Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 10 из 14

 
РАМСЕС II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.)
   

Хронология правления

Принц Рамсес при Сети I

Начало самостоятельного правления

Семья Рамсеса II

Военная деятельность Рамсеса II

Дипломатия в Азии

Нубия при Рамсесе II

Триумвират городов

Рамсес II и Долина Нила: строительство и памятники

Религиозная политика

Вельможи двора Рамсеса II

Погребение Рамсеса II

Рамсес Великий и его наследие

Итоги царствования Рамсеса II

Религиозная политика Рамсеса Великого. 
Азиатские пришельцы

Как уже упоминалось, в царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сетха. Их культы особенно поддерживались царем. Всех этих богов он в равной мере считал своими “родителями” и покровителями. В битве при Кадеше ему помогает Амон, в строительстве Пер-Рамсесе — Сетх, в других делах — Птах. В большом “Благословении Птаха”, начертанном на стенах Абу-Симбела, Карнака, Амары и Акши содержится диалог бога и фараона. Бог именует царя сыном от плоти своей, говорит о дарованном ему благоденствии, процветании, долголетии и мудром сердце, таком же, как у самого бога.200

Для религиозной жизни эпохи XIX династии характерно стремление совместить государственные культы друг с другом. Так, в одном из гимнов Амону эпохи Рамсеса II говорится:

“Всего три бога есть: Амон, Ра, Птах. Нет другого. Скрытое имя его как Амон. Ему принадлежит Ра как лицо, Тело его — Птах. Города их на земле в вечности и бесконечности установлены: Фивы, Гелиополь, Мемфис. Посылается божественное послание с небес — слышат в Гелиополе. Повторяется в Мемфисе для прекрасноликого (т.е. Птаха), записывается в Анналах Тота (и посылается) для города Амона вместе с их содержанием — отвечают на замыслы в Фивах. “Выходи, говорится богом, это принадлежит Девятке богов”. Все выходящее из рта его (принадлежит) Амону. Утверждены боги ради него (Амона) согласно приказаниям. Божественное послание отправлено — оно убьет или оживит. Жизнь (и) смерть из-за них для всех людей... Амон, Ра, Птах... всего три”.201

В эпоху Рамессидов в религиозной жизни страны все заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств. В большинстве своем, они в той или иной мере покровительствовали войне и воинам, были духами морской стихии, враждебно воспринимавшейся египтянами. Баал, Баалат, Ашторет, Решеп, Анат, Сутех, Хорон, Кедешет, Йам стали наиболее почитаемыми азиатскими богами в Египте. Одновременно, образы некоторых египетских богов, например, Сетха или Хатхор, испытали в это время такое сильное иноземное влияние, что стали перенимать некоторые их иконографические черты. “В египетском тексте мирного договора, который заключил Рамсес II с Хаттусилисом III, имя бога Сетха среди богов — гарантов договора всюду замещает аккадскую идеограмму, обозначавшую хеттско-хурритского бога грозы. В египетском медицинском папирусе Херст рассказывается о победе Сетха над сирийским богом морской стихии Йамом. В папирусе Честер-Битти I супругами Сетха помимо египетской Нефтиды объявляются сирийские богини Анат и Ашторет.”202 Храмы иноземных богов были во многих городах египетской Дельты. В одном из текстов, описывающих Пер-Рамсес, сказано, что “его западная сторона — дом Амона, его южная часть — дом Сутеха, Ашторет на его востоке, а Буто — в его северной части”.203 В Танисе было обнаружено происходящее, вероятно, из храма Анат в Пер-Рамсесе очень интересное скульптурное изображение Рамсеса с Анат, “матерью его”.204 Многие выходцы из Сирии-Палестины сделали в Египте этого времени головокружительную карьеру, примкнув к многочисленным “виночерпиям” царя или даже заняв высшие посты в государстве, подобно Баи Рамессухаэмнечеру при Саптахе. Азиатское культурное влияние было настолько велико, что даже любимая дочь Рамсеса II носила имя Бент-Анат — “дочь Анат”.

Однако, говорить о тотальном засилии иноземных нравов в Египте Рамессидов было бы явным преувеличением. Традиционная египетская культура ассимилировала азиатские веяния, сделав их неотъемлемой частицей культурного развития страны эпохи XIX—XX династий.

 

Божественный Рамсес: царские празднества “Сед”

Как и каждый царь Египта, Рамсес II воплощал в себе двойственную природу смертного человека, первого среди людей, посредника между миром богов и людей, и, одновременно природу божества, воплощения бога Хора на земле, сына Ра. Особая группа источников, непосредственно связанная с личностью Рамсеса, повествует о проведении тринадцати так называемых ритуалов хеб-Сед — “празднеств Сед”.205 Царское празднество Сед до настоящего времени остается одним из самых загадочных древнеегипетских сакральных ритуалов, несмотря на бесчисленные упоминания в египетской документации. Вероятно, этот ритуал должен был магическим образом обновлять силы царя после тридцати лет его правления; после первого Седа праздник мог повторяться через меньшие отрезки времени. В канонической формуле от лица богов фараону зачастую даруются “миллионы празднеств Сед”, хотя в реальной жизни далеко не каждый царь доживал даже до 30-го года правления. Сам праздник, видимо, отмечался в различные эпохи не одинаково. От времени Аменхотепа III (1386—1349 гг. до н.э.), как и от царствовавшего задолго до него Ниусерра (2453—2422 гг. до н.э.) и несколько веков спустя него Осоркона II (874—850 гг. до н.э.), сохранилось большое количество изображений эпизодов этого ритуала, восходящего к древнейшим эпохам существования египетской цивилизации. Найдено довольно большое количество статуй других владык в специальных праздничных одеяниях.206 Празднество Сед могло длиться более двух месяцев, причем сам юбилей воцарения находился в центре торжественных событий. В первый месяц проводилось воздвижение столба джед, освящение царского балдахина, представление фараону крупнейших вельмож государства. Затем, день тридцатой годовщины воцарения царь проводил в храме, участвуя в целом комплексе ритуалов, включая коронацию в присутствии образов основных богов и их верховных жрецов. При XVIII династии Тутмос III (1504—1450 гг. до н.э.) проводил Сед дважды, несмотря на долгое, более чем пятидесятилетнее правление. Аменхотеп III скончался на следующий год после проведения своего третьего Седа. При Рамсесе II, впервые после долгой паузы, связанной с амарнским кризисом, празднество становится просто “цикличным”; Рамсес II был единственным фараоном, при котором об ожидающемся Седе торжественно объявляли за год до события. Эти объявления делали самые значительные вельможи этого времени: пять первых Седов были объявлены принцем Хаэмуасом и великим везиром Хаи, который также был ответственным за шестой Сед; управитель Рамессеума Иупа ведал девятым Седом; везир Неферренпет объявлял десятый и одиннадцатый праздник. Праздничные надписи обычно высекались в местах, традиционно связанных с наступлением паводка Нила: в Асуане, Гебель Сильсилэ, Эль-Кабе и Арманте,207 так как именно обновленный, преисполненный сил царь был залогом плодородия и процветания страны:

“Вот, великое наводнение (в день) первого Седа Рамсеса II! (Река) прибыла на локоть, нет плотины, устоявшей перед ней, утесы полны рыбой и живы дичью...!”208

Основные события церемонии Сед при Рамсесе II проходили в Пер-Рамсесе209; одновременно необходимые ритуалы традиционно проводились в Мемфисе, древнейшей столице.

Если Аменхотеп III был обожествлен по окончанию своего первого Седа, то Рамсес II не дожидался тридцатого года правления: декорировка большого храма в Абу-Симбеле, как уже упоминалось, несет на себе явные черты процветания там культа Рамсеса II задолго до празднества. Эта же тенденция прослеживается и в других нубийских храмах. Так, храм в Акше был посвящен “образу живому Рамсеса II в странах Лука (Нубии)”, “великому богу, повелителю стран Лука”.210 Форма написания имени “Рамсес” в Акше позволяет датировать этот памятник первой третью правления — до 21 года.

Даже в самом Египте процветал культ царя, связанный, прежде всего с колоссальными статуями. Так, один из колоссов Рамсеса II, воздвигнутый на девятом году его правления, носил имя “Рамсес Мериамон — Бог”.211 В этом Рамсес II в какой-то мере подражал Аменхотепу III, который также давал подобные имена своим скульптурным изображениям. Так, колосс Мемнона и его южный двойник назывались “Владыка Владык”212; такое же имя носила и статуя Рамсеса II.213 Наверное, самое интересное имя было у одного из колоссов Рамсеса, изображающих царя сидящим на троне в сопровождении Нефертари, в первом дворе храма Амона в Луксоре — “Солнце властителей”; идентичное имя носил один из царских колоссов в Пер-Рамсесе. Установлено, что одна из статуй Пер-Рамсеса — “Монту-Обеих-земель” была изображена в качестве объекта культа на 57 стелах частных лиц из Кантира.214 Объектами культа считались также скарабеи с начертанными на брюшке царскими именами. В последние годы правления, словно желая подтвердить свою божественность, Рамсес II принял особое имя – “Великая Душа Ра-Хорахте”, объявляя себя таким образом воплощением солнечного бога на земле.215 Источники по обожествлению Рамсеса крайне разнообразны и их изучение еще далеко не завершено. Несомненно, Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древнейших времен были характерны для мировоззрения жителей долины Нила.
   

200 C erny J., Edel E., Abou-Simbel. Decrete Ptah. Le Caire, 1963.

201 Gardiner A., Hymns to Amon from Leiden Papyrus.// ZA S 2 (1906), s. 35.

202 Стучевский И.А., 1984, с. 99-100;

203 Gardiner A., Late-Egyptian Miscellanies. Bruxelles, 1937, pp. 40-41.

204 Матье М.Э., Искусство Древнего Египта. - М., 1958, с. 179.

205 Hornung E., Staehelin E., Studien zum Sedfest.//Aegyptiaca Helvetica 1, Bale, Geneve, 1974, s. 38-39, 68; Habachi L., The Jubilees of Ramesses II and Amenophis III with Reference to Certain Aspects of their Celebration.// ZAS 97 (1971), s. 64-72.

206 Sourouzian H., Inventaire Iconograpnique des Statues en Manteau Jubilaire de l’Epoque thinite jusqu’a leur disparition sous Amenhotep III.// Hommages a Jean Leclant. BdE 106/1. Le Caire, 1993, pp. 499-530.

207 Helck W., Nilhohe und Jubilaumsfest.// ZAS 93 (1966), s.74-79.

208 Kitchen K., 1982, p. 182.

209 Kitchen K., 1982, p. 182.

210 KRI II, 773-775.

211 KRI II, 361, 6.

212 Habachi L. Features of the Deification of Ramses II. 1969, p. 48.

213 Habachi L., The Qantir Stela of the Vizier Rahotep and the Statue “Ruler-of-Rulers”.// Festgabe Will,Cologne, 1966, pp. 67-77.

214 Ibid., p. 31.

215 Kitchen K., 1982, p. 178.

 

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 10 из 14

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга