Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 6 из 11

 
СЕТИ I
(ок. 1291 - 1278 гг. до н.э.)

Семья Сети I

Военные действия в Сирии, Палестине и Ливии при Сети I

Нубийский поход Сети I

В поисках вселенской гармонии. Монументальные памятники Сети I

Абидос

Карнак

Поминальный храм в Курне

Реставрация памятников. Нижний Египет

Гробница Сети I

Окружение царя и древнеегипетское общество эпохи XIX династии

Дейр эль-Мединэ

Карнак

Фивы также не были обделены вниманием Сети I. В Карнаке был воздвигнут грандиозный гипостильный зал между III пилоном эпохи Аменхотепа III и II, возведенным при Хоремхебе. Начало строительству было положено еще при Рамсесе I, однако краткость его правления помещала воплотить в жизнь колоссальный проект. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок не распустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были отделаны листами золота и покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 м2. Зал воспроизводил заросли папируса, в которых когда-то в предвечные времена появился на божественном цветке лотоса бог солнца Ра.

“Сети I, он воздвиг это для отца своего, Амона-Ра, господина Фив, построив для него великий и прекрасный храм из песчаника великолепного... Сказано Амоном-Ра, царем богов: “О сын мой, от плоти моей, возлюбленный, Владыка Обеих земель, Менмаатра, рожденный Ра. Как прекрасно то, что сделано тобой! Ты вновь возрадовал Дом мой”... Вот - создатель памятников с любящим сердцем в Доме Отца своего, Амона”, -

говорится в знаменитой надписи Сети I в Карнаке.64 Окончательная декорировка и отделка гипостиля была завершена лишь при Рамсесе II.

Увидев гипостиль Карнакского храма, французский египтолог Ж.-Ф. Шампольон, которому принадлежит честь дешифровки иероглифов, писал своему брату: “Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца”.65

Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его “необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного... Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед тим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих”.66 Имена этих зодчих теперь нам известны - это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени - Дидиа.67 В Карнаке Сети I также перестроил небольшой киоск Аменхотепа II в поминальный храм этого царя.68

Из Карнака происходит знаменитая алебастровая статуя Сети I, хранящаяся в Каирском музее. Во время Позднего периода, когда многочисленные дворы храма были переполнены скульптурой, большое количество памятников было погребено под полом одного из дворов. Состоящая из шести фрагментов и лишенная драгоценной отделки (утрачены головной убор, браслеты, ожерелье и набедренная повязка, выполненные из золота), статуя Сети I была найдена там Легреном в 1904.69 На столбе за спиной статуи сохранилось титулатура и имя царя. Скульптор, выполняя постоянное требование египетского придворного искусства - создать образ могучего правителя, сумел разрешить эту задачу не столько увеличивая объем статуи и превознося физическую “несгибаемость” фараона, но, наоборот, используя унаследованное от эпохи Амарны тонкое “светское” искусство пластической обработки материала, великолепно улавливая портретное сходство. 

64

Breasted J., 1906, p.94.

65

J.F. Champollion. Lettres de Champollion le jeune, recuillies et annote es par H. Hartleben. Vol I-II. Paris, 1909.

66

Норов А.С. Путешествие по Египту и Нубиию Ч. I. С-Пб., 1883, c.126-127.

67

В собрании Лувра хранится палетка с красками, принадлежавшая Дидиа, а также великолепная стела с изрображением самого художника и его супруги Иуи, певицы бога Амона, перед богами абидосской триады. См. Ziegler Ch. et alli. Ancient Egypt at the Louvre. Paris, 1997, pp. 140-141.

68

PM II, 185-186.

69

Saleh M., Sourouzian H., 1987. N201. (JE 36692); Vandier J. Manuel d’Arche ologie Egyptienne. Paris, 1972. Vol. III, p.391; PM II, 140.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 6 из 11

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга