Главная страница

<<Назад

Египет

     
РАМСЕС XI (ок. 1105—1078 гг. до н.э.)

XX династия, Новое царство

Эпоха Рамсеса XI

Последний фараон династии Рамессидов, правлением которого завершается блестящая эпоха Нового царства, был властителем Обеих земель достаточно долго — известен 27-й год его владычества. Возможно, он был сыном Рамсеса X; как и деда, его звали Хаэмуас.

Тронное имя царя, казалось, собрало все наследие двух великих династий: Менмаатра Сетепенптах Рамсес Хаэмуас Мерерамон: Менмаатра было престольным именем Сети I, Хаэмуас напоминало о Рамсесе IX и многочисленных принцах, носивших это имя при Рамессидах. Супругой фараона была царица Бакетверенре (II).1

Рамсес XI взошел на престол на 20-й день третьего месяца сезона шему.2 Его правление разделяется на две части: первая, состоящая из 18 лет, во время которых в Верхнем Египте царила абсолютная анархия, а, возможно, была и гражданская война; вторая, начавшаяся после 19 года правления Рамсеса, стала временем начала владычества на юге знаменитого вельможи Херихора, получившего по воле царя должность верховного жреца Амона-Ра.3 Этот второй период был настолько противопоставлен предшествующей эпохе междоусобиц, что получил особое название Ухем месут (wHm mcwt), эра “Повторения рождений”, или же просто “Возрождение”. Первый год этого нового летоисчисления совпадает с 19-м годом правлением Рамсеса XI, однако, видимо, начало “эры Возрождения”, не было связано с очередной годовщиной восшествия царя на престол; это нововведение было определено гораздо более глобальными переменами в жизни всего египетского общества.4

Ничего не известно о правлении Рамсеса XI вплоть до его 9-го года, когда произошли крупные кражи в Рамессеуме и Мединет Абу.5 Обстоятельства, при которых стали возможными ограбления таких важных комплексов, были всего лишь малым эпизодом из тех огромных беспорядков, которые документы называют “войной великого жреца6 и которые, безусловно, были связаны с “притеснением”, а затем и исчезновением с политической арены верховного жреца Амона Аменхотепа.7 Определить продолжительность беспорядков на основании имеющихся документов невозможно. Предположительно, их центральное событие — “притеснение” Аменхотепа имело место между 17-м и 19-м годами правления Рамсеса XI.8

 

“Война верховного жреца”

Согласно одной из многочисленных гипотез, верховный жрец Аменхотеп, в виду вспыхнувшего в Фивах восстания, попросил помощи у Рамсеса XI, находящегося на севере страны; фараон призвал в Египет войска наместника Нубии Панехси, чтобы восстановить порядок в Фивах и возвратить власть Аменхотепу. Панехси же, воспользовавшись сложившейся ситуацией, попытался подчинить Фивы своей собственной власти, что отнюдь не входило ни в распоряжение Рамсеса XI, ни в планы пророка Аменхотепа.9 Другая гипотеза представляет события совершенно в ином свете: Панехси специально подготовил волнения в Фивах, для того, чтобы захватить их, провозгласив себя “восстановителем порядка”, причем “выступил со своей армией против верховного жреца Амона, оккупировал Фивы и их окрестности и претендовал на высшее руководство армией... Несомненно, что Рамсес XI признавался... Панехси, и потому его интервенция была направлена не против обоих, царя и верховного жреца, но только против последнего... Равно возможно, однако, что Рамсес XI сам обратился к Панехси как к единственному фактору, способному сдержать или потеснить Аменхотепа. Пережил ли Аменхотеп “подавление”, невозможно узнать. Не существует, однако, доказательства того, что он был когда-либо вновь верховным жрецом Амона-Ра”.10 Вопрос (об этих событиях – В.С.) до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так или иначе, “это привело к “войне верховного жреца Аменхотепа”, которая еще годы позднее вспоминалась как событие, которое глубоко укоренилось в памяти населения Фив. Фиванцы стояли на стороне верховного жреца и сражались против Панехси... Мединет Абу как укрепленный пункт сопротивления верховного жреца был взят штурмом, и борьба распространилась вплоть до среднего Египта, где должен был пасть город Хардаи (Кинополь — В.С.). Население устремилось в Фивы, спасаясь от победоносных солдат Панехси, которые, в свою очередь, стали грабить гробницы и храмы. Верховный жрец Аменхотеп, очевидно, в этих сражениях погиб, так как более он не упоминается. В 12-й год правления Рамсеса XI Панехси, однако, был все еще господином Фиваиды”,11 носил почетные титулы “опахалоносец справа от Его Величества, писец царя, военачальник, распорядитель житниц фараона, царский сын Куша, начальник южных стран, глава войск фараона”, которые были более чем неподобающими обыкновенному наместнику Нубии.12 Вскоре он получает и должность верховного жреца Амона-Ра,13 что подтверждает вторую реконструкцию событий.

