Главная страница

<<Назад

Греция

   
Ямвлих  

ЯМВЛИХ (ок. 280 – 330 н.э.), греческий философ, основатель т.н. сирийской школы неоплатонизма. Родился в Халкиде в Сирии, учился у Порфирия в Риме, вернулся в Сирию, где проповедовал учение Плотина. Ямвлих – автор многочисленных сочинений, среди которых до нашего времени дошли трактаты О пифагорейской жизни, Увещание к философии, Теологумены арифметики, О египетских мистериях и др. Многие произведения Ямвлиха не сохранились (О душе, О богах, ряд комментариев к платоновским диалогам), хотя о них упоминают и его современники, и позднейшие комментаторы (Прокл, Дамаский, Стобей). Ямвлих – один из основоположников традиции комментирования диалогов Платона. 
Учения Ямвлиха представляют собой попытку практического приложения неоплатонических идей о мировой иерархии и Едином. В учение Плотина о Едином Ямвлих вводит различение совершенно непостижимого, не подлежащего наименованию или суждению абсолютно трансцендентного Единого и, кроме того, Единого как основы и источника всей последующей мировой иерархии, а также как Блага (для Плотина Единое было тождественно Благу, у Ямвлиха Единое в первом его понимании выше Блага). Наивысшими порядками в нисходящей от Единого иерархии Ямвлих полагает мир идей (мыслимое), мир мыслящих существ (мыслящее – Нус, жизнь, Демиург). Ниже последнего расположена надмировая Душа, затем – внутримировые души. Продолжая классификацию, Ямвлих насчитывает несколько сотен богов, демонов, ангелов и героев «народной религии», выстраивающихся в иерархические порядки, часто применяя триадический принцип. Ямвлих добавляет к видам добродетелей, описанных у Порфирия (а именно добродетелей «политических» и «катартических», т.е. связанных с освобождением от страстей), добродетели «теоретические», благодаря которым душа обращается к Нусу (Уму) и созерцает его и нисхождение иерархических порядков. Последний вид Порфириевых добродетелей, добродетели «парадигматические», Ямвлих трактует как способ отождествления души с Нусом (по Порфирию, месторасположением идей и прообразом, парадигмой всех вещей). Наивысшим же видом добродетели, стоящим над рядом из первых четырех видов добродетели (у Порфирия их было только три), следует считать добродетели священнические, т.е. веру в богов, благодаря которой достигается экстатическое отождествление (единение) с Единым. Чтобы общаться с богами и демонами, более того, воздействовать на них, вынуждая к определенным поступкам, необходимы знания о правильных способах и приемах жертвоприношений, молитвы, о мантике и теургии, о предсказаниях, пророчествах, заклинаниях, об освобождении от всего чувственного и т.п. По Ямвлиху, человек обладает врожденным непоредственным знанием о богах, которое дано ему вместе с врожденным внутренним стремлением к Благу (Единому).

Источник: http://www.krugosvet.ru

     

<<Назад

Греция

Карты
Личности
Страны и племена
Военное искусство
Экскурсии
Хрестоматия
Новые теории
Общие статьи



Поиск
Ссылки
Хронология
Новости истории
Форум
О сайте
Гостевая книга