о том, что человек открыл для себя бесподобное очарование и полезность домашних кошек задолго до этого.
В захоронении, обнаруженном группой Винье, кроме котенка и человека были также полированные камни, каменные топоры, охра и кремниевые орудия. А отдельно неподалеку была ямка полная морских раковин. Кошачий и человеческий скелеты разделяло 40 сантиметров. Кошка Каменного века оказалась не современного домашнего вида Felis domesticus, а дикой и более крупной, чем нынешние кошки представительницей Felis silvestris. Впрочем, пол животного, равно как и его владельца, определению не поддается. "Скелет животного не поврежден, т.е. он принадлежит индивидуальной кошке" - пишут авторы статьи. Совместное погребение человека и кошки указывает на тесную связь между двумя этими существами, более того, ученые не исключают, что котенок был убит именно для того, чтобы быть похороненным вместе с хозяином. По мнению специалистов природной популяции кошек на Кипре не было. Таким образом остается загадкой не только пол, но и происхождение этого питомца каменного века, который, возможно, не только "гулял", но и каким-то образом приплыл, подобно героине Р.Киплинга, "сам по себе". По сообщению радиостанции "Эхо Москвы".

Бирмингем: в Северном море найдены остатки древнейшей цивилизации

12.03.2004 | News.Battery.ru
Пока одни ученые занимаются поиском Атлантиды, другие исследователи уже обнаружили остатки иной древней цивилизации, которая находилась на территории современного Северного моря. С помощью новейших технологий археологам удалось восстановить картину кусочка древнего мира, ныне погребенного под толщей воды.
Около 10 тыс. лет назад нынешнее дно Северного моря представляло собой цветущую равнину, на которой обитали предки современных европейцев. К такому выводу пришли ученые из Бирмингемского университета, которым удалось реконструировать с помощью компьютерной графики ландшафт этой местности.
Археологи использовали данные о колебаниях земной коры, и с помощью специальной программы им удалось воспроизвести трехмерную картину местности, соединявшей нынешние Британские острова с континентальной Европой.
Некоторые учения, в частности, антропософия, свято верят в существование материка Атлантида, который в свое время занимал гигантскую территорию - от нынешних Америк до современного Ближнего Востока. Тектонические сдвиги, землетрясения и извержения вулканов раскололи древний материк, большая часть которого ушла под воду.
Остатками Атлантиды считаются Британские острова (Великобритания, Ирландия, Шотландские острова), Исландия, Канарские острова, Кабо-Верде (о-ва Зеленого Мыса), а также некоторые острова Карибского бассейна. Согласно этой гипотезе, первые катаклизмы начали раскалывать Атлантиду порядка 800 тыс. лет назад.
Некоторые ученые полагают, что это событие нашло отражение в библейской истории о Всемирном потопе. Следующие гигантские сдвиги случились уже около 200 тыс. лет назад, и от былого величия царства атлантов остались лишь жалкие крохи. Цивилизация была практически полностью разрушена примерно 80 тыс. лет назад во время очередного сдвига земной коры.
Древнегреческий философ Платон описывает падение Атлантиды, рассказывая о гибели легендарного острова Посейдонис, который погрузился в морскую пучину в 9564 г. до н.э., когда извержение вулкана и мощные землетрясения разрушили до основания последний оплот атлантов. Когда начались первые катаклизмы, атланты двинулись на северо-восток, заселив территорию нынешней Великобритании и Скандинавии, которые были соединены. Именно этот район удалось восстановить британским археологам.
Всю равнину пересекала река, ширина которой составляла около 600 метров. Когда начали таять северные ледники (это произошло из-за очередного смещения земной оси), вода хлынула на равнину, поглотив ее.
Около 8 тыс. лет назад эта часть суши полностью погрузилась под воду, а ее обитатели осели на землях нынешней Великобритании и Скандинавии. Теперь у археологов появилась возможность посмотреть, как же выглядели те земли. "Это потрясающий виртуальный проект, который позволяет нам прикоснуться к прошлому, - говорит Боб Стоун из группы технологов, осуществивших реконструкцию ландшафта. - Археологи, историки и другие специалисты помогают нам воссоздать картину местности наиболее точно. Мы используем данные о сейсмической активности и тектонических сдвигах плит". С морского дна извлечены образцы почвы, в которой были обнаружены окаменевшие остатки древней флоры и фауны.

Британец нашел 20 тысяч римских монет, когда копал пруд в своем саду

12.03.2004 | www.newsru.com
Кен Аллен из Бристоля нашел древний клад в 6 метрах от черного входа своего дома. Керамическая урна, содержащая от 15 до 20 тысяч бронзовых монет, была спрятана в 1 метре 20 см под землей, пишет в пятницу {Independent}
Археологи сообщили, что это один их самых значительных кладов римских монет, найденных на юго-западе Великобритании.
Дэйл Бойл, археолог из Музея и Художественной галереи Бристоля, сообщил, что монеты датируются временем правления императора Константина Великого (307-337 гг. н. э.) "Странно, что этот клад пролежал столько времени в районе плотной застройки", - сказал он.
47-летний Кен Аллен, менеджер по продажам, живет в доме, возле которого он нашел клад, уже 15 лет. "Мой старый садовый пруд расположен всего в нескольких сантиметрах от того места, где я нашел монеты. Я долго выращивал здесь деревья, странно, что я не откопал этот клад раньше", - рассказал он.
Если специалисты сочтут находку сокровищем, то, по британским законам, Кен Аллен получит вознаграждение, соответствующее рыночной стоимости монет.

Динозавр на острове папуасов

13.03.2004 | www.MIGnews.com
На одном из островов, расположенных у берегов Папуа Новая Гвинея, идут поиски… живого динозавра. Пока к расследованию, начатому на основании сообщений очевидцев, подключена полиция.
Если им удастся найти реальные следы гигантской рептилии, предки которой населяли просторы Земли много миллионов лет тому назад, к делу подключаться ученые.
Пока же поиски продолжаются. Это сообщение уже начало привлекать в этот район новых туристов.
По рассказам местных жителей, они видели серое чудовище трехметровой высоты с головой, напоминающей собачью и хвостом как у крокодила. По их словам, больше всего оно напоминало динозавра из кино. Вот они плоды цивилизации!
По мнению местных властей, если динозавра удастся найти, то это станет хорошей рекламой для туристов.

Упоминание о Великой Китайской стене убирают из учебников
15.03.2004 | www.membrana.ru

В Китае чиновники от образования приняли решение переписать школьные учебники, чтобы убрать из них информацию том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса невооружённым глазом.
Поправки в учебные пособия будут внесены благодаря первому {китайскому астронавту} Яну Ливэю (Yang Liwei), который как ни старался, а увидеть стену в иллюминатор так и не смог.
По словам одного из чиновников, "печать этой неверной информации в учебниках для начальной школы — вероятно, главная причина так широко распространённого неправильного представления" о "визуальных возможностях" стены.
Таким образом, миф о том, что Великая Китайская стена — единственный рукотворный объект, видимый с орбиты, должен быть развенчан.
И вроде выходит, что ни одного творения рук человеческих из космоса без приборов разглядеть невозможно. Впрочем, разрешающая способность глаза у человека с хорошим зрением — приблизительно 0,3 мм на расстоянии метра.
Это примерно соответствует 120 метрам с расстояния 400 км (высота орбиты МКС) и 60 метрам с расстояния 200 км (высота орбиты при многих полётах пилотируемых кораблей).
Соответственно, из космоса теоретически можно увидеть крупные здания, промсооружения, стадионы или, например, египетские пирамиды. Правда, при условии достаточного контраста или цветового отличия от фона.

Египет: фараоны путешествовали на ослах

16.03.2004 | News.Battery.ru

Произведенные недавно археологические раскопки в Абидосе (390 км к югу от Каира) привели ученых к неожиданному открытию: оказывается, фараоны путешествовали на ослах, а вовсе не в паланкинах, как предполагалось ранее. Остатки 10 трудолюбивых животных были найдены в кирпичном склепе неизвестного правителя, жившего 5 000 лет назад.
Как известно, у египтян был обычай снабжать покойников всем, по их мнению, необходимым для достойного существования в загробном мире. И стало быть ослы и были таким предметом первой необходимости - транспортным средством, если перевести на язык современности.
Раскопки производились американскими археологами из Йельского и Пенсильванского университетов.

Египет: найден древнейший порт

16.03.2004 | News.Battery.ru
В Египте близ города Асуан обнаружена древнейшая каменоломня и порт. Ученые считают, что именно отсюда тысячелетия назад египтяне брали строительный материл для возведения знаменитых пирамид и храмов в Карнаке и Луксоре.
Как сообщает телекомпания НТВ, раскопки одного из таких храмов проводились в Асуане в шестистах километрах от Каира. Археологам пришлось извлечь более ста кубических метров песка прежде, чем сделать исторические открытия.
Помимо первой каменоломни найден еще и древний порт на реке Нил, откуда каменные глыбы доставлялись на север, а обнаруженные настенные рисунки, например, дельфин, говорят о том, что на строительстве храмов и пирамид работали люди, населявшие Средиземноморье.

Франция: ученые обнаружили символы, выгравированные 1.2 млн. лет назад

17.03.2004 | News.Battery.ru

В пещере Козарника на северо-западе Болгарии французские ученые обнаружили кость древнего животного с выгравированными на ней символами. Это находка может стать самым древним материальным свидетельством способности наших предков к художественному обобщению.
Открытие совершили антропологи из Института доисторической эпохи и геологии четвертичного периода при университете Бордо. На куске кости, которая принадлежит неизвестному животному, относящемуся к жвачным млекопитающим, нанесен ряд параллельных царапин. Ученые полагают, что это свидетельствует о первых признаках символического мышления у наших далеких предков, так как никакой иной процесс, например, разделка туши, не мог оставить подобных следов.
Возраст кости определен в 1.2 - 1.4 млн. лет. Эксперты затрудняются точно определить, какой вид ранних гоминидов оставил эти знаки, но полагают, что наиболее вероятным кандидатом может быть Человек прямоходящий или Homo Erectus, более известный как питекантроп.
Однако большинство ученых скептически относится к выводам французских антропологов. Считается, что символическое мышление возникло у людей в значительно более позднюю эпоху с появлением современного человека Homo Sapiens, а это случилось примерно 50 тыс. лет назад.
Тем не менее, ряд специалистов полагает, что способность человека к созданию произведений искусства прошла долгую эволюцию, а не появилась внезапно в результате генетической мутации. И если открытие французских антропологов подтвердится, то научному миру придется пересмотреть концепцию эстетического развития человека в историческом аспекте. Об этом сообщает Lenta.Ru.

Учёные изучили аэродинамику драконов

17.03.2004 | www.membrana.ru

Палеонтолог Санкар Чаттерджи (Sankar Chatterjee) из Техасского технического университета ({Texas Tech University}) и авиационный инженер Джой Темплин (Joe Templin) из Канадской национальной аэродинамической лаборатории ({Canadian National Aerodynamics Laboratory}) провели детальное исследование полёта птерозавров — подлинных "драконов" мезозойской эры.
В этой работе учёные впервые постарались самым тщательным образом соединить всё известное об анатомии летающих ящеров с новейшими компьютерными моделями обтекания крыла.
В результате исследователи пришли к выводу, что древние ящеры могли бы многому научить авиаконструкторов.
Оказалось, что эти гигантские "драконы" (размах крыльев некоторых из них превышал 10 метров) были способны на длительный машущий полёт с активным набором высоты и максимальной скоростью в 15 метров в секунду.
Утверждение авторов работы расходится с распространённым мнением, что летающие ящеры могли лишь планировать.
Птерозавры могли в значительной степени менять форму крыльев во время полёта, отклоняя четвёртый палец, к которому у этих животных крепился конец крыла-перепонки.
Также они могли сильно изменять кривизну поверхности крыла, благодаря набору длинных мышечных волокон и сухожилий, составлявших "каркас" несущей поверхности.
Но главное: крыло птерозавра было чувствительным сенсорным органом, позволявшим ящеру ощущать распределение давления воздуха по всей его поверхности, срыв потоков воздуха и так далее. При этом задействовались особые каналы внутреннего уха ящера.
Так что птерозавры были живым воплощением идеи "морфинг-самолёта", к которой лишь теперь осторожно подходят авиаинженеры.
Напомним, эта концепция — кардинальное развитие крыла с изменяемой стреловидностью, предусматривающая очень большие возможности трансформации крыла в воздухе и активной адаптации аэродинамики машины к условиям полёта.

Испания: Тутанхамон не пьёт одеколон

18.03.2004 | News.Battery.ru
Юный фараон Тутанхамон отправился на встречу с предками, имея при себе кувшинчик красного вина. Нашли этот кувшин ещё в 1922-м году, но только теперь испанские исследователи, используя новейшую технику, способную распознавать цвет вина многовековой давности, смогли установить, что вино в гробницу фараона загрузили красное. Произошло это в 1333-м году до нашей эры, фараон умер после менее, чем десятилетнего пребывания у власти. Надпись на кувшине гласит: "Вино пятого года, из подвалов Тутанхамона Правителя Южного Она Западной реки. Изготовлено главным виноделом Кхаа". Эксперты много лет спорили относительно того, какой сорт винограда использовали древние египтяне при изготовлении вина. Теперь окончательно определено: это был красный виноград. Вино в Древнем Египте имели возможность пить не все подряд, а только представители высших классов.

Великобритания: бубонная чума выслежена в древнем Египте

18.03.2004 | News.Battery.ru
Впервые египетские корни чумы были подтверждены археологическими свидетельствами, сообщила Ева Панагиотакопулу из университета Шеффилда (Англия). В то время как большинство исследователей считают родиной этой смертельной болезни центральную Азию, ее новое исследование обосновывает иную точку зрения.
Чума - это не просто темное воспоминание прошлого. Остров Мадагаскар пережил вспышку этой болезни в конце 90-х годов, а некоторые специалисты опасаются, что возбудитель может стать биологическим оружием. Информация о былых эпидемиях способна помочь ученым предсказать, где произойдут следующие вспышки болезни.
Самая известная из них произошла в Европе в XIV веке. Тогда болезнь унесла более 25 миллионов человек - четверть тогдашнего населения континента. Это была не первая вспышка в Европе - в шестом веке н.э. "юстинианская чума" унесла до ста миллионов жизней в Византийской империи. Возбудитель болезни Yersinia pestis живет в желудке основного разносчика заразы - блох. Скорее всего чума распространялась по Европе на спинах черных корабельных крыс, которые переносили инфицированных блох. Внутри блохи бактерия размножается и блокирует глотательный аппарат насекомого. Блоха становится очень голодной. Когда она кусает кого-нибудь, то в ранку попадают бактерии.
Люди могут болеть несколькими формами чумы. Самая распространенная - бубонная -, часто начинается с лихорадки, озноба и увеличения лимфатических узлов. Но если бактерия пробирается в легкие, болезнь приобретает самую смертельную форму, пневмоническую, которая может передаваться от человека к человеку. Пневмоническая чума возникает примерно у 5% инфицированных бубонной чумой. Некоторые исследователи полагают, что именно пневмоническая чума была Черной Смертью, прошедшей по Европе в XIV веке.
Панагиотакопулу натолкнулась на признаки чумы в древнем Египте совершенно случайно. Она изучала ископаемых насекомых, пытаясь узнать больше о повседневной жизни три тысячи лет назад. Тогда люди жили рядом с домашними животными и вредителями, инфицировавшими домохозяйства. Исследовательницу заинтересовало, какими болезнями тогда могли страдать люди, свиньи, и какие болезни могли передаться людям от других животных. Тогда она взяла образцы насекомых и мелких млекопитающих из нескольких мест, в том числе из поселения рабочих в Амарне, строивших гробницы Тутанхамона и Ахенатона. Там она нашла человеческих и кошачьих блох - известных как переносчики чумы в некоторых случаях - вокруг и внутри домов. Это дало основания предположить, что в насекомых могли жить возбудители чумы - и Панагиотакопулу стала искать другие свидетельства.
Предыдущие раскопки в дельте Нила позволили обнаружить нильских крыс, живших здесь в XVII-XVI веках до н.э. Блоха, разносящая чуму, водилась в долине Нила и, как считается, паразитировала на нильских крысах. Исследовательница считает, что Нил был идеальным местом, из которого крысы могли нести чуму в городские сообщества. Около 3500 года до н.э. люди начали строить города рядом с Нилом. Во время наводнений обитавшие в долине Нила крысы (и жившие на них блохи с возбудителями чумы) перемещались в места, заселенные людьми.
Египетские хроники этого времени рассказывают об эпидемиях, симптомы которых были очень похожи на чуму. Возможно, что торговля привела к тому, что болезнь переселилась на черных крыс, которые переносили возбудителей к будущим очагам заболевания. Панагиотакопулу подозревает, что черные крысы, исконные обитатели Индии, попали в Египет в ходе морской торговли. В Египте они должны были быть поражены блохами, которые таким образом попали на корабли, переплывавшие Средиземное море в сторону Южной Европы.

Перу: найдены десятки индийских мумий

18.03.2004 | News.Battery.ru
Десятки чрезвычайно хорошо сохранившихся мумий инков были раскопаны на склоне холма на окраине Лимы - столицы Перу. Ученые обнаружили останки более 40 человек - их число увеличивается с каждым следующим днем раскопок. Все мумии старше 500 лет, и по-видимому были сделаны во времена расцвета империи инков.
Артефакты, найденные рядом с мумиями, дают основания считать, что здесь были захоронены представители среднего класса. Судя по оставленным в могилах предметам, они были производителями тканей. Рядом с ними ученые нашли остатки красной кукурузы, черных бобов и сосуды из тыквы для питья - эти находки указывают на совершение предпогребальных ритуалов. Они не исключают, что все захороненные принадлежали одной большой семье, то есть были родственниками друг друга.

Космические лучи помогут раскрыть тайну исчезнувшей цивилизации

18.03.2004 | www.membrana.ru
Специальный мюонный детектор, установленный под пирамидой Солнца поможет выявить скрытые помещения этого загадочного сооружения двухтысячелетней давности, расположенного в центре Теотихуакана — столицы исчезнувшей американской цивилизации.
Профессор Артуро Менчака (Arturo Menchaca), глава института физики Национального автономного университета Мексики ({National Autonomous University of Mexico}) пояснил, что в случае обнаружения пустот археологи, вероятно, пробьют к ним туннель в надежде обнаружить погребальную камеру и разгадать загадку — кто управлял Теотихуаканом.
Аппарат установят в пещере глубоко под сооружением. Эта пещера использовалась для религиозных церемоний и связана с внешней стороной пирамиды узким туннелем, в котором одномоментно может находиться только один человек.
Мюоны рождаются, когда высокоэнергетические частицы космического излучения бомбардируют тропосферу Земли. Когда они проходят мимо датчика, то ионизируют газ между двумя пластинами. Возникает электрический ток, который может быть измерен.
Метод более точен, более дёшев и более универсален чем рентген, но был развит только в последние десятилетия вслед за прогрессом субатомной физики.

Неандертальцы и человек разумный не вступали в интимную связь

18.03.2004 | www.membrana.ru
Команда европейских учёных во главе со Свентом Паабо (Svante Paabo) провела в Станфордском университете ({Stanford University}) исследование, которое с высокой вероятностью доказало — смешения раннего человека и неандертальцев не происходило.
Много лет учёные спорили: возможно, ли, что когда древние люди распространялись на север (в Европу из Африки), 30 000 лет назад, они скрестились с неандертальцами, которые уже жили там, рассказал антрополог Ричард Клейн (Richard Klein).
Ранее свидетельство этому искали, главным образом, анализируя форму окаменелостей.
Теперь, изолировав митохондриальную ДНК от четырёх неандертальцев и пяти современных им европейских людей, учёные не нашли никакого свидетельства значимого генетического перехода.
Это не должно означать, что никакого смешивания не было вообще. Но это могли быть лишь единичные случаи, не повлиявшие, сколь ни будь заметно, на генетическое развитие "сапиенсов".
Правда, для более точных выводов нужно провести ещё больше сравнений — слишком мало образцов.
Клейн подозревает, что древние люди и неандертальцы были слишком различны по внешности и поведению, чтобы найти друг в друге романтический интерес. "Не то, чтобы они не могли, возможно, но они вероятно просто не интересовались этим" — сказал учёный.

Россия: сенсационная находка способна изменить представления о сроках крещения Руси

19.03.2004 | News.Battery.ru
В захоронении Х века, обнаруженном в Пскове, сделана сенсационная находка. Как сообщает корреспондент "Известий", она может в принципе изменить представления о времени и процессе принятия христианства на Руси.
Напомним, что захоронение (предположительно, Х века) находится практически в центре города. Его почти случайно вскрыли в конце декабря 2003 года во время строительства на месте предназначавшегося под снос старого дома.
Покойная была захоронена на глубине 4 м, в сидячем положении. При тщательном осмотре погребальной камеры были найдены бронзовая чаша диаметром около 50 см (стояла в ногах покойной), множество серебряных и бронзовых украшений (браслеты, перстни, нашейная гривна), византийские золотые монеты, весы, стеклянные бусы и пр. Все эти находки вкупе, по мнению историков, указывают на высокое социальное положение покойной (высказываются даже версии, что это младшая сестра княгини Ольги, основательницы Пскова). В настоящее время антропологи приступили к определению возраста покойной и реконструкции ее внешнего облика.
Однако на днях в погребальных одеяниях при проведении рентгеноскопии было обнаружен христианский крест, что может перевернуть современные представления о сроках крещения Руси. Как известно, официальной датой крещения считается 988 год. Однако покойная, чей возраст пока не определен, была крещена, судя по находке, при жизни. А помещение креста в могилу указывает на существование конкретного ритуала, который, вероятно, существовал не первый год и имел широкое распространение. Это тем более вероятно, поскольку из исторических западных хроник известно, что сама княгиня Ольга крестилась между 955 и 959 годами, а в 961-962 году пригласила в Псков из Германии миссионеров.
Правда, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Елена Яковлева, комментируя ход исследований корреспондентам ПАИ, отметила, что "поскольку захоронение обнаружено на территории Окольного города, что позволяет предположить, что скандинавы в Пскове в X веке жили обособленным поселением". Однако это обстоятельство вовсе не указывает на отсутствие тесных связей с русичами-псковичами или на разногласия в вероисповедании.
Здесь впрочем следует сделать еще одну оговорку. Как пояснили "Известиям" в отделе археологии Псковского музея-заповедника, "делать строгие заключения можно будет только после того, когда определенно будет установлен возраст захоронения. Не исключено, что оно может датироваться как второй половиной Х века, так и первой четвертью ХI".

Великобритания: археологи доказали английское происхождение англичан

19.03.2004 | News.Battery.ru
Британские археологи нашли доказательства английского происхождения англичан.
Археологи, проводящие раскопки средневекового кладбища в графстве Йоркшир в Англии, выяснили, что распространенная точка зрения о том, что в 5-6 веках англосаксы завоевали Британию и вытеснили оттуда бриттов, может оказаться неверна.
Специалисты провели химический анализ зубов найденных на кладбище скелетов и обнаружили, что на кладбище, содержащем признаки ранней англосаксонской культуры, большинство скелетов - коренные бритты, то есть аборигены территории современной Англии.
Ученые полагают, что миграция англосаксов в Британию была незначительной, но имело место сильное влияние их культуры на местное население.
Традиционно считается, что англосаксы полностью завоевали остров, переправившись с материковой Европы.

Начались масштабные реставрационные работы участков Великой китайской стены в окрестностях Пекина

19.03.2004 | www.allchina.ru
На днях начались работы по реставрации участка Великой китайской стены Хуанхуачэн, находящегося на территории района Хуайжоу города Пекина. Это ознаменовало старт реализации масштабной программы реставрации и охраны Великой китайской стены на участках вблизи Пекина, предусмотренной в обнародованных в прошлом году "Положениях об охране и управлении участками Великой китайской стены на административной территории города Пекина".
На реставрацию участка Великой китайской стены Хуанхуачэн протяженностью в 4 км запланировано ассигновать 12 млн юаней (1 ам. долл = 8,2774 юаня). Ремонтные работы будут выполняться в три этапа. По завершении в октябре с. г. первой очереди работ отремонтированный участок стены будет открыт для посещения.
Участки Великой китайской стены вблизи Пекина, общая протяженность которых составляет 629 км, пересекают 6 районов и уездов города. В текущем году планируется также приступить к реставрации участков Сыматай, Чадаочэн и Губэйкоу.

Учёные зафиксировали на Земле массовое вымирание живых существ

22.03.2004 | www.membrana.ru

Британские учёные впервые попытались провести всесторонний анализ состояния всех разновидностей фауны и флоры в отдельно взятой стране.
Выводы их не утешительны: мы являемся свидетелями шестого по счёту массового вымирания живых существ.
Учёные проанализировали результаты шести крупных исследований, проведённых за последние 40 лет.
Они обнаружили, что популяция птиц сократилась на 54 процента, колонии растений уменьшились на 28 процентов, в то время как вымер 71 процент бабочек.
Принято считать, что за 450 миллионов лет на Земле было пять случаев массового исчезновения.
Последнее произошло 65 миллионов лет назад, когда динозавры и десятки тысяч других разновидностей вымерли, вероятно, в результате удара кометы или большого астероида.
Что же касается шестого вымирания, то здесь нет никакой тайны — всему виной вмешательство человека в экосистемы Земли.

Египет: археологами найдено "воплощение зла"

23.03.2004 | News.Battery.ru
Спустя три тысячелетия саркофаг древнеегипетского фараона Рамзеса Шестого вернулся в гробницу, сообщает телекомпания НТВ. Американские, канадские и египетские ученые в течение двух лет восстанавливали саркофаг из 250 каменных фрагментов. Теперь он выставлен на постоянное обозрение в одной из самых больших гробниц Долины царей.
Ученые также впервые продемонстрировали публике статуи Аменхотепа Третьего и его властной супруги - царицы Тейе, правивших в 12 веке до нашей эры. Их скульптуры были недавно обнаружены на илистом дне Нила.
А при раскопках в храме Мемнона ученые нашли {полутораметровую статую бегемота}, считавшегося в Древнем Египте воплощением зла.

Кейптаун: найдены следы первого костра в истории человечества

23.03.2004 | News.Battery.ru

Предки современного человека, жившие в южно-африканском Сварткрансе 1,5 миллиона лет назад, могли уметь пользоваться огнем.
К такому выводу пришли ученые, обследовавшие обожженные кости с помощью электронного парамагнитного резонанса (ЭПР).
До сих пор самое древнее свидетельство использования огня разумным человеком датировалась периодом в 250-400 тысяч лет назад и было найдено в Китае.
Кости подверглись воздействию такой высокой температуры, которая обычно достигается в печи. Косвенно это подтверждает гипотезу о том, что человек уже тогда умел разводить костры.
"Эти кости могли сгореть в лесном пожаре, но это было бы низкотемпературное пламя, а они обожжены при очень высоких температурах", - сказала одна из ученых. В первом случае температура достигла бы только 300 градусов по Цельсию, тогда как, на самом деле, она приближалась к 600 градусам, что возможно в печи или костре.
Метод ЭПР является основным методом для изучения парамагнитных частиц присутствующих в биологических системах. К парамагнитным частицам важного биологического значения относятся два основных типа соединений - свободные радикалы и металлы переменной валентности, - такие как Fe, Cu, Co, Ni, Mn или их комплексы.
Причину их возникновения можно понять, изучив ЭПР-спектр. В случае с органическими материалами, попавшими под высокотемпературное воздействие, их частицы становятся все меньше и меньше, пока в них не остается чистый уголь.
В 1988 году доктор Боб Браян из Кейптаунского университета обнаружил, что современные кости, обожженные низкотемпературным пламенем, с течением времени начинают выглядеть, как будто они побывали в настоящем костре. Однако метод ЭПР, которым воспользовались для изучения сварткранской находки, дает достаточно точные результаты.
Официальный доклад на эту тему группа африканских и американских ученых собирается сделать в конце марте на ежегодной конференции Палеоантропологического общества в Монреале.

Бордо: предки людей создавали символы?

23.03.2004 | News.Battery.ru
Серия параллельных линий, вырезанных на кости животного 1,2-1,4 миллиона лет назад, может служить древнейшим примером человеческого символического поведения. Специалисты из университета Бордо утверждают, что никакое действие, несущее практическое значение (например, разделка животного), не могло оставить эти отметки. Тем не менее, многие другие ученые считают, что способность к подлинному символическому мышлению появилась гораздо позже - уже у Homo sapiens. 8-сантиметровая кость, вызвавшая эти споры, была выкопана в пещере Козарник в северо-западной Болгарии. У другой кости, найденной в том же месте, вдоль края нанесены 27 насечек. Исследовавшие их ученые утверждают, что это не могут быть следы от разделки - в этом месте туши просто нечего отрезать. А значит, считает Жан-Люк Гуаделли, "это ничто иное, как символизм".
При разделке добычи древние люди нередко оставляли своими каменными инструментами следы на костях. Но французские и болгарские исследователи, анализировавшие находку из Казарники, утверждают, что параллельные надрезы нанесены слишком точно, чтобы быть оставленными в результате разделки туши. Что могут означать эти символы, ученые сказать затрудняются. Тем не менее, они предполагают, что это нечто вроде языка.
Какой именно из гоминидов нанес эти отметки - сказать сложно. Группа Гуаделли нашла рядом с костями молочный зуб аналогичного возраста, принадлежавший какому-то раннему Homo, но исследователи затрудняются назвать конкретный вид. Скорее всего это Homo erectus. Кость, на которую нанесена резьба, принадлежала неизвестному жвачному животному.

Египет: здесь родина футбола!

25.03.2004 | News.Battery.ru
Египет - родина футбола. Такое мнение высказал известный египетский археолог, генеральный секретарь Высшего комитета древностей Захи Хаввас в интервью газете "Аль-Ахрам". По его словам, фрески, обнаруженные в местечке Бени Хасан вблизи города Минья, изображают девочек, бьющих ногами мяч. На другой фреске в Саккаре, возраст которой ученые определили в 5 тысяч лет, показана игра в мяч руками, прототип гандбола, сообщает РИА "Новости".
"При раскопках были найдены много мячей, набитых папирусом, древесиной пальм и обтянутых кожей или тканью, что доказывает, что игры в мяч были популярны в Древнем Египте" - считает Хаввас.
Одна из них дожила до наших дней: в деревнях мальчишки до сих пор играют в "хокша" - хоккей на траве. Как и их предки, они используют в качестве клюшек остья пальмовых листьев и двухцветные шарики, начиненные папирусной мякотью.
Еще в древние времена были разработаны определенные правила игр в мяч, матчи судили рефери, игроки носили форму, а победителей украшали цветными лентами и награждали подарками - статуэтками животных, красивыми мячами с перьями.
Историки до сих пор спорят, имел ли спорт в Древнем Египте религиозно-культовое значение или был развлечением и способом укрепить мышцы и развить скорость, выносливость и меткость. Археологические находки показывают, что воины, готовясь к ратным делам, боролись, боксировали, стреляли из лука, объезжали лошадей, плавали, прыгали в высоту, бегали на длинные дистанции и метали копья в цель. Фрески донесли до нас занятия древних египтян гимнастикой и акробатикой.
В частности очень популярной была настольная игра "сенет", смысл которой был в том, чтобы запереть фигуры противника на поле из 30 квадратов. Фигурки для игры в сенет делались из слоновой кости, мрамора и черного дерева, а доски покрывались кожей.
По мнению Хавваса, Египет как прародитель футбола имеет дополнительный аргумент в пользу того, чтобы провести у себя мировой чемпионат по футболу в 2010 году.

Россия: под Тулой нашли череп шерстистого носорога

25.03.2004 | News.Battery.ru
В Веневе найден череп шерстистого носорога. Эти животные, ровесники мамонтов, обитали на территории Тульской области около 20 тыс. лет назад. Находку, которая теперь хранится в местном краеведческом музее, эксперты признали уникальной. Череп совершенно случайно нашел местный рыбак на речке Веневка. Череп отнесли в музей, где его сфотографировали и отправили снимки одному из профессоров кафедры зоологии Тульского педуниверситета. Заключение было однозначным - это череп шерстистого носорога. Вес черепа около 10 килограммов. Длина - 75 сантиметров. Сохранился он на 70%. Это очень высокий показатель сохранности для подобных находок. На зубах даже осталась эмаль. Окаменела только носовая часть черепа. В Веневе и раньше находили останки доисторических животных. В коллекции музея есть бивень мамонта и зуб мамонтенка. Правда, говорят, в последний раз такие предметы здесь находили около 80 лет назад.

Египет: учёные изучают христианские памятники истории

25.03.2004 | News.Battery.ru
Впервые после более чем 80-летнего перерыва россияне вновь участвуют в открытии, изучении и воссоздании памятников христианского Востока на территории Египта, сообщает РИА "Новости".
Об этом шла речь на "круглом столе", который организовали Всероссийский художественный научный реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э. Грабаря и Центр восточнохристианской культуры. Встреча ученых, реставраторов и студентов МГУ им. Ломоносова состоялась накануне вечером в московском музее "Дом Бурганова".
Рассказ специалистов, которые по просьбе Института коптских исследований Египта возрождают древние памятники на Ниле, иллюстрировался снимками еще не опубликованных находок в сфере восточнохристианской культуры, сделанных в 1997-2001 годах.
Российские реставраторы приглашены раскрыть и воссоздать вновь найденные и уже известные памятники раннехристианской (коптской) живописи, прежде всего, в силу своего мастерства и опыта в работе с иконописью византийского типа.
В международный опыт реставрации они привносят уникальные отечественные методики и ноу-хау. С 1999 года специалисты отдела темперной живописи ВХНРЦ Александр Громатюк, Елена Толмачева и Виктор Занозин работают с коптскими иконами V-XVII веков.
Однако, как рассказал РИА "Новости" реставратор Александр Громатюк, опыт российских специалистов мог бы пригодиться и в возрождении монументальной живописи. Наблюдая процесс и результаты работы представителей других стран, россияне с болью замечают, как "неделикатное" и "безграмотное" поновление фресок, выдаваемое за научную реставрацию, фактически губит открытые недавно шедевры, уничтожая бесценные как для исследований, так и в плане "чистой" эстетики фрагменты и детали.
ВХНРЦ сотрудничает с Институтом египтологии РАН, ведущим археологические раскопки на территории Египта, и Американским исследовательским центром. Проект подразумевает реставрацию храмового комплекса VII-XIII веков (икон, стенописи, резьбы по дереву, флорентийской мозаики) в Каире, где в старом городе возрождают храм аль-Маалака, и в монастырях, расположенных в городах Ахмим, Муаррак, Наклун, Хусейя.
Кроме того, россияне участвуют в изучении найденной недавно близ Луксора "Виноградной гробницы" и монастыря Дейр ас-Суриа, где на великолепных фресках IX-X веков обнаружена редчайшая иконография целого ряда евангельских сцен. В частности, здесь, по версии ученых, открыты самый ранний вариант сюжета "Неопалимая купина" и древнейшее из всех известных изображение Спаса Нерукотворного.
"Для нас немаловажно увидеть и ранние, и даже поздние коптские иконы, так как через эти памятники может быть найден ключ к разгадке многих сюжетов, до сих пор не полностью ясных для исследователей и значимых для всего христианского мира", - отметил Горматюк.
Как сообщил РИА "Новости" директор Центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов, в Москве планируется провести ряд подобных встреч. Они познакомят научную и культурную общественность столицы с последними открытиями в христианском искусстве Египта, с замечательными по качеству иконами и уникальными фресками (пока лишь в репродукциях).
"Вместе с тем, мы хотим осветить ту роль, которую играют в современной египтологии наши реставраторы и исследователи, благодаря чему впервые за много лет в России вновь появились публикации, посвященные памятникам древнего Египта", - сказал ученый.
Лидов обратил внимание на историческую преемственность: археологи, историки, искусствоведы приняли эстафету от русских востоковедов, стоявших у истоков исследования христианской цивилизации Египта.
Среди них - великие египтологи академик Коростовцев, Борис Тураев, выдающиеся коллекционеры Голенищев-Кутузов и фон Бок, чьи собрания ныне украшают, соответственно, Пушкинский музей в Москве и петербургский Эрмитаж, а также ученые-путешественники Александр Норов, Андрей Муравьев и один из первых исследователей Востока Порфирий Успенский.
В XIX веке они открыли и впервые описали немало древностей Египта, в том числе литургию и археологию раннехристианских монастырей.
По словам Лидова, возродить давнюю и, к сожалению, прерванную "русскую" традицию изучения Египта чрезвычайно важно еще и потому, что именно в этой стране возникла вся монастырская культура, составляющая важную часть восточного (православного) и вообще христианского мира.
"Там до наших дней дошли, не прекращая своей жизни, первые монастыри, которые зародились в египетской пустыне и в дальнейшем стали образцом для Запада и Востока: это монастыри св. Антония, св. Павла Сирийского и св. Пахомия", - пояснил ученый.
По его мнению, возвращение российских ученых и реставраторов в Египет поможет россиянам "осознать важность этого огромного мира, который в силу разных причин оказался на обочине нашего культурного опыта, мира, игравшего огромную роль для всей христианской традиции".

Перу: одноглазая мумия непостижимым образом хорошо сохранилась

27.03.2004 | News.Battery.ru
Находка, сделанная строительными рабочими при рытье котлована под школу на юге Перу, в 127 километрах от города Арекипа, стала крупной археологической сенсацией. Они подняли на поверхность две прекрасно сохранившиеся мумии, пролежавшие в земле, как считают ученые, примерно с 1300 года.
Сотрудница Национального института культуры в Лиме Люси Линарес сообщила журналистам, что речь идет о пятилетнем мальчике и мужчине примерно 35 лет, умерших естественной смертью и похороненных в раздельных могилах на глубине трех метров. Видимо, на этом месте когда-то находилось кладбище. В соответствии с обычаями того времени каждое из тел было закутано в красно-голубую альпаку (шерстяную накидку) и перевязано веревкой. В одежде мужчины археологи нашли остатки зерновой шелухи, а также мешочки с семенами, прикрепленные к поясу, что дало им основание сделать предположение о его принадлежности к крестьянскому сословию.
Самое же любопытное заключается в том, что обе мумии не просто оказались в прекрасном состоянии. У мужчины даже сохранился один глаз, который был открыт, что немало смутило строительных рабочих, когда они увидели взиравшего на них мертвеца из давно минувшей эпохи. А при дальнейшем исследовании оказалось, что века пережили не только внутренние органы мужчины, но даже его подкожные жировые отложения. По словам ученых, с подобным феноменом в Перу, где за последние годы найдено множество мумий, относящихся к культуре инков, они встретились впервые.
Государство инков в Южной Америке просуществовало несколько веков и было покорено испанскими завоевателями в ХVI веке.
В мартовском номере американский журнал "Нэшнл джиогрэфик" сообщил о нескольких десятках мумий, найденных в окрестностях перуанской столицы Лимы. По мнению археологов, им удалось обнаружить самое большое из когда-либо раскопанных в Перу кладбищ периода инков. Ему примерно 500 лет. А до инков в прибрежной полосе, протянувшейся на 273 километра с севера Чили на юг Перу, в период 800-1300 годов обитали чирибайя. Именно к ним, как утверждают ученые, и принадлежали мумии мальчика и мужчины.
Сенсационная находка была выставлена для всеобщего обозрения в Национальном институте культуры всего на полчаса, после чего ею занялись исследователи. Один из вопросов, на который им предстоит дать ответ, - почему именно эти две мумии в отличие от всех других, найденных в Перу, так хорошо сохранились.

Египет: уникальная находка археологов

30.03.2004 | News.Battery.ru
В Египте близ города Асуан обнаружена древнейшая каменоломня и порт. Ученые считают, что именно отсюда тысячелетия назад египтяне брали строительный материал для возведения знаменитых пирамид и храмов в Карнаке и Луксоре. Раскопки одного из таких храмов проводились в Асуане в шестистах километрах от Каира. Археологам пришлось извлечь более ста кубических метров песка прежде, чем сделать исторические открытия. Помимо первой каменоломни, найден еще и древний порт на реке Нил, откуда каменные глыбы доставлялись на север, а обнаруженные настенные рисунки, например, дельфин, говорят о том, что на строительстве храмов и пирамид работали люди, населявшие Средиземноморье.

МАРТ / 2004