Фивы переживали страшные времена. На втором году так называемого “Возрождения”, некий стражник дома фараона и жрец уаб говорит: “Я вышел из “Дома Фараона”, когда пришел Панехси и притеснил моего господина, хотя он не совершил никакой оплошности”.14 Множество горожан было убито во время ничем не оправданных зверств; оказавшие сопротивление были казнены по приказу военного суда.15 Вероятно, только теперь Рамсес XI понял, какую опасность для него самого представляет Панехси. На 17-м году правления фараон посылает к нему из Пер-Рамсеса придворного виночерпия Иенеса с письмом, в котором просит изготовить “паланкин великой богини” и погрузить его на присланный с вельможей корабль; для художников, занятых этой работой, царь также высылает необходимые материалы — драгоценные камеи и цветы.16 Поистине страшно звучит это послание не затронутого войной “властителя” на фоне рек крови, льющихся в Фиваиде.

Спустя два года положение Панехси изменилось: он все-таки был признан врагом. Отныне в документах “эры Возрождения” его имя всегда детерминируется иероглифом врага ; он был оттеснен на юг. Некоторое время спустя против него даже были посланы войска.17

 

Херихор и Паианх: эра “Возрождения”

По инициативе царя в Фивах была установлена новая власть военачальника Херихора, усилиями которого Панехси был вытеснен на юг. Рамсес XI собственной персоной посетил Фивы, чтобы увидеть последствия войны. Одним из первых решений, принятых в эру “Возрождения”, было создание трибунала по делам об ограблении царских усыпальниц: преступники проникли даже в гробницы Сети I и Рамсеса II. В Долине цариц грабители дошли до того, что разорвали на куски и разделили серебряный саркофаг царицы Хабадилат, гробница которой подверглась набегу воров уже не в первый раз. Причиной этих невероятных преступлений против умерших был столь же страшный голод среди живых.18 Особо тяжелые преступления в некрополе совершали остатки разбитых войск Панехси. Обычные грабители, действовавшие маленькими группками по пять-восемь человек, не смогли бы разбить и перевернуть многотонный гранитный саркофаг Рамсеса VI. Священные масла, обильно использовавшиеся при погребении, стекли к стенке, оказавшейся в горизонтальном положении, в результате чего сдвинутая крышка гроба разбилась вдребезги. Сохранившиеся царские мумии были на скорую руку отреставрированы в Мединет Абу.19 Шесть лет спустя, другими словами, на 6-м году “Возрождения”, мумии Сети I и Рамсеса II, лишенные практически всех ювелирных изделий и драгоценных амулетов, были положены в новые скромные деревянные саркофаги и перезахоронены в тайнике Дейр эль-Бахри 320. Реставрация коснулась всех областей жизни страны: на 5-м году “Возрождения” старейшина Зала Унуамон отправился в город Библ за благородным ливанским кедром для восстановления великой парадной ладьи бога Амона Усерхет.20

С появлением в Фивах Херихора и началом эры “Возрождения” были возобновлены работы в храме бога Хонсу в Карнаке, практически достроенном при Рамсесе XI. Вскоре Херихор принимает царскую титулатуру, в первом картуше которой выписывался только его титул “Первый пророк Амона”, а во втором “Сын Амона, Херихор”.21 Однако в храме Хонсу эта специфическая титулатура не афишировалась и использовалась только в портике двора за башнями пилона. В гипостильном зале храма Амона картушами Херихора были покрыты базы нескольких колонн.22 В других городах Египта никаких упоминаний о Херихоре не найдено.

О происхождении Херихора мы почти ничего не знаем. Неизвестно, как и когда завершился его жизненный путь: погребение Херихора не обнаружено. Однако некоторые гипотезы относительно его семейных связей и легитимизации его власти можно построить, имея в виду, что супруга Херихора, госпожа Ноджемет, была дочерью “притесненного” верховного жреца Амона Аменхотепа и его супруги, “главной гарема (певиц) Амона-Ра, царя богов” Хереры.23

На 7-м году “Возрождения”, т.е. на 25-м году номинального царствования Рамсеса XI в Фивах появляется новый вельможа — Паианх, который получил все титулы своего отца (?), или, по крайней мере, предшественника — Херихора, став верховным жрецом царя богов.24 Вероятно, это говорит о кончине Херихора, произошедшей еще при живом Рамсесе XI. Cледует также отметить, что между смертью Херихора и установлением власти Паианха, обязанности верховного жреца Амона выполнял Несамон, сын верховного жреца Рамсеснахта и младший брат пророка Аменхотепа25, который и позже, став вторым жрецом бога, в тексте известного памятника об оракуле Амона, назначающем на должность писца, его тезку, ассистирует Паианху:

Носитель опахала справа от Его Величества, царский сын Куша, первый пророк Амона-Ра, царя богов, военачальник, властитель, Паианх правогласный, второй жрец Амона-Ра Несамон, жрец уаб, писец хранилища дома Амона Несамон. Амон-Ра, владыка престолов Обеих Земель, находящийся в Карнаке, владыка неба, царь богов, предвечный повелитель Двух Земель, создавший все сущее. Год 7-й эры Ухем месут, третий месяц сезона шему, день 28-й при величестве этого царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра Сетепенптаха Рамсеса Хеканечериуну. (День) выхода этого почтенного бога Амона-Ра, царя богов, утром на празднике его великолепном “Опет Его Величества”.26 Был установлен бог великий на переносной платформе. Обратился к нему военачальник Паианх правогласный, сказав: “О, благой владыка мой, сделай утверждение по поводу слов относительно твоего (имущества (?))!” Великий бог дважды заметно кивнул. Затем зачитали (?) список слуг всех дома его перед ним. Отказал (он) учитывающим (rwDw) божественные приношения. (Обратился) он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “О, благой владыка мой, было ли отказано учитывающим божественные приношения?” И бог великий дважды заметно кивнул, тогда как были они повторены перед ним полностью. Сделал он утвердительный знак относительно Несамона правогласного, (сына) Ашехет правогласного, бывшего писцом хранилища дома Амона. И повторил он (т.е. Паианх — В.С.), сказав: “Назначен ли он писцом хранилища дома (Амона), на место предков его?” И бог великий (дважды) заметно кивнул ... дважды”.27

На 10-м году “Возрождения” Паианх предпринял поход в Нубию. Сохранилась его переписка с отцом и сыном “писцами некрополя” Джхутимесом и Бутехамоном. В письмах он осведомляется о происходящем в Фивах.28 Уничтожить Панехси, если это входило в его планы, ему не удалось. Гробница Панехси, последнего “царского сына Куша”, сохранявшего свою реальную власть в Нубии, обнаружена в Анибе, административном центре южных земель.29

Панехси, Херихор и Паианх были людьми, определявшими ход истории во времена правления Рамсеса XI. Конечно, существовали и другие вельможи. Помимо двух последних, носивших титул везира, известны еще три человека, находившихся на этой должности: первый, Небмаатранахт был везиром первые два года эры “Возрождения”, его имя зафиксировано на покровах “отреставрированных” царских мумий. Двое других, Рамсес-Ментуэрхатеф и его сын Уненнефер сменили на посту везира Рамсеса XI Хаэмуаса; в свою очередь, их преемником стал Небмаатранахт. Мы практически ничего не знаем об их деятельности.30

В связи с бурными событиями в Фивах мы плохо осведомлены о событиях, происходивших при Рамсесе XI в остальных регионах страны. Сам царь, обозрев ужасы исчезающего в пепле и крови великолепия и божественности Фив, еще до смерти Херихора вернулся на север в Пер Рамсес, под опеку возвысившегося вельможи Несубанебджеда, основавшего после смерти царя XXI династию. Помимо храма Хонсу, памятники Рамсеса XI в долине Нила практически не встречаются.31

Последняя усыпальница фараона в Долине царей

Рамсес XI, видевший собственными глазами страшное разорение гробниц своих предков в Долине царей, стал, вероятно, первым царем, выбравшим для собственного захоронения север страны:32 его усыпальница в фиванском некрополе (KV4) не была завершена. Она открыта еще с древности и служила какое-то время прибежищем для коптских монахов. Гробницу пытался узурпировать верховный жрец Амона Пайноджем I, сын Паианха, но по неизвестным причинам не осуществил задуманное.33 KV4 состоит из трех коридоров, помещения “ложной шахты”, первого колонного зала и самой погребальной камеры, потолок которой поддерживают четыре столба. Несмотря на традиционное в общих чертах построение помещений гробницы, в ней имеются некоторые уникальные особенности: понижающийся уровень второго коридора, резкий трехчастный спуск в погребальный покой, в полу которого находится глубокая (10 м) погребальная шахта неизвестного предназначения. Стены первых коридоров гробницы покрыты желтой штукатуркой, поверх которой сделаны красной краской наброски нескольких сцен. Царь предстает перед божествами, среди которых — Хоремахет с четырьмя головами овна. С левой стороны первого коридора усыпальницы в низком рельефе представлены богиня Маат, коленопреклоненная на стеблях геральдического цветка Верхнего Египта — лотоса и сам Рамсес XI перед Ра-Хорахте, открывающие текст Литаний Ра.. Отделка в остальных помещениях гробницы отсутствует. При расчистке KV4 в 1979 году экспедицией Бруклинского музея были обнаружены сосуды с именами Тутмоса I и Рамсеса II, фрагменты саркофага фараона-женщины, возможно, Хатшепсут, другие предметы, свидетельствующие о том, что незавершенная гробница долгие годы служила складом для остатков погребального инвентаря из разграбленных царских гробниц XVIII династии.34 “Дом Вечности” Рамсеса XI был последним царским погребением, сооруженным в Долине царей.

 

“Возрождение” или упадок?

Эра Ухем Месут ненадолго пережила своего основного вдохновителя — Херихора. Седьмой год “Возрождения”, совпадающий с 25-м годом правления Рамсеса XI, стал последним. Уже через два года в официальных документах нет и намека на новое летоисчисление, и памятники вновь датируются только 27-м годом призрачного правления фараона Рамсеса XI.35

После Рамсеса XI в Египте началось параллельное правление семейства верховных жрецов в Фивах и новоиспеченной XXI династии, так старавшейся доказать свое фиктивное происхождение от Рамсесов, в Танисе. XXII династию (945—712 гг. до н.э.) основали ливийцы, XXV династию (747—716 гг. до н.э.) — кушиты; после ассирийского нашествия и короткого “Саисского ренессанса” XXVI династии (664—525 гг. до н.э.), Египет стал подданным персидского царя, а затем влился, быстро теряя самобытность, в пестрый и шумный греко-римский мир.

          

1 Dodson A., 1987, p. 225, 228.
2 Cannuyer Ch., Encore la date de l’accession au trone de Ramses XI.// GM 132 (1993), .s 19-20.
3 Wente E., The Suppression of the High Priest Amenhotep.// JNES, pp. 73-87; Aldred C., 1979, pp. 92-99.
4 Cannuyer Ch., 1993, p. 20.
5 Peet T., 1930, p. 155.
6 Peet T., 1930, p. 155.
7 Одна из гипотетических реконструкций событий этого времени была предложена И.А. Стучевским. См: Стучевский И.А. “Притеснение” “Первого жреца” Амуна Аменхотепа и вторжение войск “царского сына Куша” Панехси.// ВДИ 1 (1983), с. 3-19.
8 Vandersleyen Cl., 1995, p. 644.
9 von Beckerath J., Tanis und Theben. Historische Grundlagen der Ramessidenzeit in Ramessidenzeit in Agypten. AA 16 (1951) s. 93.
10 C erny J., 1975, р. 30.
11 Helk H., Geschichte des Alten Agypten. Leiden-Koln, 1968, s.203.
12 Белова Г.А., 1988, с. 188.
13 Ibid., c. 188.
14 Peet T., 1930, p. 125.
15 KRI VI, 827, 7.
16 Wente E., Letters from Ancient Egypt. Atlanta, 1990, no. 39.
17 Vandersleyen Cl., 1995, p. 646.
18 Peet T., 1930, p. 143-153.
19 Taylor J., Aspects of the History of the Valley of the Kings in the Third Intermediate Period.// After Tut’ankhamun. Research and Excavation in the Royal Necropolis at Thebes. (Ed. by C.N. Reeves). London, 1992, pp. 186-206.
20 Литературная форма отчета вельможи хранится в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Инв. I, Iб, 120); перевод “Путешествия Унуамона” и комменарий см: Сказки Древнего Египта. Сост. Беловой Г.А., Шерковой Т.А. — М., 1998, с.117-130, 264-274.
21 Стучевский И.А., Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. — М., 1984, с. 119-121.
22 Roth A., 1983, pp. 43-45; KRI VI, 730.
23 Helk W., 1968, s. 303; иного мнения придерживается И.А. Стучевский (1984, с. 124-132.)
24 Kitchen K., 1986, p. 569.
25 Bell L., Only one high priest Ramessenaht and the second prophet Nesamun his younger son.// Studies in honor of Charles F. Nims. Serapis 6 (1980), pp. 16-27.
26 О большом празднике Амона Опет см: Монтэ П., Египет Рамсесов. — М., 1989, с. 288-292.
27 Nims Ch., An Oracle Dated in “The Repeating of Birth”.// JNES 3 (1948), pp. 157-162. Об оракулах в Древнем Египте см: Лурье И.М., 1960, с. 67-90; Монтэ П., 1989, с. 280-284.
28 Wente E., Late Ramesside Letters. Chicago, 1967, pp. 16-17.
29 LД III, s. 635.
30 Janssen J., Vizier Mentehetef.// JEA 53 (1967), p. 163-164.
31 KRI VI, 731.
32 Ни настоящее погребение, ни мумия Рамсеса XI не обнаружены. Цари следующей, XXI династии в качестве места для погребения выбрали храм Амона в Танисе, своей столице. См: Stierlin H., Ziegler Ch., Tanis, tresors des pharaons. Paris, 1987.
33 Ciccarello M., The Graffito of Pinutem I in the Tomb of Ramesses XI. San Francisco, 1979.
34 Ciccarello M., Romer J., A Preliminary Report of the Recent Work in the Valley of the Kings. San Francisco, 1979.
35 Wenig S., Einige Bemerkungen zur Chronologie der fruhen 21. Dynastie.// ZAS 94 (1967), s. 134-139.
Материал предоставил: Виктор Солкин

 

<<Назад

Египет

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга