Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 7 из 14

 
РАМСЕС II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.)
   

Хронология правления

Принц Рамсес при Сети I

Начало самостоятельного правления

Семья Рамсеса II

Военная деятельность Рамсеса II

Дипломатия в Азии

Нубия при Рамсесе II

Триумвират городов

Рамсес II и Долина Нила: строительство и памятники

Религиозная политика

Вельможи двора Рамсеса II

Погребение Рамсеса II

Рамсес Великий и его наследие

Итоги царствования Рамсеса II

Нубия при Рамсесе II

Нубия — земли золота Вават и Куш — интересовала Рамсеса II на всем протяжении его царствования. Отсюда Египет получал ценнейшее сырье — драгоценные металлы, дорогое дерево, слоновую кость, полудрагоценные камни, страусовые перья, а также “животных для экзотических садов Его Величества” и многое другое. Нубийцы были признанными мастерами корабельного дела: многочисленные верфи, расположенные недалеко от Кубана, сделали город Сиену (совр. Асуан) крупным торговым центром африканского континента. Остров Абу, названный греками Элефантиной, был резиденцией бога-гончара Хнума, “Владыки порогов”, и его семьи — богинь Сатет и Анукет.

Если от Сети I там остались едва различимые следы деятельности, то для его сына с самого начала правления эта земля стала местом грандиозных строительных работ, посвященных, прежде всего, четырем воплощениям Хора Нубии: Хор Баки (Кубан), Хор Миама (Аниб), Хор Меха (Абу-Симбел), Хор Бухена (Вади Хальфа). В Нубии Рамсес II воздвиг семь храмовых комплексов: шесть совершенно новых и один — Вади эс-Себуа, включивший в себя ряд более ранних построек.119 Эти храмы были символами набожности и, одновременно, самовозвеличивания царя. Все они, за исключением комплекса в Дерре, расположены на левом берегу Нила.

Наиболее древний храм — в Бет эль-Вали был построен в течение двух первых лет царствования Рамсеса; он находится чуть выше огибаемого Нилом гранитного порога Баб эль-Калабша.120 Посвященный Амону, этот храм состоял из кирпичного пилона, крытого зала, гипостиля и святилища. Перед строительством Асуанской плотины храм был перенесен в район Новой Калабши.

Второй — грандиозный комплекс в Абу-Симбеле.121 Сложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Вероятно, сначала специально обученные бригады рабочих обследовали гору, и лишь после этого в финале работ появился храм, вырезанный в толще скалы на длину 60 метров с фасадом, представляющим собой трапецию шириной 35 и высотой 30 метров. Многие годы пошли на создание этого фасада с четырьмя гигантскими колоссами. В начале правления Рамсеса был грубо вырублен фасад, высечены в скале залы и святилище. Гигантские осирические колоссы царя, поддерживающие потолок первого зала, были готовы к 5-му году, эпохе битвы при Кадеше, изображенной на северной стене зала и ставшей отправной темой для остальной декорировки. Только после сооружения этого зала царь начинает фигурировать среди божеств как равноправная божественная субстанция, а сам храм получает название “Дом Рамсеса, возлюбленного Амоном”.

“... Вот, что до Его Величества, да будет он жив, невредим и здрав, был он бодрствующим в поисках любого момента удачного, творя вещи прекрасные для отца своего, Хора, владыки Меха, воздвигая для него дом миллионов лет в этой горе Меха; никто не делал подобного до сына Амона, господина... Его мощь над всеми странами; приводят для него множество работников из числа плененных дланью его в разных странах. Наполнил он дома богов выходцами из Речену. Приказал он затем слуге царскому, Рамсесу-аша-хеб-седу, снабжать землю Куша заново во имя Его Величества, да будет он жив, невредим, здрав. Сказал он (т.е. слуга): “Хвала тебе! О бодрствующий царь Египта, солнце Девяти Луков. Не было бунтовщика во времена твои, умиротворена страна каждая. Отец твой, Амон, приказал для тебя, чтобы все земли были повержены под стопы твои; даровал он тебе юг и север, запад и восток и острова в середине моря…”122

Окончательная отделка храма, а также “Брачная стела” Рамсеса II, посвященная, как уже упоминалось, браку фараона и хеттской принцессы, датируются 34-м годом.123 Если верна гипотеза К. Китчена, гласящая, что храм был “открыт” к 24-му году правления Рамсеса, становится очевидно, что царь всячески подчеркивал свою божественность задолго до своего первого празднества Сед: практически все изображения стен второго зала, вестибюля и святилища были подчинены теории и практике этого обожествления. Во всяком случае, группа четырех божеств, вырубленная в святилище — Птах, Амон, Рамсес и Ра-Хорахте была явно заранее спроектирована, так как здесь любая переделка сразу бы выделялась.124 Для большей демонстрации божественности Рамсеса II, фигура бога Ра-Хорахте, выполненная в высоком рельефе на фасаде храма над входной дверью составляет вместе с фланкирующими иероглифами Усер и Маат скульптурное изображение одного из имен царя; сам фараон с двух сторон подносит божеству фигуру увенчанной солнечным диском Маат, которая, подчиняясь логике этого “ребуса обожествления”, держит в руках не традиционный анх, а знак усер.

Малый храм Абу-Симбела, находящийся в 150 м к северу от большого, посвящен богине Хатхор и обожествленной в образе Сириуса царице Нефертари.125 Шесть ниш фасада украшены четырьмя восьмиметровыми статуями Рамсеса – “солнца”, между которыми высятся два колосса его супруги – “звезды”. Около обеих статуй Нефертари имеются изображения ее старших дочерей — Меритамон и Хенуттауи, в то время как около Рамсеса стоят сыновья — Аменхерхепешеф и Мериатум. Колоссы царя имеют свои собственные имена: Хека-тауи-мери-Амон – “Владыка Обеих земель, возлюбленный Амоном” и Ра-эн-хекау-мери-Атум – “Солнце властителей, возлюбленный Атумом”. Образ обожествленного Рамсеса II присутствует и на некоторых рельефах, где он изображен с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо — признаком божественности. Саму Нефертари на одном из рельефов коронуют убором звезды Сириус богини Хатхор и Исида. В святилище вместе с Нефертари Рамсес подносит дары статуе божественной коровы Хатхор; он еще не вошел на равных правах в мир богов: возможно, это говорит о более ранней дате создания храма.

Оба храма были высечены в горных массивах, задолго до этого считавшихся священными: Меха (большой храм) и посвященном богине Хатхор Ибшеке (храм Нефертари) на севере. Несомненно, что комплекс Абу-Симбела был также связан с празднеством паводка Нила: священное половодье Хапи вызывалось и поддерживалось богами и ритуалами “домов Рамсеса, возлюбленного Амоном”.126

Два раза в год луч встающего на востоке солнца проникал в святилище большого храма Абу-Симбела и освещал все статуи святилища, за исключением Птаха, который здесь отождествлялся с силами загробного мира.

Остальные храмы Рамсеса II в Нубии полускальные — частично вырубленные в горном массиве, а затем дополненные традиционными архитектурными элементами. Все они достаточно поздние, их декорировка, выполнялась местными мастерами иногда на довольно низком уровне.

Комплекс в Герф Хуссейне – “храм Рамсеса, возлюбленного Амоном во владениях Птаха”, состоял из пилона, открытого двора, украшенного стоящими колоссами царя с негроидными чертами лиц, зала с осирическими колоссами, подобными Абу-Симбелу, и нескольких небольших помещений, предшествовавших святая святых.127 В святилище храма сохранились фигуры основных почитавшихся здесь божеств: Птах, обожествленный Рамсес II, Птах-Татенен и Хатхор. Работами по возведению храма, вероятно между 35 и 50 годами правления царя, руководил наместник Сетау. К сожалению, большая часть храма не была спасена перед строительством Асуанской плотины и в настоящее время покоится под водами озера Насер.

Храм Вади эс-Себуа, “дом Рамсеса, возлюбленного Амоном во владениях Амона” был посвящен особой ипостаси фиванского божества — Амону Путей, покровителю странников и караванов. Здесь Рамсес II продолжил строительство, начатое еще при Аменхотепе III, воздвигнув собственный храм в 150 м к северу от более древнего святилища. Комплекс состоит из великолепной аллеи сфинксов в коронах Верхнего и Нижнего Египта, трех пилонов, дворов и высеченного в скале гипостильного зала, позже превращенного в коптский храм. Статуи в святилище были, к сожалению, варварски уничтожены коптскими монахами, и лишь несколько фрагментов позволяют предположить, что это были образы Амона, Ра-Хорахте и самого Рамсеса II. Любопытный текст, относительно постройки храма в Вади эс-Себуа сохранился на стеле военачальника Рамосе, который участвовал в подготовке строительства:

“Год 44: — Его Величество приказал поверенному своему, Наместнику Нубии, Сетау, вместе с воинами из личной свиты Рамсеса II “Амон, защитник (своего) сына”, дабы он захватил пленных из земель Ливийских для постройки храма Рамсеса II во Владениях Амона; также приказал военачальнику Рамосе подготовить (?) силы из личной свиты — вот, Рамосе”.128

В процессе работ по спасению памятников Нубии, храм был полностью перенесен на новое место в 4 км к западу от старого.129

Храм в Дерре, возведенный “Рамсесом, возлюбленным Амоном во владениях Ра”, как и многие другие памятники Нубии во второй половине своего царствования, своим планом и декорировкой напоминает Абу-Симбел.130 В святилище сохранились статуи Ра-Хорахте, Рамсеса II, Амона и Птаха. В 1964 году храм был разобран и возведен заново в районе Амады. В процессе расчистки комплекса были выявлены превосходные рельефные композиции, хорошо сохранившие свою первоначальную цветовую гамму. Работами по сооружению святилища руководил царский наместник Иуни.

Южнее Абу-Симбела находится храм в Акша, посвященный “Рамсесу, богу Нубии”131, комплекс западной Амары132; постройки Рамсеса II имеются также в Анибе133, Фарасе134, Бухене135, Пнубсе136, Каве и Гебель-Баркале.137

Долгое время Нубия была стабильным и спокойным регионом. Военные кампании, направленные на подавление мелких восстаний, скорее можно назвать “полицейскими операциями”. В Акше и Амаре упомянута и экспедиция в благодатную страну благовоний Пунт.138

Нубия управлялась, как и раньше, “царскими сыновьями Куша”, которые руководили царскими постройками в регионе, добычей золота, следили за уровнем производительности труда на различных других работах.139 В течение долгого царствования Рамсеса II Нубией управляли девять наместников: Аменемипет, занимавший эту должность еще при Сети I и упоминающийся в Бет эль-Вали; Иуни, Хеканахт (до 24 года правления), Пасер (25—34 гг.), Хеви (34—38 гг.) и Сетау (38—63 гг.).140 Время правления Иуни и Хеканахта было относительно спокойным; тогда как при Пасере, Хеви и Сетау Нубию тревожили самые разнообразные события: от военных походов и вплоть до гигантского землетрясения в Абу-Симбеле, произошедшего на 31 году царствования Рамсеса. В результате бедствия обрушилась верхняя часть одного из гигантских колоссов перед входом в большой храм; внутри, в первом зале святилища, потрескались столбы, рухнул второй с севера осирический пилястр царя, пострадал северный угол входного проема.141 Реставрацией храма занимался наместник Пасер, лицо, приближенное к царскому двору в виду его семейных связей с вельможей Аменеминетом, другом детства царя. Кроме того, его собственный дядя Пен-нест-тауи был верховным военачальником египетских войск в Нубии. В итоге треснувшие столбы первого зала храма и поврежденный входной проем были отреставрированы каменщиками, а осирический пилястр возведен вновь. Однако главное повреждение — упавший торс колосса у входа так и осталось нетронутым ввиду колоссальности работ и абсолютной невозможности их проведения. В память о реставрации Пасер приказал воздвигнуть в храме две собственные статуи.142

34-й год правления Рамсеса начался для Нубии новым назначением: “царским сыном Куша” стал Хеви, когда-то сделавший неплохую карьеру в колесничих войсках и носивший титул “посланец царя во всякую чужеземную страну”. Именно он был послан своим владыкой навстречу хеттской принцессе, будущей царице Маатхорнефрура. Воодушевленный заслугами Хеви Рамсес назначил его наместником Нубии, хотя пожилой Хеви не успел особо отличиться на новом посту.

Следующий “царский сын Куша”, Сетау, был гораздо моложе и активнее. Его назначение состоялось на 38-м году правления Рамсеса II. В память об этом по его приказу была высечена грандиозная двойная стела в Абу-Симбеле. Подобно своему царю, Сетау оставил после себя огромное количество памятников — более 70-ти от Эль-Каба, откуда начиналась власть наместника и до Бухена; даже в Саи был найден фрагмент статуи с его именем.143 В Эль-Кабе он построил маленький храм, посвященный возвращению львиноголовой богини, и, возможно, воздвиг пещерный храм с планом, похожим на нубийские храмы Рамсеса II. В самой Нубии он упоминается в надписях Герф-Хуссейна и Вади эс-Себуа. Ему приписывается пещерная молельня в Каср Ибрим.144 В автобиографической надписи от лица Сетау говорится:

“Я был единственным, кого наставлял мой господин... подобно управителю Дворца. Я был воспитанником дворца, когда был я юн... Я был накормлен хлебом и пивом и всякой снедью из царской провизии. Я (?), воистину (?), вышел из школы писцом... Хотя я был молод, я был назначен Старшим писцом Везира; я облагал податями всю страну по великому свитку, соблюдая положенное (?). Я был внимателен (?), говоря обо всем, что было сделано мной. Все дела благие совершал я для Владыки Всего (т.е. царя). Он отметил меня (так как) я совершал приношения всем богам. Я возрос ... в деяниях благих. Их сокровищницы были переполнены добром... Мой Господин отметил меня, ибо был я деятелен,... (заботясь о ) наделах, о полях бесчисленных. Сделал я (так, что) житницы переполнились урожаем... Я не совершал во благо отца против детей; я приказал их (?) детям восхвалять Его Величество.

(Его Величество возвысил меня), сделав меня Верховным Управляющим Амона. Я (служил Амону) Начальником Сокровищницы и Управителем Праздника Амона... Вновь мой Господин увидел заслуги мои... Вот, был я назначен “Царским сыном Куша”... Я управлял рабами в тысячах и десятках тысяч и нубийцами в сотнях тысяч без предела. Я привез всю дань земли Куш в двойной мере. Я приказал (людям) прийти (в покорности), не делал ни один наместник Нубии подобного... Ирем принес дань,… и вождь Акита с женой своей, детьми и всей своей свитой...

Затем (назначили меня возвести Храм) Рамсеса II во Владениях Амона; он был высечен в Западной Горе, создан в вечности и бесконечности, наполнен людьми различными из пленников Его Величества, его амбары, наполненные добром, достигают (небес...). Я полностью (пере)строил храмы владык земли этой, Куша, (которые) были разрушены до этого; они были возведены заново в Великом Имени Его Величества, начертанном на них навечно”.145

В последнюю треть правления Рамсеса II совсем незначительное время “царскими сыновьями Куша” были Хори I, Мернеджем и Анххотеп.

Несмотря на грандиозное храмовое строительство, при XIX династии Нубия уже не играет в жизни египетского государства такой роли, как это было во времена Среднего царства или при XVIII династии. Истощенная вмешательством Египта, с сильно уменьшившимся населением, Нубия, к тому же, страдала от неблагоприятных климатических изменений.146 В тексте Кубанской стелы, датируемой 3-м годом правления Рамсеса II, рассказывается о сложностях при попытке добыть воду для людей, работающих на золотых приисках.147 Впрочем, сами копи к концу Нового царства уже были близки к истощению. Верхняя Нубия — Хенетхеннефер, была практически опустошена.
   

119 Гипотеза о существовании святилища Хора в Абу-Симбеле до Рамсеса II в настоящее время отвергается. См. Christophe L. Abou-Simbel et l’e pope e de sa de couverte. - Bruxelles, 1965, p.194; Christophe L. Les temples d’Abou Simbel et la famille de Ramses II.// BIE 38, 130.

120 Ricke H., Hughes G., Wente E. The Bet el-Wali Temple of Ramesses II, Univ. of Chicago Nubia Expedition I. 1967.

121 PM VII, 95-111.

122 Breasted, 1906, vol. III, p.213.

123 Habashi L. Features of the Deification of Ramses II. 1969, p.7.

124 Kitchen K., 1982, p.135.

125 Desroches Noblecourt Ch., Kuentz Ch. Le petit temple d’Abou Simbel. Le Caire, 1968.

126 Desroches Noblecourt Ch. La Grande Nubiade ou le parcours d’une e gyptologue. Paris, 1992, p.206-207.

127 PM VII, 32-37; El-Tambouli M. Some Remarks on the Temple of Gerf Hussein.// Acts of the First International Congress of Egyptology, Schriften zur Geschichte und Kultur des alten Orients 14, Berlin, 1979.

128 Yoyotte J., Bulletin de la Societe Franc aise d’Egyptologie 6 (1951), pp.9-14.

129 PM VII, 53-64; Gauthier H. Le Temple de Ouadi es-Seboua . Cairo, 1912.

130 PM VII, 84-89; Blackman A. The Temple of Derr. Cairo, 1913.

131 PM VII, 127; Vercoutter J. Excavations at Aksha.// Kush 11/1963, 131-140.

132 PM VII, 157-164.

133 KRI II, 746-747.

134 Karkowski J. A Note on the “Hathor Rock” at Faras. Etues et Travaux, 8/1975. Varsovie, p.117-124.

135 KRI II, 775-776.

136 Maystre Ch. Excavations at Tab, Argo Island 1965-1968. Kush, 15/1967, p.193-199.

137 Hein I. Die Ramessidische Bauta tigkeit in Nubien. Go ttinger Orientforschungen, IV. Reihe. A gypten, 22/1991. Wiesbaden. S.88-96.

138 Vandersleyen Cl., 1995. Vol. 2, p.538.

139 Белова Г.А. Египтяне в Нубии. - М.,1988, с.77.140 Хронологические рамки правлений “царских сыновей Куша” даны по материалам работ Китчена: Kitchen K., 1982, p.135.

141 Christophe L.-A., Abou-Simbel. Brussels, 1965, pp.206-209.

142 Kitchen K., 1982, p.135-136.

143 Белова Г.А.,1988, c.190-192.

144 Vandersleyen Cl., 1995. Vol. 2, p.539.

145 KRI III, 91-94.

146 Vercoutter J. The Gold of Kush. Two Gold-washing Stations at Faras East. Kush 7/1959, p.136-137.

147 Белова, 1988, с.193-195.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 7 из 14

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга