Главная страница

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 10 из 11

 
СЕТИ I
(ок. 1291 - 1278 гг. до н.э.)

Семья Сети I

Военные действия в Сирии, Палестине и Ливии при Сети I

Нубийский поход Сети I

В поисках вселенской гармонии. Монументальные памятники Сети I

Абидос

Карнак

Поминальный храм в Курне

Реставрация памятников. Нижний Египет

Гробница Сети I

Окружение царя и древнеегипетское общество эпохи XIX династии

Дейр эль-Мединэ

Окружение царя и древнеегипетское общество эпохи XIX династии

Во главе Обеих земель стоял один человек и одновременно “живой бог” - фараон. Ему подчинялись два везира Юга и Севера, верховные жрецы богов, наместники царя в чужеземных странах и другие титулованные вельможи государства. Один из самых известных людей эпохи Рамессидов, чати (везир) Пасер, вступил в должность при Сети I, сменив на посту своего предшественника - Небамона. Хорошо известны его великолепные скульптурные портреты и роскошная гробница.90 Свои функции этот вельможа продолжал выполнять и позже, собственными руками коронуя Рамсеса II. Огромное количество памятников сохранилось и от Хор-Мина, управителя царского гарема в Мемфисе.91 Нубия управлялась наместниками – “царскими сыновьями Куша” Иуни и Аменемипетом, сохранявшим власть еще в начале царствования Рамсеса II.92 При Сети I были назначены специальные управители землями оазисов. Так, хорошо известна гробница Аменхотепа, управителя оазиса Бахария.93 Эпоха Рамессидов стала временем, когда с одной стороны существовала характерная еще для конца амарнской эпохи тенденция к стремительному увеличению чиновничества, а с другой стороны, продолжилось значительное расслоение знати; в целом же, общество стало гораздо более космополитичным.

За высокопоставленными столичными вельможами и чиновниками в социальной пирамиде следовали областные чиновники и служащие вплоть до деревенского писца. Бок о бок с чиновниками среднего и низшего рангов существовали разнообразные ремесленники и художники, скульпторы, ювелиры, горшечники и работники кожевенных мастерских. Не следует забывать также и о военных, которые от генерала до рядового все как один презирали гражданских чиновников, хотя, впрочем, последние отвечали им в этом, судя по текстам поучений, полной взаимностью и убеждали потомков не прельщать себя военной службой и продолжать совершенствоваться в умениях писца, “искусного пальцами своими”.

“... Будь писцом! Освобожден он от всяких повинностей; он защищен от работы всякой. Избавлен он от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от (сечения) прутьями, не будешь ты находиться под (началом) многих господ, под (властью) многочисленных начальников. Выходит человек из утробы матери своей, и коленоприклонен он (уже) перед начальником своим. Ребенок (уже) прислуживает у воина, юноша (служит) лучником, старик отдан в земледельцы, мужчина же (предназначен) в воины. Хромой отдан в привратники, [сле]пой - в кормящего скот. Птицелов отправляется на ток, рыболов погружается (в воду). Жрец Hm-(nTr) стал земледельцем, жрец wab справляет службы, он проводит время, трижды погружаясь в реку и не отличая зимы от лета и (не взирая) на ветреное и дождливое небо. Начальник загона стал рабом, его упряжка (лошадей) покинута в поле, и выдают зерно жене его, а дочь стоит на плотине (на работе?)... Пекарь стоит и печет, помещая хлебы на огонь, причем голова его внутри (печи), и держит сын его за ноги его (чтобы он не упал в печь). Однажды выскальзывает он из рук сына своего и падает на дно печи, исключая писца: это он руководит работой всякой в стране этой”, - гласит текст папируса с поучениями, показывая призвание писца выше всех других.94

В основе устройства и функционирования общества стояли земледельцы. “Вся эта внушительная социальная пирамида нуждалась в обширной, сильной и просторной базе для существования, одним словом, им нужно было есть”.95 Действительно, во все периоды существования древнеегипетской цивилизации, большинство населения страны составляли именно земледельцы, плоды труда которых, в особенности знаменитый в Древнем мире египетский хлеб, обеспечивали жизнь всех остальных египтян, а часто, в голодные годы и обитателей соседних стран.

Несмотря на это, сельскохозяйственные работы часто были неблагодарным трудом; при высоком уровне разлива Нила продукции с избытком хватало на всех, тогда как в “плохой” год в стране нередко возникал голод:

“... Разве не помнишь ты участи земледельца, когда учтен урожай (его), после того как змея похитила (одну) половину его и пожрал гиппопотам другую (половину? Ведь) множество мышей в поле. Саранча налетела, скот (все) пожрал. Воробьи же приносят горе земледельцу. Остаток (урожая) на току (почти) исчерпан и (достается) ворам, а плата за нанятый скот пропала, так как упряжка (скота) подохла от переутомления при молотьбе и пахоте. И вот причалил к берегу писец, который будет учитывать урожай. (Сопровождающие его) сборщики налога (вооружены) палками, а (его) нубийцы - прутьями. Они говорят: “давай зерно”, а его нет. Бьют они его (земледельца) яростно. Он связан и брошен в колодец, он захлебывается. Жена его связана в присутствии его, а дети его в узах. Соседи его покидают его и бегут (в страхе), а зерно их исчезает…”96

Во время сезона ахет – “наводнения”, земледельцы, освободившиеся от работы в поле, призывались на общественные работы по добыче камня, строительству. После спада уровня реки, оплодотворенная несущими животворящий ил водами Осириса-Нила, земля-Исида принимала в себя зерно - божество Непри, которое всходило новой жизнью, в “вечности и бесконечности”, уподобленное возродившемуся Осирису. Наступал сезон перет – “всходы”. На полях колосились злаки и весь Египет, как и сейчас, казался огромным полотном, сотканным из зеленых, желтых и черных лоскутков, протянутым от Средиземного моря до нильских порогов в Нубии. Собирался урожай и приходило время сезона шему – “засухи”, когда из Та Дешрет - сжимающей долину Нила “красной земли” пустыни, обители Сетха, начинал дуть хамсин - песчаный ветер: на Та Кемет, плодородную черную землю Египта наступали пески. Проводили каналы и поднимали спасительную воду на более высокие участки с помощью шадуфа – “журавля” земледельцы, включенные судьбой в этот нескончаемый жизненный и одновременно высокосакральный ритм.

90

Desroches Noblecourt Ch., 1996, p.98.

91

“Гарем” в классическом понимании этого слова никогда не существовал в Древнем Египте; каждая жена царя жила в своей собственнной резиденции рядом с царским дворцом. Однако с экономической точки зрения, все царские жены были одной единицей. См: Солкин В.В. Социальный статус женщины в Древнем Египте.// Женщина в Российском обществе, N 2/1997. С.20-26. Памятники Хор-Мина см: KRI I, pp. 309-319; KRI III, 205, 11-12.

92

Habachi, LA III, s. 633-634.

93

Gosline Sh., Reevaluation of the tomb of Amenhotep, Governor of Baharia.//DE 8 (1987), pp. 15-20.

94

Папирус Anastasi II, 6,7-8,5. Коростовцев М.А., Писцы Древнего Египта. - М., 1962, с. 145.

95

Kitchen K., 1982, p. 183.

96

Папирус Anastasi V, 15,7-17, Коростовцев М.А., 1962, с. 152.

(C) Солкин В.В., 2000

(C) Издательство "Алетейа", 2000

Материал предоставил: Солкин Виктор
  

<<Назад Содержание разделаДалее>>

Страница 10 из 11

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга