Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 9 из 11

 
СЕТИ I
(ок. 1291 - 1278 гг. до н.э.)

Семья Сети I

Военные действия в Сирии, Палестине и Ливии при Сети I

Нубийский поход Сети I

В поисках вселенской гармонии. Монументальные памятники Сети I

Абидос

Карнак

Поминальный храм в Курне

Реставрация памятников. Нижний Египет

Гробница Сети I

Окружение царя и древнеегипетское общество эпохи XIX династии

Дейр эль-Мединэ

Гробница Сети I

Осирийон - легендарная гробница Осириса в Абидосе.
Осирийон - легендарная гробница Осириса в Абидосе.
  
Увеличить
   

“16 Октября 1817 года я продолжил свои раскопки в долине Бибан эль-Молук и направился к тому счастливому пятну на почве, которое возместило все неприятности, испытанные мною во время исследований. Возможно, это был один из самых счастливых дней в своей жизни…”,83 - писал итальянский археолог и авантюрист Джованни Бельцони в своих мемуарах об открытии засыпанного входа в гробницу Сети I (KV17).

Усыпальница Сети, часто называемая “гробницей Бельцони”, самая большая и роскошная в Долине царей. Впервые нарушив традицию покрывать росписями лишь самые важные помещения гробницы, мастера создали потрясающий и непревзойденный шедевр египетского заупокойного зодчества, от входа и до погребальной камеры декорированный в технике раскрашенного рельефа. Некоторые помещения остались незавершенными: рельеф в них только прорисован красной краской и выправлен старшим мастером при помощи черного красителя; затем следовала работа скульптура и завершающий этап нанесения красочного слоя. Подобно стенам гробницы, алебастровый саркофаг царя также был покрыт изящными рельефами, инкрустированными голубой стеклянной пастой, - сценами из заупокойных текстов - Книги Врат и Книги Мертвых. Бельцони вывез памятник в Лондон, где он выставлен в настоящее время в музее Джона Слоана.84 Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены Эмилем Бругшем в тайнике Дейр эль-Бахри (DB320) в 1881 году.85

Самая длинная и глубокая во всей Долине царей, усыпальница Сети I состоит из двух наклонных коридоров-лестниц, ведущих к комнате с шахтой в полу и первому колонному залу; в этом месте в гробнице появляется “вторая ось”, состоящая из одного зала с незавершенными рельефами, предназначение которого, возможно, состояло в обмане грабителей.86 Настоящая ось залов спускалась ниже к погребальной камере. Этот огромный и роскошно отделанный зал окружен предшествующим колонным залом и тремя дополнительными помещениями; кроме того, здесь имеются ниши ритуального назначения. Дополнительный коридор, единственный подобный в Долине царей, ведет из погребальной камеры вниз, вглубь скалы; он не расчищен до сих пор.

Уникальные по уровню исполнения и изяществу, рельефы гробницы посвящены двум основным темам: предстояния и жертвоприношения царя перед божествами и иллюстрации к так называемым “Книгам Загробного мира”. В усыпальнице представлены четыре подобных текста: Амдуат, Литании Ра, Книга Врат и Книга божественной Коровы. Они дополняются сценами ритуала Отверзания уст, благодаря которому усопший царь мог в загробном мире двигаться, дышать, принимать пищу.

Среди сцен с изображениями богов в гробнице доминирует образ бога солнца Ра, творца вселенной, ночное путешествие которого давало умершему возможность воскреснуть. В царской гробнице умерший правитель сливается с солнечным божеством, или, по крайней мере, выступает в роли его спутника, таким образом включаясь в циклическое движение солнца, возвращающегося на небо каждый раз после плавания по загробному миру - обиталищу усопших и духов. Идея участия царя в этом путешествии легла в основу Литаний Ра или Книги Восхваления Ра на Западе, сцены которой украшают стены первых двух коридоров усыпальницы Сети I. Среди нескольких молитв, составляющих Литании, первая и самая длинная обращается к божеству с семидесяти пятью призывами, связанными с его функциями в загробном мире во время путешествия по областям умерших.

Одна из важнейших тем Литаний - встреча Ра и Осириса в загробном мире для того, чтобы объединиться в единое Великое Божество – “Ра этот, упокоившийся в Осирисе и Осирис, упокоившийся в Ра” - божественную двойную душу, упоминаемую в 17 главе Книги Мертвых.87 Одновременно бог Ра - это душа Великого Божества, идущая в загробный мир чтобы воссоединиться со своим телом - Осирисом. Подобным образом, душа умершего царя соединяется с Ра и пересекает время и пространство чтобы обрести тело, соединившееся с Осирисом, Владыкой Великого Запада.

Амдуат и Книга Врат дают нам детальное описание загробного мира. Нам неизвестно древнеегипетское название Книги Врат, тогда как Амдуат (“То, что в Загробном царстве”), в древности называлась “Писания Тайного Покоя”. Они обе очень близки по своему замыслу, разделяя пространство, пересекаемое богом солнца на двенадцать частей по аналогии с двенадцатью часами ночи. Каждая из двенадцати областей представлена в трех горизонтальных регистрах с рельефами. Среднюю часть сцен занимают изображения ладьи Ра. Книга Врат дополняет картину знанием об огромных воротах в каждую область, охраняемых змеями и демоническими сущностями, вооруженными ножами. Именно они уничтожают каждого, кто пытается пройти врата, не произнеся нужного заклинания.

В своей ладье Ра представлен в виде бараноголового божества; в древнеегипетском языке слова “баран” и “душа” звучат одинаково - bA и здесь, по-видимому, мы имеем дело с дополнительным подтекстом изображения: бараноголовый бог спускается в загробное царство как душа bA, чтобы воссоединиться с телом. Согласно Амдуат, в ладье вместе с Ра находятся различные божества – “Открыватель путей” Упуат, Хатхор – “Владычица Ладьи” и Хор – “Рулевой”. В более поздних версиях Книги Врат мы встречаем только двух богов - Сиа – “Разум” и Хека – “Магическую силу”, сопровождающих бога солнца в его плавании у истоков бытия. Время изображения представляют по разному: бесконечный змей, двенадцать звезд или двенадцать прекрасных женщин - все это символы часов ночи. сопровождающих “Ладью Миллионов Лет”. Вслед за Ра в “открытые” им области этого загадочного мира вступают души умерших. Время, идущее в загробном мире вспять, согласно которому солнечная барка движется в направлении обратном обычному, земному - с запада на восток, отражается и на богах Ладьи Миллионов Лет: пройдя в заключительном часе ночи сквозь тело огромного змея, они выходят из его рта омоложенными, “словно дети”.

Опасность остановки вечного движения солнца персонифицируется в загробном мире в образе гигантского змея Апопа, выпивающего воды под ладьей Ра. Сцены уничтожения Апопа богами и эпизоды сожжения врагов Ра в огненных озерах имеются как в Амдуат, так и в Книге Врат.

Книга Божественной Коровы рассказывает о других врагах Ра - людях, взбунтовавшихся против творца вселенной в далекие времена, когда еще сам Ра правил землей. Отправленное на борьбу с ними “Солнечное Око”, персонифицированное грозной богиней Сехмет, уничтожило большинство бунтовщиков и смилостивилось над оставшимися лишь благодаря вмешательству самого Ра. Затем боги покидают землю, поднявшись в небеса на спине Небесной коровы. Начинается новый этап творения, когда зло на земле будет повержено воскресшим Осирисом, ставшим в загробном мире судьей душ умерших, соизмеряющим вес людских сердец со страусовым пером - символом богини вселенской гармонии Маат.

В то время как праведные души обретают блаженство на Сехет Иару - Полях Зеленого Тростника, грешники, сжигаемые в озерах пламени, ожидают своей очереди, чтобы получить новое, избавленное от грехов тело. Только соединение души bA и тела обеспечивает надежду на будущее возрождение. Сам же Ра, соединившись с Осирисом и возродившись в образе скарабея Хепри, рождается вновь на восточном горизонте неба и продолжает свой нескончаемый путь.

Сцены из Амдуат и Книги Врат покрывают большую часть пространства стен гробницы Сети I. Пространство потолка погребальной камеры заполнено изображениями звезд и группой созвездий северной части неба, которая считалась самой важной на небосводе. Месехтиу – “Бычья нога” (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут – “Исидой, Матерью Грозной” - Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов.

“Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде - Гиппопотаму после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов”88, -

говорится в тексте Книги Дня и Ночи  и мифологическом папирусе Жюмильяк. Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня охранительница умерших часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия “звезды бога РаНечер-Ру – “Божественного Льва”, крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод - бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств - Мааэнитеф – “Видящий отца своего”, Иренджетеф – “Сотворивший тело свое”, Ирренефджесеф – “Сам создавший имя свое”, некоторые другие; замыкал процессию умерший царь.

Таким образом, царская мумия лежала под телом богини неба Нут, изображенной также на внутренней стороне крышки саркофага и принимающей усопшего в свои бессмертные объятия.89

83

Reeves N., Wilkinson R., 1996, p. 137.

84

Hornung E. The Tomb of Pharaoh Seti I. Mu nchen, 1991, p.25.

85

El Mahdy Ch. Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt. London, 1995, p. 37.

86

Подобные “ложные” вторые оси с боковыми камерами были затем повторены в большинстве царских гробниц XIX династии.

87

McDonald J. House of Eternity: The Tomb of Nefertari. London, 1996, p. 50.

88

Neugebauer-Paker, Egyptian Astronomical Texts. Vol. III. London, 1969, p.74.

89

Reeves N., Wilkinson R., 1996, p.137.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 9 из 11

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга