Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 14 из 14

 
РАМСЕС II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.)
   

Хронология правления

Принц Рамсес при Сети I

Начало самостоятельного правления

Семья Рамсеса II

Военная деятельность Рамсеса II

Дипломатия в Азии

Нубия при Рамсесе II

Триумвират городов

Рамсес II и Долина Нила: строительство и памятники

Религиозная политика

Вельможи двора Рамсеса II

Погребение Рамсеса II

Рамсес Великий и его наследие

Итоги царствования Рамсеса II

Итоги царствования Рамсеса II

Труды Рамсеса II велики. Его эпоха, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации, как одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Величие личности Рамсеса еще больше оттеняется посредственностью его преемников, посредственностью, которая, быть может, являлась причиной долгой жизни “Возлюбленного Амоном”.

“Долгие царствования сильных личностей чаще всего были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Однако если царствование длится слишком долго и если оно превышает время жизни одного, а то и двух поколений, то оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка”, — пишет известный германский египтолог Р. Штадельманн,256 сравнивая Рамсеса II с более близкими к нам по временной лестнице Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.

Наверное, самый яркий аспект царствования Рамсеса II — это возвеличивание им самим своей власти. Традиционный образ египетского фараона, вечного владыки Египта и земель сопредельных, воплощения Хора на земле, поддерживающего вселенскую гармонию Маат, достиг при нем высшей точки своего обожествления. Свидетельств тому не счесть: многие сотни колоссов, титулов и сакральных формул, подчеркивающих божественность “обладателя престола Хора на миллионы лет”. При XXII, Ливийской, династии титулы “сын царский Амона” и “сын царский Рамсеса” будут практически идентичными, словно между божественными именами “Амон” и “Рамсес” нет никакого различия. Несомненно, что своеобразной моделью для Рамсеса II послужило царствование Аменхотепа III и, в какой-то мере, амарнский кризис; несмотря на официальную реставрацию, которая последовала за крахом Эхнатона, то немногое положительное, что было создано в Ахетатоне, традиционная египетская культура приняла и ассимилировала. Именно этому процессу удивительного сочетания традиционных форм искусства времени XVIII династии и амарнской экзальтации условности и, одновременно, реализма, мы обязаны появлением таких шедевров искусства эпохи Рамсесов, как росписи гробницы Нефертари или статуя Рамсеса II из собрания египетского музея в Турине.

“Нет более несправедливого утверждения как то, что при Рамсесе II начался упадок духовной культуры и искусства”257, — писал еще в начале XX века Гастон Масперо и был воистину прав, ибо те художники, которые создали комплексы Абу-Симбела, рельефы Абидоса и, наконец, бюст принцессы Меритамон, были достойными преемниками своих предшественников — Тутмоса, создавшего портреты Нефертити, Инени, строившего храм Амона в Карнаке, Хемиуна, воздвигшего комплекс Хуфу в Гизе, многих и многих других, чьи имена стерли тысячелетия.

Правители следующей, XX, династии все как один носили от рождения ставшее легендарным имя “Рамсес”, как, впрочем, и престольное имя “Усермаатра”, по своему значению в конце Нового царства приближавшееся к самому понятию “фараон”.
   

256 Stadelmann R., Die lange Regierung Ramses’II.// MDAIK 37 (1981), s. 457.

257 Масперо Г., Египет. - М., 1915, с. 239-240.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 14 из 14

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга