Главная страница

<<Назад

Греция

   
ПЛАТОН

427—347 до н.э.—один из выдающихся греч. мыслителей; происходил из древнего афинского аристократического рода. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, Платон как великий политический мыслитель приложил все усилия к тому, чтобы разработать проект государственного устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма в его изначальном смысле. В 388—387 до н.э. Платон основал в Афинах собственную школу — Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировать клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им. Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология — основные составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах. На фоне политических смут и духовных брожений своего времени Платон по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильного обществ, строя. С этой целью Платон опровергал гносеологический софистический релятивизм и доказывал возможность точного знания. Платон опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений. На уровне чувств, восприятия объективного мира вещей мы имеем дело, например, с окружностями, более или менее точными, в то время как на понятийном уровне мышления мы созерцаем идеальную (idein) окружность. Так и отдельные добродетельные поступки являются лишь несовершенными проявлениями идеи о справедливости как таковой. Т. о., Платон пришел к двум видам познания: чувств, восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно Платону, чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому—мир идей. Каково отношение мира идей к чувств, вещам, или миру вещей? Ясного ответа на этот вопрос Платон не дает. Он ограничивается такого рода высказываниями, как: “мир идей отражается в мире вещей”, “мир вещей участвует в мире идей” и т.д. Платон полагает, что идеальное, например человеческая мысль, представляет собой “воспоминания” душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само “воспоминание” (анамнесис) приходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы. Учение Платона о государстве тесно связано с этикой и психологией. Основной идеей “Государства” Платона является идея справедливости, создание идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и т. н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т. д. По Платону, каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага, как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическим добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоническое сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй. Государственному строю и идее справедливости соответствует душа человека, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Платон пытался реализовать свои политические идеи в Сицилии (Сиракузы), но безуспешно. В “Законах”, относящихся к последнему периоду его творчества, и отразилось его разочарование. Именно в “Законах” он изобразил своего рода полицейское (казарменное) государство, которое принуждает людей быть “счастливыми” против их воли. Философы-правители в своей деятельности ориентируются на высшую форму познания—диалектику идей. Любая деятельность, связанная с чувственными вещами (а чувственные вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, в то время как подлинным бытием у него является идеальный мир), это низший уровень деятельности. По Платону, искусство есть подражание (мимесис) вещам, а сами вещи—подражание идеям. Поэтому искусство—“подражание подражанию”, оно побочно как в отношении истины, так и в отношении естественных наук. По Платону, мир случайного, неопределенного и изменчивого постигается не в научных понятиях, но в мифических образах. Так, в диалоге “Тимей” процесс построения мира Демиургом описан на основе исследования коллег Платона по Академии, хотя с точки зрения теории идей математизация эмпирической реальности, в сущности, невозможна, ибо она означает приложение идей к реальному миру. Однако математика как учение об идеальных величинах играла весьма значительную роль в платоновской философии. Достаточно сказать, что такие великие ученые нового времени, как Коперник, Кеплер и Галилей, при математизации естественных наук считали Платона своим идейным предшественником, а себя—платониками. “Мистическая часть их философии” восходит к философии Платона, которая в свою очередь связана с орфико-пифагорейским учением о бессмертии души и смерти как начале истинной жизни. Неоплатоновская мистика, гностическое учение и христианство в определенной степени тот же идейный источник. Влияние платонизма сказывается и в наши дни, в современном западном мире. Вместе с тем учение Платона, и в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки. Сказанное касается также платоновского анализа языка и мышления, проблемы бытия, а также соотношения единичного и общего.

Источник:
Словарь античности. Пер. с нем. - М. Прогресс, 1989, ISBN-5-01-001588-9

  

<<Назад

Греция

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга