Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 3 из 14

 
РАМСЕС II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.)
   

Хронология правления

Принц Рамсес при Сети I

Начало самостоятельного правления

Семья Рамсеса II

Военная деятельность Рамсеса II

Дипломатия в Азии

Нубия при Рамсесе II

Триумвират городов

Рамсес II и Долина Нила: строительство и памятники

Религиозная политика

Вельможи двора Рамсеса II

Погребение Рамсеса II

Рамсес Великий и его наследие

Итоги царствования Рамсеса II

Начало самостоятельного правления Рамсеса II

Со смертью Сети I, произошедшей, вероятно, на севере страны, Рамсес II вступает в полные права властителя египетского государства. По рельефам гипостиля храма Амона в Карнаке можно в общих чертах реконструировать церемонию царской коронации: “для совершения этой церемонии из молелен, находившихся в глубине храма, в его главный зал были вынесены ладьи со статуями Амона, его жены богини Мут и их сына Хонсу, а также статуи других пятнадцати богов, почитавшихся в Карнаке. Здесь же была поставлена и большая статуя умершего отца Рамсеса II, фараона Сети I. Затем мы видим, как жрецы в масках богов вводят за руки Рамсеса II. От имени Амона главный жрец произносит торжественную речь, в которой Амон объявляет Рамсеса II своим сыном и говорит о своем решении возвести его на престол Египта. Жрец, играющий роль бога Тота, с лицом, скрытым под маской, изображающей голову ибиса, записывает речь Амона на папирусе и протягивает свиток статуям богов, от лица которых другой жрец принимает папирус для хранения в архиве храма. Первая часть обряда закончена, статуи пятнадцати богов возвращаются в молельни, и Рамсес приносит жертву статуе своего отца. Затем Рамсес подходит к статуе Амона, приносит жертву и... оглашает список даров, которые он по случаю своего вступления на престол дарит храму Амона. После этого начинается сама коронация. Статуи Амона, Мут и Хонсу помещаются на особом возвышении под балдахином, и жрец Амона, обращаясь к Рамсесу, произносит от имени Амона главные слова обряда: “Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моем престоле, владыка Египта!” Рамсес стоит в это время на коленях перед статуями богов. Рядом с ним ставят кадку с деревом — персеей (деревом Ишед — В.С.), считавшейся священной, так как она изображала небесную персею, которая, согласно легенде, росла на небе. Жрец, играющий роль Тота, после речи Амона подходит к персее и записывает на ее листах полную титулатуру нового фараона и принятые им пять царских имен. Затем Рамсесу подают скульптуру, изображающую иероглифы, которые составляют его новое тронное имя, и он начинает ползком приближаться к статуе Амона и, толкая перед собой эту скульптуру, оставляет ее у ног Амона, принося ему таким образом в дар свое имя, т.е... самого себя. После этого на молодого фараона надевают царские короны, он поднимается на престол, и садится на него между двумя жрицами, изображавшими богинь. И эти жрицы, и все остальные жрецы... в торжественных словах обещают царю счастливое и долгое царствование, свою помощь и защиту. Обряд заканчивается приношением заключительных жертв и прославлением нового царя”.11

В первый год правления Рамсес сопровождает мумию отца в Фивы, там он принимает участие в празднике Опет, назначает нового великого жреца храма Амона Небуненефа. Крупные строительные работы начинаются в храме Амона в Луксоре, закладывается Рамессеум; продолжается отделка поминального храма Сети I в Курне, гипостильного зала в Карнакском храме. Множество святилищ строится в Нубии: основан храм в Бет эль-Вали, создана небольшая капелла в Гебель Сильсилэ рядом с отцовской. Рамсес совершил путешествие по Нилу; остановившись в Абидосе, он завершил декорировку отцовского храма, и заложил неподалеку свой собственный.

С начала царствования Рамсеса II одно из царских имен – “Усермаатра” иногда дополняется эпитетами “образ Ра”, “наследник Ра”. Появившийся на памятниках конца второго года правления эпитет “избранный Ра” — Сетепенра сохранится навсегда в царской титулатуре и является важным критерием для датировки ранних памятников Рамсеса II.12
  

11 Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996, с. 214-215.

12 Vandersleyen Cl., 1995, pp. 516-517.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 3 из 14

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга