Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 8 из 14

 
РАМСЕС II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.)
   

Хронология правления

Принц Рамсес при Сети I

Начало самостоятельного правления

Семья Рамсеса II

Военная деятельность Рамсеса II

Дипломатия в Азии

Нубия при Рамсесе II

Триумвират городов

Рамсес II и Долина Нила: строительство и памятники

Религиозная политика

Вельможи двора Рамсеса II

Погребение Рамсеса II

Рамсес Великий и его наследие

Итоги царствования Рамсеса II

Триумвират городов

Мемфис

“...Согласно плещут весла нашей барки.
По Нилу вниз плыву с вязанкой тростника.
В Мемфис хочу поспеть и Птаху там взмолиться:
Любимую дай мне сегодня ночью!
Река — вино!
Бог Птах — ее тростник,
Растений водяных листы — богиня Сохмет,
Бутоны их — богиня Иарит, бог Нефертум — цветок.
Блистая красотой, ликует Золотая,
И на земле светло. Вдали Мемфис,
Как чаша с померанцами, поставлен
Рукою бога…”148

Упавший колосс Рамсеса II из храма Птаха в Мемфисе.
Упавший колосс Рамсеса II
из храма Птаха в Мемфисе.

   Увеличить
   

Мемфис, первая столица Египта, располагалась на западном берегу Нила среди зеленеющих полей и безжизненной пустыни, обрамленной цепью пирамидных комплексов, свидетельствующих о древности города. При XIX династии Мемфис переживал новый период своего расцвета, а его покровитель — бог Птах был одним из четырех божеств “государственного пантеона”. К сожалению, от самого города эпохи Рамсеса II до нашего времени сохранились лишь фундамент гипостильного зала большого храма Птаха149, меньшие храмовые здания, посвященные Птах150 и богине Хатхор, Владычице Южной Сикаморы.151 Общие исследования района Мемфиса английскими археологами в 1981 году выявили большое количество архитектурных фрагментов с именем Рамсеса II.

Большой храм Птаха с пристроенным при Рамсесе II роскошным “залом празднеств”, находился в центре города. Именно оттуда происходят два колосса царя, один из которых сейчас стоит на площади Рамсеса в Каире, а второй, лишенный нижней части ног, экспонируется в небольшом музее Мит-Рахины.152

Южнее комплекса Птаха, на берегу Нила находился торговый район Перу нефер — “Добрые пути”, известный своими корабельными верфями. Рядом же находились квартал иноземцев, внутри которого стояли храмы сирийско-палестинских божеств Баала и Ашторет, а также “арсенал”, включавший в себя мастерские и лавки, обслуживающие воинов. В Перу нефер находилось небольшое святилище Амона и уже упоминавшийся великолепный храм богини Хатхор.

К северу от храма Птаха располагались административные здания, прилегающие к великолепному старому дворцу Тутмоса I “Владения Аахеперкара”, резиденции многих поколений царей с пристроенными зданиями “женских домов” Сети I и самого Рамсеса II. Западнее находился древнейший центр города — “цитадель” Инбу Хедж, “Белые Стены” и район Анх-тауи с поминальными храмами царей начиная с Аменхотепа III и до Рамсеса II включительно. Самая северная окраина города была посвящена богине Нейт, где располагался ее храм “К северу от Стен”.

В районе Гизы следы деятельности Рамсеса II в основном сосредоточены вокруг большого сфинкса Хафра, в храме которого царем был установлен культ бога-сокола Хорона. Вероятно, именно отсюда происходит привезенная при XXI династии в Танис знаменитая статуя Рамсеса — ребенка, изображенного под защитой божества в виде огромного сокола.153 Колоссальная незавершенная скульптурная группа Рамсеса и бога Ра-Хорахте, воплощенного в образе царя, была найдена в 1996 году в районе комплекса пирамиды Менкаура.154  

 

Фивы

“... Сильнее Фивы всех иных городов,
Город, владычествующий победами своими;
Город, берущий лук и выпускающий стрелу,
Все подчиняются Фивам из-за мощи их...
Фивы — образец для города любого,
Обе Земли и Река принадлежали им с предвечных времен;
Пески отошли, чтобы расширить городские поля,
Дабы создать землю на изначальном холме появившемся...
Люди создают все города по подобию Города,
И те по этому получают имя “город”,
По подобию Фив, Ока Ра...”155

Фивы, город тысячелетней традиции царской власти, владение фараонов-освободителей начала XVIII династии, в египетских текстах зачастую назывался просто Ниут — “Город”. “Фивы победоносные”, резиденция “царя богов” Амона-Ра, при XIX династии переживали эпоху значительного подъема экономического развития и храмового строительства, пришедшую на смену упадку города во времена амарнской реформы.

Вдоль восточного берега Нила, разделяющего город на две части, располагались зеленые районы царского дворца, домов знати и жречества. С севера они граничили с грандиозным храмовым комплексом Амона в Ипет-Сут (Карнак), а на юге примыкали к Ипет-Ресет-Амон — южному храму Амона (Луксор). 

 

Карнак

Гипостильный зал в храме Амона в Карнаке.
Гипостильный зал в храме
Амона в Карнаке.

   Увеличить
   

Главным объектом работ в Карнаке при Рамсесе II был грандиозный гипостильный зал, в котором завершалась великолепная отделка, начатая дедом и отцом царя.156 Перед большим пилоном (II) были воздвигнуты колоссы, изображающие Рамсеса в сопровождении Бент-Анат, при XXI династии узурпированные жрецом Пайноджемом I.157

 

 

 

 

“...Рамсес, царь могучий, воздвигающий памятники в доме отца своего, Амона, творящий его дом в вечности и бесконечности. Вот, бог благой (т.е. царь) склонил сердце свое к строительству памятников; во сне или бодрствуя не переставал он размышлять о сотворении вещей прекрасных. Это Его Величество отдал приказания и руководил работой. Все намерения его исполнялись незамедлительно, как у отца его, Птаха-к-югу-от-Стены-его, которому подобен он в великолепии создания вещей прекрасных, сотворенных в красоте и навечно. Все страны под ногой твоей, о царь, повелитель Девяти Луков, Владыка Обеих Земель, Рамсес. Воздвиг он это для отца своего, Амона-Ра, Владыки Фив, построив “Храм-Духа-(Iax)-Рамсеса-Мериамона в Доме-Амона-в-Ипет-Сут” из белого песчаника; место отдохновения царя богов, прекрасное убежище для божественной Эннеады, окруженное колоннами; стены его подобны двум горам... Достигает красота его высоты небес... Сказано Амоном: “Смотрите, (боги) вот этот прекрасный, чистый и прочный храм, что сын мой возлюбленный от плоти моей, царь Рамсес воздвиг для меня; его родил я, дабы сотворить прекрасное для дома своего, его создал я по подобию членов своих, дабы праздновать выхождение моего Ка. Вы, (боги) должны наградить его жизнью в умиротворении, вы должны сотворить его будущее, сделать его подобным среди вас. И будет он духом, как вы — духи, и будет процветать имя его, как процветают имена ваши до конца времен и навечно, за то, что он сотворил в Ипет-Сут...” Сказано Рамсесом: “Я сотворил это для тебя с любящим сердцем, как сын заботливый для отца своего...” Да живет благой бог, воздвигающий храмы для отца своего, Амона-Ра”.158

 

Также при Рамсесе II в Карнаке был сооружен небольшой “Храм Рамсеса, Возлюбленного Амоном, Слушающего Просящего”,159 находящийся около восточных ворот комплекса, возведены великолепная аллея овноголовых сфинксов160, храм-периптер у VII пилона, колоссы фараона и царицы Нефертари у XI пилона, а также храм в комплексе богини Мут.161

 

Луксор

Голова колосса Рамсеса II у пилона храма в Луксоре.
Голова колосса Рамсеса II у 
пилона храма в Луксоре.

   Увеличить
   

Перед вторым святилищем Амона, Луксорским храмом Аменхотепа III в царствование Рамсеса II был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи царя.162 Главная ось храма при этом была несколько смещена на восток, так как строительству препятствовало местоположение находившихся перед храмом помещений для ладей богов, выстроенных еще при Тутмосе III. Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II, удачное расположение которых показывает большое внимание зодчего к декорировке фасада: две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные — по две у каждого края пилона — были выполнены из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим. Композицию завершали два огромных обелиска, один из которых был вывезен из Египта в XIX веке и находится на площади Согласия в Париже. Строительными работами в Луксоре руководил зодчий Бакенхонсу:

“... Говорит он (Бакенхонсу): “Я выполнил работы прекрасные в доме Амона, так как был начальником работ моего господина... Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес... Стена его (храма) была построена из камня как нигде в Фивах, был он снабжен водой, наполнены деревьями сады его. Я сделал великие двойные двери из электрона... Я установил в священном дворе перед этим храмом флагштоки великолепные...”163

Известно, что во время праздника Опет Рамсес II лично несколько раз участвовал в переносе золотой ладьи бога из Карнака на Великую барку Усерхет-Амон, которая затем отплывала в Луксор.

 

Рамессеум

Панорама первого двора Рамессеума - заупокойного храма Рамсеса II в Фивах.
Панорама первого двора Рамессеума - заупокойного 
храма Рамсеса II в Фивах.

   Увеличить
   

На западном берегу Фив рядом с утесами “Западной горы” был воздвигнут зодчим Пенра заупокойный храм Рамсеса II, известный под названием “Рамессеум”.164 Этот комплекс намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные царями XVIII династии. В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом: требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затруднено тем, что левая, южная стена двора являлась, как и в храме Сети I в Курне, одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. В итоге фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора — с одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса. Сохранившийся колосс является величайшей египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны “окна явлений”. Через небольшие вестибюли можно было попасть в приемный зал с 16 колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля, была еще дверь, которая вела в личные комнаты царя. В глубине зала был проход в тронный зал. Позади здания дворца был расположен “женский дом” царя. Второй двор Рамессеума, служивший подходом к заупокойному храму, с северной и южной сторон был украшен портиками, имевшими по два ряда папирусообразных колонн; с востока, вдоль пилона — одним рядом колонн и осирическими колоссами, а с запада, перед входом в храм, двумя рядами колонн и осирическими колоссами. Внутренние помещения храма были разделены на три части — одну центральную и две боковые. Три входа из портика вели в гипостиль, имевший 48 колонн, по бокам которого находились помещения для священных ладей и молельни. Как и в храме Амона в Карнаке, центральный неф гипостиля был выше боковых. До наших дней великолепно сохранилась раскраска капителей, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, состоящая из пяти отделов, главное святилище, кладовые. К сожалению, до нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии.

 

Пер-Рамсес-Возлюбленный-Амоном-Великий-Победами

“... Радостно пребывание в столице... Малые там подобны великим. Пойдемте, отпразднуем ее праздники неба и начала времен года... Юноши “Великого Победами” в праздничном одеянии ежедневно... Они стоят у своих дверей, и их руки полны ветвями, зеленью храма и богини Хатхор, букетами “Вод Пехер”... Пребывай, будь счастлив, ходи, не покидай ее, о Усермаатра Сетепенра, Монту Египта, Рамсес, Возлюбленный Амоном, бог!”165

Во времена XIX династии во внутреннем хозяйственном развитии Египта происходит важное изменение: Дельта из достаточно заброшенного района166 стала местопребыванием двора и большой части высшего чиновничества. Еще более оживился этот район во время войн с царством Хатти, когда количество войск, расположенных в Нижнем Египте сильно увеличилось. Все это не могло не привести к заметному подъему хозяйственной деятельности в Дельте. Именно этим, во многом, обуславливается богатство XIX династии. Более того, некоторое возвышение Северного Египта в противовес Фивам дало возможность царю освободиться от сильного влияния консервативной знати южной столицы.

Здесь, в Восточной Дельте, Рамсес II основывает совершенно новый центр политической и культурной жизни Египта — Пер-Рамсес-Мериамон (“Дом Рамсеса-Возлюбленный-Амоном”) Великий Победами, превратившийся в местопребывание административных учреждений и двора всех фараонов XIX и XX династий. Город был заложен в восточной Дельте, рядом с бывшей столицей гиксосов — Аварисом, где еще при Сети I был возведен роскошный летний дворец. Рамсес с самого начала и до завершения строительства лично руководил работами по созданию своей столицы. Так, прогуливаясь в пустыне недалеко от Гелиополя на 8-м году своего правления, Рамсес II лично выбирал каменные блоки для ваяния статуй, предназначавшихся для храмов Пер-Рамсеса, Мемфиса и Гелиополя, а также назначал распорядителей соответствующими работами, говоря им:

“Вот, выбрали вы рабочих, храбрых мужчин, испытанных в искусстве своем..., умельцев в камне различном, опытных в граните, знакомых с кварцитом..., хороших парней, неутомимых и бдительных в работе весь день, выполняющих задание свое с силой и ловкостью!... Изобильная провизия перед вами... Я ваш постоянный поставщик — припасы (выданные) вам весят более, чем работа ваша в желании моем накормить и напитать вас! Знаю я усилия ваши к рвению и старанию — так вот, удовольствие — работа с наполненным желудком. Зернохранилища завалены зерном для вас... Я наполнил амбары для вас всякими вещами — хлебом, мясом, пирожками, дабы поддержать вас; сандалии, одежды, умащения — довольно их, чтобы умащали вы головы ваши каждые десять дней, меняли одежды ежегодно, чтобы вы были стойкими каждый день. Никто из вас не проводит ночь, оплакивая бедность свою. Приказал я людям многим снабжать вас: рыбакам — снабжать рыбой, другим из садов — снабжать овощами, гончарам — изготовить сосуды, дабы была охлаждена вода для вас в летнюю жару...”167

Отправной точкой для строительства нового города стала уже упоминавшаяся летняя резиденция Сети I с окружающими ее глазуровочными мастерскими и военными бараками. Этот дворец был расширен и роскошно украшен при Рамсесе. Ранее покрытые белой краской стены царских апартаментов и приемных залов теперь блестели глазурованной фаянсовой плиткой самых разнообразных цветов — желтой, коричневой, традиционной голубой, красной и черной.168 Ступени и помост для царского трона были украшены фигурами поверженных врагов, лежащих на цоколе, выполненном в виде зелено-голубых зарослей тростника; покрытая зелено-голубой глазурью, статуя царского льва, повергающего врага, украшала с двух сторон последнюю ступеньку помоста. Дверные проемы, стены и балконы были обрамлены цветными триумфальными сценами и царскими титулатурами Рамсеса, выполненные объемными голубыми иероглифами на белом фоне или наоборот. Стены собственно царских покоев были покрыты уникальными росписями, показывающими птиц и животных в зарослях папируса, дам из женского дома царя, хранителя домашнего очага — бога-карлика Беса, отгоняющего звуком своего бубна злые силы. Не случайно придворный писец восхвалял Пер-Рамсес как “восхитительный балконами, ослепительный залами из лазурита и бирюзы”.169 Рядом с дворцом были укреплены и расширены поселения для военных, разбитые на несколько кварталов.

Вокруг “царского района” выросли другие общественные здания — как административные, так и религиозные. Недалеко от дворца находились дома высших чиновников государства, а среди них и “северная резиденция” фиванского везира Пасера. К югу от царского дворца лежал старый город Аварис с храмами Сетха, “помощника Ра”. К северу были воздвигнуты огромный храм Ра (фасад с запада) и не менее роскошный храм Амона (фасад с востока). Перед храмом Ра стояло, по меньшей мере, четыре пары обелисков, а в его дворах — два песчаниковых наоса, несколько царских колоссов и шесть гранитных стел, прославляющих мощь царя. На северной окраине города храмы Птаха и Сехмет-Уаджет были более скромными; однако, это может быть объяснено строительством в тридцатые годы правления Рамсеса колоссального Зала Юбилеев, предназначенного для ритуалов царского празднества Сед, — возрождения царской силы. Здание было посвящено Птаху-Татенену, “дающему празднества” и солнечному богу Ра-Атуму. Массивные гранитные ворота высотой двенадцать метров вели в колонный зал, построенный по образцу гипостиля в Карнаке с колоннами центрального нефа высотой около десяти метров; второй колонный зал, следующий за гипостилем, насчитывал шесть колонн. Перед входом в Зал Юбилеев когда-то возвышались три пары гранитных обелисков и несколько царских колоссов.

Около западной и северной части города протекали “Воды Ра” — основной восточный рукав Нила, который затем поворачивал к северо-востоку. Южная и восточная части города были обрамлены дополнительным каналом, который, возможно, назывался “Воды Авариса” и соединялся с “озером Резиденции”. Таким образом, город был полностью защищен от окружающего пространства естественными и искусственными водными преградами. Пер-Рамсес выполнял роль наиважнейшего порта, связанного Нилом со Средиземным морем и контролировавшего навигацию по Нилу в направлении Мемфиса и Фив. Большая часть города, помимо домов горожан, была занята доками, складами.

Пер-Рамсес располагался недалеко от пустыни, подходившей к нему с востока, и, одновременно, рядом с плодороднейшими западными землями. В папирусе Анастази III (1,11-3,1) некий писец Пабеса говорит о Пер-Рамсесе:

“...В резиденции прекрасно жить; поля ее полны всяческим превосходным добром; она каждый день снабжается обильной провизией; ее заводи полны рыбой, а ее пруды — птицей; ее луга зелены от травы и растительности высотой в полтора локтя... ее зернохранилища наполнены пшеницей и полбой, поднимаются они до небес... гранаты и яблоки, оливки, фиги из фруктовых садов, сладкое вино из Кенкем, превосходный мед, красная рыба wD из Озера Резиденции... Воды Хора... производят соль и натрон. Корабли (Резиденции) уплывают вдаль и возвращаются в гавань...”170

Отъезды и прибытия царя во время военных событий в Сирии-Палестине или же инспекционных поездок по стране и визитов в Фивы были для столиц событиями первостепенной важности, обязывавшими к многочисленным приготовлениям. Представление о масштабности этих событий дают сохранившиеся отчеты писцов:

“Приготовить все для (прибытия) Его Величества... Сделать 100 круглых подставок для цветочных букетов, 500 корзин для провизии. Поварам и пекарям приготовить: 1000 хлебов из лучшей муки; ... 10000 хлебов (сорта) ибшет; ... 2000 хлебов чет; ... пирожков, 100 корзин, ... 70 блюд, ... 2000 мер... Вяленого мяса — 100 корзин по 300 кусков... Молока — 60 мер; сливок — 90 мер; фасоли — 30 кувшинов. Винограда — 50 мешков; гранатов — 60 мешков; фиг — 300 связок и 20 корзин...”171

И так далее, и тому подобное — травы, жареные гуси, мед, благовония, масла, все виды рыбы и птицы, напитки. Все это было предназначено для встречи царя и его роскошного военного эскорта.

Сегодня сложно даже себе представить, что от ослепительного Пер-Рамсеса почти ничего не осталось. Пер-Рамсес пытались обнаружить в различных пунктах Дельты: в Телль эр-Ретабе, в Танисе, в Кантире, в местности Чель. 172 К концу 80-х годов нашего столетия исследователей привлекали два пункта Восточной Дельты: город Танис и территория в местности Кантир, расположенной в двадцати пяти километрах к юго-западу от Таниса, на стыке Бубастидского и Пелусийского рукавов Нила. Основными приверженцами отождествления Пер-Рамсеса с Танисом выступили П. Монтэ, А. Гардинер, Г. Кеес.173 В пользу локализации Пер-Рамсеса в местности Кантир высказались В. Хейс, Л. Хабаши, Дж. Ван Сетерс и др.174

Проблема состоит в том, что найденные в Танисе памятники времени Рамессидов к моменту открытия уже долгое время не находились in situ, хотя и являются очень значительными: вышеупомянутая стела 400-летия эры Сетха, статуи царей и богов, обелиски, части зданий, колонны. В надписях на этих памятниках имеются упоминания всех основных божеств Пер-Рамсеса, известных по литературным источникам. Естественно, любой подобный архитектурный объект мог быть обнаружен только в городе, в котором почитали это божество. Но то, что все эти памятники не находились в своем первоначальном местоположении может полностью опровергнуть эту гипотезу. Важным обстоятельством является полное отсутствие в Танисе какого-либо археологического пласта, предшествующего XXI династии.175 Обнаруженные в Танисе крупные памятники Рамессидов выглядят очень впечатляюще, однако там не были найдены малогабаритные предметы, датированные XIX—XX династиями ли еще более ранним периодом. Что касается обнаруженных в Танисе блоков строений и статуй с надписями более ранних фараонов, то они могли быть доставлены в Танис правителями XXI династии, с целью застроить и украсить свою новую столицу. Если вспомнить, как в Танис перевозились в это время скульптурные памятники эпохи Среднего царства из Бубастиса176, а одним из саркофагов в погребении Псусеннеса I служил гранитный гроб Мернептаха177, то случившееся с Пер-Рамсесом отнюдь не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Другим местом локализации Пер-Рамсеса может быть, как уже указывалось, Кантир. В настоящее время большая часть этой местности используется для земледелия, однако, несмотря на это, более-менее разрозненные раскопы дают очень богатый археологический материал. Древнейшее поселение здесь было основано во времена Среднего царства Аменемхетом I (ок. 1991—1962 гг. до н.э.) в качестве крепости и центра торговли с Сирией. Немного к северу от Кантира был обнаружен дверной проем из красного гранита, свидетельствующий о том, что его строитель Сенусерт III реставрировал большое здание, возведенное Аменемхетом I.178 Статуя Аменемхета I была найдена возле Телль эд-Дабаа.179 В Эзбет Рушди эс-Сагира был выявлен храм Среднего царства, обнаружен ряд статуй, датированных концом XII династии Среднего царства, в том числе царицы Нефрусебек, некоторые памятники XIII династии.180 Все это указывало на большое политическое значение этой местности в эпоху Среднего царства и Второго Переходного периода. Здесь также были обнаружены следы гиксосских поселений. Роль несомненных доказательств играют найденные здесь многочисленные фрагменты глазурованных плиток времени Рамессидов и глиняные формы, в которых эти плитки были изготовлены.1181 Именно по изображениям этих плиток В. Хейсом были выполнены предварительные реконструкции дворца Пер-Рамсеса. Работавший здесь же Л. Хабаши полностью реконструировал 24 дверных проема этого дворца.182 Все эти архитектурные элементы, а также блоки с именами Рамсеса II были обнаружены в Кантире in situ. В то же время в данной местности отсутствуют остатки каких-либо построек более поздних периодов. Найденные в Кантире статуи и стелы также представляют значительный интерес. В 1954 году здесь было обнаружено основание огромной статуи Рамсеса II с небольшим фрагментом ноги.183 Недалеко находились и другие небольшие части статуи, которую полностью все же реконструировать не удалось. Предположительно, статуя должна была достигать высоты 10 метров. Большинство стел из Кантира невелики и принадлежат жрецам, гражданским и военным чиновникам. Все это позволяет сделать вывод, что здесь находились центры бюрократического управления, хранилища, мастерские, военные посты и храмы, в том числе храмы основных божеств Пер-Рамсеса: Амона, Птаха, Ра, Маат, Себека, Сетха и самого обожествленного Рамсеса II. Особенный интерес представляет происходящая из Кантира стела военного должностного лица по имени Усермаатранахт.184 Из текста стелы следует, что Усермаатранахту за службу в Азии был дан участок земли к западу от Пер-Рамсеса. Верхняя часть стелы изображает царя, повергающего азиатов перед богом Сетхом. Образ этого божества, его украшения и одежды тождественны тому богу Сетху, о котором идет речь на стеле 400-летия эры Сетха. В процессе дальнейших раскопок в Кантире были обнаружены пять глиняных черепков, на которых сообщалось о винограднике к западу от Пер-Рамсеса, принадлежавшем тому же Усермаатранахту.185 Следовательно, эти и другие археологические данные не могут быть расшифрованы иначе, как указывающие на местоположение столицы Рамессидов — город Пер-Рамсес. Кроме того, район Таниса — пустынная местность с немногочисленными участками земли, занятыми растительностью, с почвой, сильно пропитанной морской солью не мог иметь в древности большого сельскохозяйственного значения, тогда как для Кантира описания Пер-Рамсеса кажутся вполне подходящими.

В настоящее время локализация Пер-Рамсеса в Кантире принята практически всеми специалистами. Недавние интереснейшие находки, сделанные в этом месте экспедицией музея Хильдесхайм лишь подтверждают ее.186
   

148 Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973, с.75. Интерпретация А. Ахматовой.

149KRI II, 487-493; Freed R., 1987, p.1-13, 16, 20, 36-39, 43, 332-333.

150 Jeffreys D., Malek J., Smith H. The Survey of Memphis 1982. // JEA 70/1984, p.25; KRI II, 495, B.

151 Mahmoud A. A New Temple for Hathor at Memphis. Warminster, 1978, p.16; KRI II, 496, C.

152 Siliotti A. Egypt: Splendours of an Ancient Civilization. London, 1994, p.142.

153 Saleh M., Sourouzian H., 1987. N 203.

154 Siliotti A. The Pyramids. London, 1997, p.75.

155 Папирус Лейден I, 350. Цит. по Erman & Blackman, Literature of the Ancient Egyptians. London, 1927, p.294.

156 Barguet P. Le Temple d’Amon-Re a Karnak. Cairo, 1962.

157 Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970, илл.13-14.

158 Breasted J., 1906. Vol. III, p.217-218.

159 Freed R., 1987, p.62-63.

160 Ibid., p.60-61.

161 Fazzini R. The Precinct of Mut. // The Art Gallery, Dec/Jan., 1979, p.88-112.

162 Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972, илл. 24-35.

163 Breasted J., 1906. Vol. III, p.236-237.

164 Memnonia I, Le Caire, 1990-1991; Leblanc Ch. Le tombeau d’Osymandyas et la statuaire du Ramesseum.// Me langes Gamal Eddin Mokhtar, 2, 1985, p. 69-82; Leblanc Ch., Hassanein A. Le Ramesseum, temple de millions d’anne es a la gloire de Ramses le Grand.//Dossiers Histoire et Arche ologie 136, 1989, p.36-45; Golvin J.-Cl., Leblanc Ch., Sadek A. Le sauvegarde du Ramesseum.// Sesto congresso internationale di egittologia. Atti. Vol.II. Torino, 1993, p.133-143.

165 Перевод М.Э. Матье. См. Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. I. Древний Восток. - М., 1950. С.105-106.

166 Перепелкин Ю.Я., 1988, с.554.

167 Kitchen K., 1982, p.120.

168 Hayes W.S. Glazed Tiles from a Palace of Ramesses II at Kantir. New York, 1937.

169 Gardiner A.H. Late-Egyptian Miscellanies. Brussels, 1937. P.12.

170 Стучевский И.А.,1984. С.74.

171 Kitchen K., 1982, p.122.

172 Petrie F. Hyksos and Israelite Cities. L., 1906, p.28; Uphill E.P. Pithom and Raamses: their

location and Significance.//JNES 1968, vol. 27, N4.

173 Cм. список соответствующих работ: Стучевский И.А.,1984. С.68.

174 Ibid., c.68.

175 Montet P. Les Enigmes de Tanis. P., 1957, pp. 106, 144.

176 Saleh M., Sourouzian H., 1987. N 102-104.

177 Ibid., N 213; Montet P. Psousennes, La Necropole Royale de Tanis II, Paris, 1951, pls. 75-89, pp. 111-18.

178 Habashi L. Khata’na-Qantir: Importance.// ASAE 1954, T.52, p. 448-450.

179 Ibid., p. 452.

180 Ibid., p. 458.

181 Стучевский И.А.,1984. С.71.

182 Habashi L., 1954, p. 490.

183 Freed R., 1987, p. 56.

184 Habashi L., 1954, p.507.

185 Hamza M., Excavations of the Department of Antiquities at Qantir (Facus District).// ASAE 1930. T.30, pp. 43-45.

186 Pusch E.B. “Pi-Ramesse-geliebt-von-Amun, Hauptquartier Deiner Streitwagentruppen”. Agypter und Hethiter in der Delta-Residenz der Ramessiden. // Pelizaeus-Museum Hldesheim. Die agyptische Sammlung. Mainz, 1993. S. 126-143.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 8 из 14

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга